Венок сонетов. ars longa, vita brevis!

Лукьянов Александр Викторович
1. Египетские пирамиды III-II тыс.до н.э.

Громады легендарных пирамид,
Сработанные рабскими руками,
Украсили величественный вид
Пустыни с раскалёнными песками.
Хеопс с Тутанхамоном говорит
У Нила бесконечными веками.
Там, скрытая тяжёлыми камнями,
Прелестнейшая Нефертити спит.

В колоссы превращаются года
Неимоверно тяжкого труда:
Расчётов, напряжения и стонов.
Величье этих каменных гробниц,
Перед которым время пало ниц,
Прославили навеки фараонов.

2. Акрополь. V век до н.э.

Прославили навеки фараонов
Ценою жизни множество рабов,
Но человечней музы Аполлона
У греческих свободных городов.
Прекрасное нас трогает без слов:
И правильность пропорций Парфенона,
И красота скульптурного фронтона,
И «фидиевы» статуи богов.

Веками человека удивляли
Античности великой идеалы
И грустные глаза Кариатид.
Пропитанные гением Эллады,
Оформили поэму колоннады
Резцу покорный мрамор и гранит.

3. В мастерской римского скульптора I век н.э.

Резцу покорный мрамор и гранит
В портреты Агриппины и Нерона
Ваятель италийский превратит.
Вот бюст разбогатевшего патрона
Уже почти законченный стоит.
Сюда для мужа старого матрона
С любовником и «Скорбями» Назона
Надгробие заказывать спешит.

Античные портреты хороши
Слиянием характера души
С умением ваять непринуждённо.
Безвестные порою мастера,
Работая с утра и до утра,
Возвышенного создали законы.

4. Византийская икона IX век н.э.

Возвышенного создали законы
Творцы константинопольских церквей,
В которых православная икона
Пленяет аскетичностью своей.
История Иисусовых страстей
Написана по правилам канона,
Где линии и краски полутона
Спасителя распятого мертвей.

Но гамму чувств: печаль переживаний,
Порыв любви, болезненность страданий
Суровая иконопись хранит.
Смиренный инок кистью неумелой,
Расширив вдохновению пределы,
С потомками о счастье говорит.

5. Готический собор XIII век.

С потомками о счастье говорит
Ажурное величие собора,
Что вырвалось из лона мощных плит
Стрелою в небо, требуя простора.
Луч солнца заходящего скользит
По радуге витражного узора,
И пение таинственного хора
Молящемуся душу ворожит.

Как лёгкие фламандцев кружева
Собора плоть воздушна, и жива,
Как раковины чуткая корона.
Завидую французским городам,
Где  Сен-Шапель и гордый Нотр-Дам –
Творенья рук и мысли изощрённой.

6. Микеланджело. XV-XVI век.

Творенья рук и мысли изощрённой
Имеют вдохновенного отца –
В фактуре камня, фрески и картона
Титана страсть и гений мудреца.
Что золото наследственного трона
И украшенья папского венца -
Нам дарит наслажденье без конца
Из горьких мук рождённая «Мадонна».

Плафон Сикстинский, «Брут» и «Моисей» -
В них отголосок бешеных страстей,
Наружу выходящих исступлённо.
О, Анжело, ведь ты не ангел, нет!
Ты мрамора бунтующий поэт,
В Прекрасное так искренно влюблённый.

7. Леонардо да Винчи. XV-XVI век.

В Прекрасное так искренно влюблённый –
Философ, математик, музыкант,
Наездник, фехтовальщик и учёный –
Был в живописи подлинный гигант.
Его глаза мудры и утомлённы,
Он строен, как мифический Атлант.
Ведь лишь нечеловеческий талант
Мог написать божественную «Мону»!

Волшебник кисти, красок чародей,
Пленяющий по-прежнему людей,
При жизни был и чтим и знаменит.
Понёс невосполнимую утрату
Тот, кто не видел грустное «сфумато» -
Картину мастер чувствами творит.

8. Тициан. XVI век.

Картину мастер чувствами творит!
Богатство форм без всякого изъяна,
Сверкающий, могучий колорит –
Кто не узнает руку Тициана?
В тончайшей дымке чувственность ланит
И пышные тела венецианок.
Нескромный взгляд спускается с лица на
Грудь, где мазок, как радуга, горит.

В его холстах евангельский сюжет
Огнём любви и радости согрет,
Его портреты – летопись живая.
Любимый живописец королей,
Он нам стократно кажется милей,
Нерв бытия, как анатом, вскрывая.

9. Рубенс. XVII век.

Нерв бытия, как анатом, вскрывая,
И полнокровность жизни на холсте
Холёною рукой отображая,
Великий мастер вторит красоте.
Его богиня – женщина земная
В чарующей и пышной наготе,
Она рожает пухленьких детей
И счастлива, страдания не зная.

Он вечно за работой, в мастерской,
Заказы льются бурною рекой,
Со славою богатство доставляя.
Он дипломат, любезный кавалер,
Он «в живописи подлинный Гомер»,**
Характеры людские обнажая.

**Слова Эжена Делакруа

10. Автопортреты Рембрандта.XVII век.

Характеры людские обнажая
Пастозной откровенностью мазка,
Обходит холст от края и до края
Дрожащая художника рука.
Устало смотрит голова седая
Как потекла забвения река:
И молодость ужасно далека,
И слава улетучилась былая.

Страданий человеческих комок
Он в светотень тончайшую облёк.
В себе хранит его автопортрет
Трагедию несломленной судьбы
И отголосок внутренней борьбы.
Художник – самый искренний поэт.

11. Гойа. «Каприччос». XVIII век.

Художник – самый искренний поэт
Любви, надежды, гнева и сомненья,
И даже фантастический сюжет
Является объектом вдохновенья:
Уродцы, заполняющие свет,
Ничтожества в священном облаченье,
Звериные инстинкты сновиденья,
Ослов и чудищ ханжеский совет.

Печальный ум великого Франсиско
«Каприччос» свой поставил обелиском
Над пошлостью и глупостью людскою.
«Тяжёлый путь познания»** уж начат.
О, сколько мук тому он предназначит
В ком не было душевного покоя!

**Роман Фейхвангера о Гойе.

12. Роден. «Вечная весна». XIX век.

В ком не было душевного покоя,
А страсти полыхали как пожар,
Из мрамора холодного с тоскою
Пылающую чувственность рождал.
Вот юноша неистовой рукою
В объятиях возлюбленную сжал,
И долгим поцелуем удержал
Девичье тело, нежное, нагое.

Пленительная «Вечная весна»,
Чья форма изумительно ясна,
А мрамор поражает белизною!
Ваятеля отточенный резец
Простые чувства взяв за образец,
Являет миру Правду с Красотою.

13. Эдуард Мане. «Бар в Фоли-Бержер». XIX век.

Являет миру правду с красотою
Предтеча новой живописи всей,
Упорной и отчаянной борьбою
Завоевав признание людей.
Изящный «денди» с гордой головою,
Мане искал нехоженых путей,
Его палитра делалась светлей,
Сюжеты отличались новизною.

И всё-таки, желанью вопреки,
Полотна, выходя из-под руки
Художника, шокировали свет.
Глупцы! Ведь только истинный шедевр -
Любимый мною «Бар в Фоли-Бержер» -
Горячим чувством творчества согрет.

14. Ле Корбюзье. XX век.

Горячим чувством творчества согрет
Рациональный мир архитектуры,
Что воплощён в причудливый проект
Без колоннад, узоров и скульптуры.
Ле Корбюзье! Его приоритет
В созданье новой формы и фактуры
Домов геометрической фигуры
Неоспорим уже десятки лет.

Построены жилищные массивы,
Которые до странности красивы,
Их простота конструкции дивит.
Стекло и сталь, бетон и алюминий,
Напоминают правильностью линий
Громады легендарных пирамид.

15. «ARS LONGA, VITA BREVIS!»

Громады легендарных пирамид
Прославили навеки фараонов.
Резцу покорный мрамор и гранит
Возвышенного создали законы.
С потомками о счастье говорит
Творенье рук и мысли изощрённой,
В Прекрасное так искренно влюблённый
Картину мастер чувствами творит.

Нерв бытия, как анатом, вскрывая,
Характеры людские обнажая,
Художник – самый искренний поэт –
В ком не было душевного покоя,
Являет миру Правду с Красотою,
Горячим чувством Творчества согрет.