Доказательство несовершенства Бога

Ольга Чернорицкая
У Пьера Абеляра есть несколько доказательств существования Бога, каждое из которых мне показалось несколько незавершенным. Остановлюсь подробнее на одном из них. Речь там шла о степени совершенства всех предметов и явлений. Один предмет несколько совершеннее другого, но есть еще нечто более совершенное. И так выстраивается цепочка все более и более совершенных созданий, которую позднее скопировал у Абеляра Дарвин. По Дарвину, амеба менее совершенна, чем крокодил,  крокодил менее совершенен, чем  бегемот, бегемот – менее, чем обезьяна, обезьяна – менее, чем человек. В этой цепи совершенствований есть и последнее звено – поскольку мы не можем представить себе, чем эта цепь на самом деле заканчивается, то условно примем, что высшим совершенством является Бог. (Дарвину, как видите, достаточно было человека, Абеляру – нет. В теологии допускается еще существование  промежуточных ангелов и прочих неземных существ.)

Доказательство Абеляра имеет один существенный просчет: лесенка ведет вверх, но ни на что не опирается. Нет «земли», то есть такого создания, на которое можно было бы поставить ее ножки. Продолжим-ка мы эту лесенку в таком случае в обратную сторону: в сторону несовершенства. То есть пойдем обратно к крокодилу, амебе и далее. Какое же существо мы можем считать самым несовершенным? Дьявола? Да что вы! Он превосходит нас в силе и хитрости, и вообще из ангелов происходит, поэтому в какой-то лдоле совершенства мы ему отказать никак не можем. На пути постижения самого несовершенного мы тоже вынуждены признать, что  можем последнее звено только мыслить, а то, что мы можем только мыслить – высшая абстракция — и есть Бог.
Таким образом, мы приходим к выводу, что Бог есть как высшее совершенство, так и высшее несовершенство. Сюда, к такому вот противоречию и приходят рано или поздно все логические построения.