Как объяснить стихи

Хьюмэйн
КАК ОБЪЯСНИТЬ СТИХИ (ответ одному поэту).

Наверное, правы те, которые говорят, что стихи надо понимать, а не объяснять. Однако часто бывает, что для того, чтобы понять тот или иной стих, надо быть, как минимум, современником поэта и очень часто - принадлежать к его (поэта) кругу общения. Именно поэтому литературоведы то и дело занимаются объяснениями, как надо правильно понимать классика с учётом исторической, социальной и культурной обстановки, окружавшей классика.
Теперь, я надеюсь, ты понимаешь, почему я иногда тебя не понимаю. Надеюсь также, что мои слова всегда были тебе понятны, хотя я и не принадлежу к твоему кругу общения.
* * *

КАК ОБЪЯСНИТЬ СТИХИ (другая сторона вопроса).
Позволю себе перефразировать вопрос: как объяснить воздействие стихов на человека?

Рифма в стихе не имеет самодовлеющего значения. Рифма служит Ритму. Главное в стихе - Ритм. Ритм, заложенный в стихе, вызывает в сознании определённую матрицу эмоционального настроя. Вместе со Словом Ритм становится той упаковкой, в которую упакована эмоция.

Как в прозе? Прозаик, чтобы передать эмоцию, пишет примерно так: в её глазах сверкали молнии; крылья носа её возбуждённо поднимались и опускались; в её позе было что-то от тигрицы, изготовившейся к прыжку. (Не хватает ещё хвоста, ритмично бьющего по бокам). Поэт же упаковывает в стих свою (именно свою) эмоцию. Читатель, читая стих, сам ощущает эмоцию, которую поэт испытывал в момент написания стиха. Поэтому читатель сам может описать эмоцию, если захочет. Поэтому поэту не требуется лишних слов для описания своей эмоции.

Для того чтобы душа читателя отозвалась на эмоцию поэта надо, чтобы читатель читал стих внимательно, сосредоточенно, сконцентрировал на нём своё сознание. Сосредоточить внимание заставляет Слово поэта. Слово определяет тему, которая может быть интересной для читателя или не очень. Именно поэтому не каждый читатель отзывается на определённый стих. Совсем, как в Библии: в начале было Слово. Потом, внимательно читая, читатель (его инструмент мышления) настраивается на определённый ритм. Затем Слово вместе с Ритмом становится упаковкой эмоции.

В отличие от прозы, где читатель, читая, является наблюдателем посторонних эмоций, при чтении стихов читатель сопереживает с поэтом, сам становится действующим лицом описываемых событий.
* * *

Как сказал мне однажды один хороший человек, арифметика какая-то получилась...
.....................
А куда поэзия делась? А никуда, потому что только поэт может вложить свои эмоции в сухие строки на бумаге - СУХИЕ СТРОКИ МОКРЫМИ ЧЕРНИЛАМИ ПИШУТСЯ ДУШИ И СЕРДЦА СИЛАМИ. Просто рифмоплёту это не по силам.

04.05.2003