лингвистика

Алексей В.Чесноков
   Часто, на совещаниях, нерадивые руководители среднего звена не могут ответить на элементарные вопросы: Какие слагаемые роста производительности труда были задействованы? Какие факторы повлияли на общий уровень состояния парка? Отчего падает выручка? Почему ломается подвижной состав? Какова тенденция развития транспортной базы? Попробуем внести ясность в ситуацию.
   Проблемы анализа занимали транспортников не только в наше время. В стародавние времена люди пытались просчитать ситуацию, увеличить шансы успеха, снизить потери от неудач. Поскольку жизнь – штука сложная, а транспортная задача – вообще вещь запутанная, то, для анализа, применялись различные упрощенные математические модели.
К примеру, везут хлопцы по чумакскому шляху соль на возах, запряженных волами. Если в воз впрячь больше волов, то шансы на успех на столько же и возрастут. Результат, таким образом, зависит от количества волов. В этом случае говорят о слагаемых успеха. А если взять телегу на резиновом ходу, а в оси накапать дегтю, то волам будет легче раза в полтора-два. Деготь – фактор результативности.
   Таким образом, получаем квадратичную форму успеха (или, если угодно, формулу счастья)
Фактор и коэффициент суть синонимы. В устной речи коэффициент обычно заменяется переводом-калькой на русский язык – содействие. Следовательно, оказать содействие, это значит изменить к.л. фактор (накапать дегтю на ось).
Степень и важность восходят к одному и тому же латинскому слову. Значит, если говорят это важно вдвойне, то сказанное относится к коэффициенту при квадрате, а если - это не важно, то - к свободному члену.
   Когда чумаки сели в грузовики, они стали давить на газ и вертеть баранку, что привело к управлению вектором скорости. Речь стала идти о тенденциях движения. Для описания этого процесса необходима уже дифференциальная модель, для которой требуются начальные и краевые условия. Если, у азовского лимана перегрузить воз солью, то под Таганрогом он вообще сломается, и ни докуда не доедет. Вот где ответ на вопрос, отчего нет соли – начальные условия подкачали. А наши родные российские дороги ответят на вопрос, почему воз и ныне там. Налицо мерзопакостные краевые условия.
   Из всего вышеизложенного следует следующий порядок действий.
   Необходимо внимательно выслушать вопрос. Выделить ключевое слово, и построить соответствующую модель, проведя линеаризацию (факторизацию, регуляризацию).    Из получившихся коэффициентов выбрать тот, который максимизирует функционал, и громко произнести его название.
   Все.
   Пример (опуская промежуточные выкладки).    Отчего утка плавает? От берега. Почему? По воде.