Вехи памяти моей. куба, октябрь 1982 года

Валентин Савин
 
Делегация Госкомспорта СССР в составе председателя Сергея Павлова, его зама Владимира Носова, начальника международного управления Дмитрия Прохорова, начальника управления планирования Юрия Березина и с ними я находилась с визитом
на Кубе с 23 по 27 октября 1982 года.
По прилёте в Гавану 23 октября прямо в аэропорту состоялась пресс-конференция
С.П. Павлова. Он рассказал о цели визита, о дальнейшем развитии двусторонних спортивных связях наших стран, ответил на вопросы о развитии спорта и спортивного движения в СССР.   Поблагодарил кубинцев за приглашение поучаствовать в проводимой в их стране Генеральной ассамблее Ассоциации национальных олимпийских комитетов (ГА АНОК), а также встрече с руководством спортивных организаций.
В тот же день ближе к вечеру кубинские коллеги организовали нам поездку на пляж «Санта Мария». Там С. Павлов и я искупались в Атлантическом океане.    
В последующие дни в ходе визита мы общались с руководителями спорта Кубы и нашими партнёрами по социалистическому лагерю. Кубинцы пригласили нас на совещание президента МОК Хуана Антонио Самаранча и президента Ассоциации национальных олимпийских комитетов мира (АНОК) мексиканца Марио Васкеса Ранья.   
Шло широкое обсуждение предстоящих в 1984 году в Лос-Анджелесе олимпийских игр, проблем их коммерциализации и профессионализации. Делегаты осуждали предстоящее участие в предолимпийской регате в Лос-Анджелесе парусников из ЮАР, спортсменов Израиля. Практически все представители осуждали американцев и их сообщников из некоторых международных федераций. В частности, итальянец Примо Небиоло - президент Международной любительской ассоциации легкой атлетики (ИААФ) за их поддержку в вопросе совместного участия в играх любителей и профессионалов. Того же Марио Васкеса Ранья, который считал, что это расширит интерес к играм и привлечёт спонсоров и дополнительные средства международным спортивным федерациям (МСФ).
Сергей Павлов категорически возражал против такой постановки вопроса, говоря: "Зачем тогда нужны МОК, МСФ, АНОК если за всё будут платить спонсоры. Зачем спортсменам нужен Небиоло и Марио Васкес Ранья, если они будут иметь дело непосредственно со спонсорами и коммерческими фирмами? Станут напрямую договариваться с производителями спортоборудования и инвентаря о рекламе их продукции и проведении соревнований. По типу "Айс-ревю", "Нолидей он Айс", «профбокса и профхоккея".
Павлова поддержали представители соцстран. Но всё дело в том, что на официальных встречах руководители были "единодушны", а за спиной каждый действовал с выгодой для себя. Самаранч сказал Павлову: "Вы разберитесь у себя в своём лагере. У вас кто во что горазд"!

25 октября 1982 года состоялась встреча с Фиделем Кастро в его резиденции. На мне была кепка, а в руке папка с документами. Охранники предложили сдать всё в камеру хранения. Фидель мне показался каким-то усталым, обрюзгшим и одутловатым. Словно после сна или дозы наркотиков.
Извинился за небольшую задержку, сказав, что так спешил навстречу с нами, что не успел переодеться. Был он без головного убора в военной форме с красными погонами.
Нас выстроили в два ряда. С одной стороны кубинские представители, с другой представители соцстран. На встрече были Самаранч и Марио Васкес Ранья. Последний, как оказалось, был другом Фиделя и не раз у него бывал. Фидель пожал всем руки, в том числе и мне, удивившись, что я говорю по-испански. Я сказал, что целый год работал на Кубе, где и поднаторел в языке.
Самаранч вручил серебряный орден с пятью олимпийскими кольцами Раулю Фернандесу - герою Плайя Хирон, зампредседателя правительства Кубы, организатору Панамериканских игр. Фиделю Кастро Самаранч вручил медаль МОК за содействие в развитии спорта. Фидель то ли в шутку, то ли всерьёз, заметил о неравноценности заслуг, ограничившись тем, что в "этом есть определённая справедливость".
Фидель был явно в ударе. Много говорил, шутил, смеялся. Жаловался на бюрократов в правительстве и на местах, что они не дают ему развернуться. Как сорняки забивают его идеи. А их у него много. Он хотел бы по типу японского создать в стране океанариум, зоологический сад. Да и в развитии спорта у него есть свои соображения. "Кое-что надо менять, многие на спорте греют руки". Жаловался на такие злоупотребления, как воровство, жульничество, взятки. Трудящиеся требуют сокращения рабочего дня с 8 до 7 часов.
А бюрократы снижения им зарплат и роста цен, иначе мол экономику не поднять, а он на это не идёт, ибо народ не поймёт его.  Ему приходится выкручиваться, объяснять народу необходимость того или иного шага.
В беседе с Павловым и мной жаловался: "Люди не желают трудиться, никто не голоден, питаются нормально. Пусть не так здорово, как в СССР. У народа есть соцзавоевания: бесплатное образование, питание рабочих на предприятиях, медицинское обслуживание. У всех есть работа и никто не боится потерять её". Тут вмешался Марио Ранья, заявив, что он работает по 18 часов в сутки. А если меньше, то плохо себя чувствует. От него зависит жизнь 20 тысяч человек, которым он платит жалованье. "Попробуй не выдай им зарплату, тут же начнутся забастовки, да и СМИ поднимут такой хай, мало не покажется"! Рабочих у него меньше, чем у Фиделя, но делают они больше.
Фидель и Марио настолько увлеклись спором, а общались они на "ты", что забыли про остальных присутствующих. Обсуждали вопросы сельского хозяйства, в т.ч. селекции и выведения новых культур растений. А также создания новых линий и пород животных. Фидель похвалялся своим детищем - коровой по имени Урибе Бланка. Которая якобы даёт 105 литров молока в день за три надоя. Говорил, что было бы ценным получить от неё бычка-производителя и тёлку. Они бы дали хорошее потомство. От такой тёлки, по его мнению, можно надоить через восемь месяцев 70 литров молока от первой лактации. 
Марио, выслушав Фиделя, сказал: "Всё это кубинская пропаганда социализма". Такого не может быть. У меня 1500 коров и они дают в среднем 40-50 литров молока". Эту самую корову, как я понял, Марио подарил в своё время - пару лет назад Фиделю. Незадолго до этой встречи Марио был гостем Фиделя, кстати они дружат давно, и не видел, чтобы Урибе дала хоть каплю молока. Фидель отреагировал на это: "Она была тогда на пятом месяце стельности и скоро должна отелиться". Тут откуда-то возник ответственный работник, который заявил, что корова отелилась вчера. Фидель лично перепроверил это заявление, перезвонив кому-то и оказалось, что корова "пока не отелилась".
Фидель жаловался на нехватку средств, а то бы они смогли здорово развиться и удивить остальной мир, не только своими достижениями в медицине, но и в других областях. Будь то сельское хозяйство или промышленность. Марио отреагировал: "У меня денег много и у себя в стране я лучший из капиталистов. На Кубе я был бы лучший из социалистов"! На этой ноте встреча и закончилась.
Х.А. Самаранч сообщил С.П. Павлову о своём желании нанести визит в СССР и просил подготовить ему и супруге программу пребывания. Он хотел бы переговорить с президентом НОК СССР В Смирновым и К.А. Андриановым - бывшим президентом НОК СССР (1951-1975), членом Международного олимпийского комитета (1951 - 1988).