И сонеты для венка

М.Бо
                1
Теченье дней – речение реки:
излучины, пороги, водопады,
водовороты, омуты, пески,
обрывы, мели и каскады...

Поверхности событий – рябь и блик –
логически увязывают тему;
а рыбий всплеск и птичий свист и крик –
граничное условье теоремы

о скорости движения воды,
ритмичности волнения и плеска,
и вероятности замыть следы
спускавшихся сюда из перелеска.

Теченье... неподвижная звезда...
Любая малость – двери в никуда.

2
Любая малость – двери в никуда.
Любое направленье в “я не знаю”.
В картине мира щелью борозда,
куда в незнание своё впадаю.

Рекою в море. Сумерками в ночь.
Безумием, Любовью и Дыханьем
впадаю... или выпадаю прочь,
воспользуясь всего позабываньем.

Как небо близко! Солнце велико!
Как совершенны дали и доступны!
До завершенья жеста далеко,
сквозь близкое, что розово и смутно...

Я в зеркало, как в воду и в песок,
взгляну и выйду за изнанку строк.
                19.08.99

3
Взгляну и выйду за изнанку строк,
между миров протягивая  тени.
Покуда время исполнять урок –
выплачивать долги, должки и пени.

И за себя, и за того, кто дни
мои прожить желает так же – мною,
и за того, кто дует на огни,
и за того, кто дышит за спиною.

Граница равновесья – по губам,
как палец, призывающий к молчанью.
На обе стороны, на пополам:
на спектр, гармонию, на расстоянье.

Мы выбираем, нас ли разберет?..
Стена. Ступени. Угол. Поворот.
                20.09.99

4
Стена. Ступени. Угол. Поворот.
То тянешь нить, то за клубком стремишься,
то ледяное переходишь вброд,
то огненное перепрыгнуть тщишься.

А взяться за угол, чтоб градус рассчитать,
безудержно меняя угол зренья? –
…уловка зренья, чтоб опять, опять
почувствоваться актом сотворенья!

Пусть не надеешься, что знаешь что и как,
с гарантией, что это не иначе,
и думаешь, что, может, не дурак,
раз целям соответствуешь задачи! –

что, угол зренья – только поворот –
сто восемьдесят – лишь наоборот.
                02.10.99

5         
Сто восемьдесят – лишь наоборот.
Но триста шестьдесят – уже высоты.
Или глубины. Если повезет –
постичь язык, чтобы занять пустоты.

Что  ключ к настройке? Взгляд? Язык?
Ах, глупости! Но... неужели
и в этой непрерывности настиг
меня  мой ветер в самом деле?..

Чего мне ждать меж небом и землёй
ни якоря, ни крыльев не желая?
И что я? Только парус твой?
Или твоя окраска золотая?..

Как вынести, что ветер так беспечен,
безжалостно, безумно безупречен?
                15.04.01
               
6
Безжалостно, безумно безупречен –
так жестко с этой жизнью согласован
и так законами земли отмечен,
что, кажется, куда прочнее,– скован

мой ветер – и соперник мой и друг.
Так  почему всегда он рядом где-то.
Меж выдохами обнаружу вдруг –
роман наш – беззаконнейший на свете!

Мы ветрены? Ещё бы! “Пустота”
невидима, но ощутима ясно!
Безветрие – безумие – без дна,
скорей, рассудка бездна, и – напрасно!

Сквозняк – дыханье настежь. Целиком.
Дверями в день. И в сумерки – окном.
                17.04.01

7
Дверями в день. И в сумерки – окном.
Попомнив Мёбиуса добрым словом,
блеснуть опустошенным дном,
что горлом оказалось снова...

Мне говорили, что границы  тут,
граничные условья... в чем же дело?
И, верно, пограничники не лгут,
что дело в выборе, в привычках тела.

– Вода прольётся, если наклонить.
   Но, коль её ускорить, испарится.
   И можно брызгать, лить её и пить!
   А можно сердцем об воду разбиться.

Как будто верю... Отчего тогда
так ранит отраженная звезда?
                20.04.01

8
Так ранит отраженная звезда,
что в небо падаю и нарушаю
поверхности. Сейчас. Ко мне. Сюда.
И я в мгновение своё вступаю.

Мгновение – и не было. Я – кто?
мне всё привычно, пусть и незнакомо...
Инициация – и в зев метро
ныряю, непреложностью влекома.

И мне влечётся так обычно, что
пугаюсь бесконечности движений,
и, кажется, я пропустила то
обратное течение мгновений.

Стоп – кадр. Двухцветный свет. Оно.
Без отраженья. Пауза. Окно.
                20.04.01

9
Без отраженья. Пауза. Окно.
Какое совершенство, в самом деле,
вот так увековечиться! Но! Но –
но нет увековечения в теле.

Окно, конечно, – интерфэйс, его
пересекать сознание боится.
Боится обнаружить, как легко
делиться на двое, двоиться.

И ах, как страшно избранность терять,
и открывая в тайне  свою малость,
лелеять, пестовать и охранять,
испытывая ненависть и жалость.

На уровень сместиться  – смерти вход.
И выход. Всё же – тоже переход.
                25.04.01
               
10
И выход. Всё же –  тоже переход.
И вход – такое же перемещенье.
А тело как-то помнит и не врёт,
хоть ужасает тела превращенье.

Не называемо, поскольку не назвать
ничем, и нечем, ведь язык утерян.
Здесь остается только ясно знать.
И ясно чувствовать, как ход отмерян.

Ход тела. Ход конем. И дела ход.
Любой фигурой, или всеми скопом.
Нет веры памяти – наврёт, наврёт, наврёт –
потом не вспомню... ну и ладно, что там!..

Я там все знаю. Здесь не помню, нет...
Коль знать вопрос –  не нужен и ответ.
                26.04.01
               
11
Коль знать вопрос – не нужен и ответ.
Коль есть ответ – не факт, что кто-то спросит,
и дело не в ответе…  Нужен свет
для фотосинтеза. И света просит

травинка, листик, яблочко и я
для созреванья внутреннего вкуса.
А свет – давление для бытия,
и событийности немеряные плюсы.

Коль есть ответ – не явится вопрос.
Ведь на свету и света нет для зренья.
И здесь таится, верно, парадокс
дискретности, как способ говоренья.

Пока на вдох и выдох разделяю,
я тень и свет всегда перемешаю.
               
12
Я тень и свет всегда перемешаю.
Почувствую границ перемещенье.
Всей целостностью целость вспоминаю.
Приму себя с собою совмещенье.

А хватит сил, застигнутой врасплох,
проснуться и уйти куда угодно?
Всем телом я нанизана на вдох –
ужели же от выдоха свободна?

Слова цепляют образы. А те –
ментальные конструкции построят.
Покуда я на этой борозде –
свобода ничего ещё не стоит.

Цена свободы – всё... и ничего.
И непонятно, как платить и что.
               
13
И непонятно, как платить и что.
Так занят ум, что сам себе и вторит.
И потому пока что далеко
решенье. И вопроса–то не стоит.

А стоит петь, нестись и хохотать,
печалиться и праздновать, и длиться.
И несгибаемо, безжалостно искать,
чтоб в нужный миг отдаться и открыться

тому, в чем все мгновения сгорят,
тому, что все возьмет и все отпустит,
чтоб инвентаризационный ряд
освободился. Пусто. Пусто? Пусто!

Что слово? – воплощенный взгляд.
По направлению вперед или назад.
                14
По направлению вперед или назад,
на две, на двое, надвое ли, вдвое...
Готово ли, когда мне  разрешат
на сторону, по сторонам? Какое

звучание слова освобождает?
Законы тяготения – закрыты.
Из звука в звук  звучанье прорастает,
и – яблоком насквозь листва пробита!

Язык переживания из форм
любую волен взять для выраженья.
Готов любой волною шторм
слизать недвижимость мгновенья.

“Сейчас и здесь” напрасно понимать,
их надобно и жить и проживать.

15
Их надобно и жить и проживать,
на вечность не меняя ни мгновенья.
Рождаться, хоронить или рожать,
и праздновать себя приобретенье.

Меня так много – всё во мне живет:
жемчужина в жемчужницы  глубинах,
рука, нога, спина, лицо, живот, –
детёнышами обжитая льдина...

В перечисленье  наслажденье есть,
как есть оно в полёте и теченье,
как признак, зашифрованная весть
каким вниманьем править озаренье.

Вниманье – лодка. Паруса – стихи.
Теченье дней – речение реки.

                01.05.01