*** краткий курс лекций по философии***

Константин Олегович Гусев
Предисловие: видоизмененное и представленное здесь описание лекций, читающийся для аспирантов, носит скорее биографический характер (точнее представляет собой хронику событий одного года) и, поэтому, интересно только для тех, кто был на этих лекциях. А здесь это вывешено, чтобы не потерялось  и чтобы знакомым было легче это найти и прочитать.


примечание: За реальные события автор
         ответственности не несет.

Вступление

Макаров лекции читал без перерыва.
Народу много приходило... уходило...

А он читал, совсем забыв об окруженьи,
В экстазе полностью живя, в самозабвеньи...

А он читал, забыв о времени, пространстве...
И вспоминая иногда о Карле Марксе:

«Вот чудный гений бытия, его вершина!
О, как верны его слова, его картина...

Ну, ладно - это все потом (вернемся позже).
Сейчас рожденье философии изложим.»

Часть I. Древняя Греция

«Историю свою начну я с древних греков:
Их измышлений, апорий  и их успехов.

Все начал, кажется Фалес (иль кто-то рядом) -
От мифов мысль он обратил к разумным взглядам...

Ах, да! Забыл сказать, друзья, что тот философ,
Кто любит мудрость, ищет суть любых вопросов

В самом себе и в бытии и в мирозданьи.
Кто высшей целью ставит мысль, а не питанье...


Я назову лишь имена великих греков
(Вы прочитаете о них в библиотеках):

Анаксимандр (век седьмой до нашей эры),
Анаксимен и Гераклит (с огнем и мерой...

У Гераклита все течет, и в реку дважды
Ты не войдешь, какой бы ни был ты отважный).

Плюс Парменид и Пифагор, любивший числа...
Зенон, со списком апорий... Здесь в виде чистом

У всех проблема бытия на первом месте -
То онтология уже (себе отметьте).

Потом великий атомист (уже век пятый) -
Да, Демокрит - он фаталист, видать, завзятый...

Потом война (запомним год - три тридцать восемь -
То Херонейской битвы год... А грек? Да что с ним?

Он стал боятся, устремив свои заботы
На мир в себе, проблему внутренней свободы.

Тут Эпикур  и Протагор, и все софисты
(Ах, как же им всем далеко до коммунистов!)...

Сократ - здесь в центре человек, здесь важен метод.
Он говорил, что «ничего не знает» - это

Пример индукции его противоречий.
Их в диалоге разрешать гораздо легче...»


...Потом Макаров говорил о разных школах...
А рядом хохотал Гончар... Был слышен шорох -

Там кто-то кушал, восполняя свои силы,
А кто-то за спиной читал вслух детективы...

Макаров о толчке марксизма - отчужденьи
Поговорил, затем уже о наслажденьи -

О гедонизме, так сказать, - цени моменты...
«Видать, что он стал процветать среди студентов

Чтоб удовольствия достичь - все допустимо»...
(Да, удовольствие нам всем необходимо).

Потом Платон был, вскоре Аристотель...
Затем о лыжах пара слов и о погоде...

Немного слов о стоицизме, скептицизме.
Еще совсем чуть-чуть сказал об эклектизме...


Семинар

На следущем занятьи семинар
Устроил старче Михаил («Макар»).

На семинар был вынесен Платон.
Сперва пообсуждали мы «Федон»...

Матвеев все кричал: «Платон - фигня!
Его идеи бред!.. И думать так нельзя...»

Макаров усмехался, словно говорил:
«Да не суди - не будешь и судим!

Ведь на экзамене припомню это я!
А ты твердишь, что думать так нельзя...»


Задал вопрос... «Цимоха - дай ответ!»
«М-м... Бессмертие души?.. М-м... Эйдос?.. Нет?..»

«Ну, что же, хорошо, Цимоха!
В том смысле, что все очень плохо...»


«Скворцов?!.» - «Ассоциации!!!» - «Ну, да!
Товарищ, правы вы как никогда!..»


...А, устремляя томный взор свой в зал
Преподаватель временами восклицал:

«А где же, где же...
   Где же Тучкин? Как же без него
   Начнем мы «Пир»?.. Не видели его?..»

Но Тучкин не пришел - пришел Эрот,
Любовь Сократа... Странный оборот

С мужской любовью - вот где идеал
Платон для отношений отыскал:

Не помню как звать мальчика, Сократ
Общенью с ним в постели был так рад!..

Но вместо ночи сладостной любви
Они проговорили до зари...

И мальчик разобиженный ушел,
Но после восхитился, и нашел,

Что дяденька Сократ был прав стократ
Он истинный философ и СОКРАТ!








Часть II. Философия нового времени.

А дальше квантовый скачок мы совершили
И в век шестнадцатый легко перескочили.

Оставив Возрожденье позади
Мы к Бэкону с Декартом подошли.

Методология науки, скепсис здравый...
Четыре идола, возникшие преградой...

«Я мыслю - значит существую в этом мире...
Я заблуждаюсь - значит воля моя в силе...»

Спиноза... Лейбниц... - Тоже изучали...
Английский эмпиризм, в его скандальной славе...

(В последствии все поносили Беркли,
За то, что он логичен свыше мерки

В своей нелепости и утвержденьях,
Которым не найти опроверженья...)


Часть III. Французкое просвещение, рационализм XVIII века.

«Вот мы во Франции, друзья...
Да здравствует Париж! Ура!

Ведь здесь философы, бродя вдоль Сены,
Втянули мир в большие перемены.

Дух революции вселив в умы,
Немало напортачили они.

Здесь просветители людей все просвещали,
Салоны размышленьем насыщали...

Считали: человек - лишь результат среды...
Но то ли социальной, то ль еды?!.

Неважно... Он ни добрый и ни злой...
А если честно - просто никакой...


Мы выделим особо две фигуры -
Два мира, две великие натуры...

Во-первых, выделим Дени Дидро,
В тюрьму посаженного только за письмо

Для зрячих от слепых как назиданье...
Проблема практики здесь поднята в познаньи.

«Племянника Рамо» пожалуй мы обсудим
На семинаре - почитайте, люди...

Пусть от Петрозаводска нам расскажут
Две девушки о нем, и пусть покажут

Психологические разные аспекты,
И разъяснят нам трудные моменты...


...Что о Руссо сказать? «Кто одинок - тот зол».
Он многое осмыслил... И нашел,

Что не хватает нравственных начал
В науке, в обществе... В морали мир отстал.

Проблему собственности частной стоит нам решить
На землю... И людей от бед мы сможем оградить...

И снова здесь проблема отчужденья,
Которой не находится решенье...»



Часть IV. Немецкая классическая философия.

Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель - их четыре...
Четыре гения родились в этом мире.

Переводили часто их с немецкого в немецкий
(Как будто бы они писали по турецки)...

Пытались их осмыслить, упрощали,
Но по немецки все равно не понимали.

И мы их не поймем - лишь так... затронем...
Ну, что ж, товарищи, так жалобно мы стонем?!.

Всего лишь лекций восемь отведем
На их учения, опросик проведем...


Итак, приступим... Кант Иммануил -
Считайте, он лишь думал, но не жил.

И биография его скудна,
Как вид подрубленных деревьев у окна...

Он «вещь в себе» трансцедентально воплощал
И категории системно изучал...

Для рассмотрения живого цель условно
Он вводит (было так ему угодно)...

«И человек, достоинство храня
Не только средство, но и цель в себе сама...»

Идеи Канта в этике, в познаньи
Заслуживают должного вниманья...

Но, в целом, был агностик и педант,
Антиномично думаюций Кант...


Теперь о Фихте и о Шеллинге чуть-чуть
И к Гегелю продолжим скорбный путь.

Итак, о делодействии, друзья:
Основа делодействия есть Я...»

Тут дверь тихонько скрипнула... Вошла
К концу занятий Лавринова не спеша...

Она былв Лаврёновой когда-то...
Но философия не так еще чревата...


На задних рядах кто-то мирно сопел,
Кто-то просто болтал, кто-то стулом скрипел...

А Шнейдер хотелось достать огонька,
Чтоб прикурить... - «Послать бы всех на...

И в изысканных пальцах зажав сигарету
Мечтать о другом, забыв о всем этом...»

Но лекция шла - не видать окончанья,
И фразы звучали о самопознаньи:

«Я себя полагает, порождает не-Я,
А где-то над ними абсолютное Я...

Оно помогает снимать отчужденье
(Извращенное в сути своей овнешненье)...


Был Шеллинг теоретик романтизма,
Натурфилософ по природе... Организмам

Придал в основе целесообразность,
И рассмотрел понятье связи и полярность...


Ну, что же, люди, трепещите - мы у цели:
Пред нами новая громада - это ГЕГЕЛЬ!

Рассматривает он сознание в развитьи,
В процессе становленья фаз (пишите!)...

И обобщенную картину форм сознанья
Дает... А в отрицаньи отрицанья

Он видит триадичность... По спирали
Идет движение идеи... - Перед нами

Почти что абсолютная идея
(К самой себе стремится, словно к цели) -

Объединенная субстанция Спинозы
С самосознаньем Фихте...» 
«Дайте воздух!..» -

Хотелось закричать, но я сдержался...
Макаров же читал и ухмылялся...

Про логику читал, природу и про дух...
Про диалектику... и труд...
Но плыло все вокруг:

Понятия смешались в диких плясках,
Крутясь перед глазами в злобных масках...

И я, ловя невнятные черты,
На лист бумаги наносил штрихи...

   ...А лектор тоже был, видать,  не в настроеньи -
   На грани между взрывом и терпеньем...

Он говорил нам про абстрактную возможность...
А мы не слушали, забыв про осторожность...

И тут Макаров закричал: «Не отвлекаться!
Не разговаривать, а то велю убраться!

Захирина, прошу вас замолчать!
Молчать и слушать!.. Слушать и молчать!..
И психологию семьи Рябцовой не читать!..


А вы, Шемякина?! Развеселил вас слоник
С копьем в носу, вам кажется он комик?!

Иль может вам понравились близняшки?!
- Четыре женщины в смирительных рубашках?!

(Как странно, но и их четыре ...
Видать, все четвертично в этом мире...)

Товарищ Гусев! Вы ведь опоздали,
Еще болтаете, девченок отвлекали...»

«Да, извините... Можно вас спросить?»
«Конечно, рад ответом услужить!

Поймите истину откроют диалоги
(Хотя понять ее удасться лишь немногим)...

...Я вижу, что вы слушали меня!
Тогда прощаю все... до завтрашнего дня...


Продолжим разговор о Гегеле... Итак,
Возможность и действительность... Гештальт...»


...В конце остались две лишь философии:
Об абсолютном духе и истории...


А после лекции была реклама
(Что в наши дни не очень-то и странно):

«Устроим гипоксию для людей!
И стоит один час - 60 рублей!»

Летят недели... Замкнут круг...
И снова лекции нас ждут...

Сквозь отблеск уходящего вчера
Грядет экзаменов безумная пора...

FINAL
P.S. Отдельное спасибо всем участникам этих
        лекций за внесение живого начала...