Суть Метафизического Конструктивизма МК

Михаил Франк
"Поэт оперирует не словами, а микрокосмами", - Ж.П.Сартр.

В данном эссе я хотел бы подробно рассказать о новой технике стихосложения (или, если угодно, надпоэзии) – метафизическом конструктивизме (МК).
Что бросается в глаза при первом знакомстве с МК-стихом, - это слэши. В чем их суть?
1) СЛЭШИ– это универсальные знаки препинания; использующиеся для отделения друг от друга смысловых блоков (СБ). (см.далее). Слэши позволяют избежать чересчур затрудненного синтаксиса, возникающего в силу конструкции стиха. Например:
Осень/
сентябрь/
солнце/осадки/зонтики/одинаковые/
сборы урожая/
грядками/для удобства счета/вообще же/граблями/
ими/в руках/других/разгребаемы/листья/мы/
доедаем/друг друга/подобно/осенним каннибалистам Дали//

С обычным синтаксисом этот пример выглядел бы так:
«Осень: сентябрь: солнце – осадки: зонтики, одинаковые; сборы урожая: грядками – для удобства счета, вообще же – граблями. Ими (граблями) в руках других – разгребаемы: листья, мы. (Мы) доедаем друг друга подобно осенним каннибалистам Дали». Если учесть, что после этого идут строфы «октябрь: …» и «ноябрь: …», - то становится очевидным выбор именно слэшей.
В тоже время, слэши можно использовать не только для замены знаков препинания, поставленных согласно правилам принятого синтаксиса, - но и для выделения тех частей стиха, которые в смысловом отношении являются самодостаточными, т.е. – СБ.
2) СМЫСЛОВОЙ БЛОК (СБ) - это нечто, самодостаточное по смыслу: слово (или даже часть слова), словосочетание, предложение, устоявшийся оборот, известная фраза, название чего-либо и т.д. Наконец, это может быть просто символ (1*) типа: "=",  ":)", "0", "-----" и др. Выделение СБ слэшами с двух сторон позволяет рассматривать данный СБ в отдельности, т.е. МЕТАФИЗИЧЕСКИ, а процесс стихосложения представляет собой КОНСТРУИРО-ВАНИЕ из СБ чего-то более обширного, но и более определенного – смыслового маршрута  (СМ) (см. далее). Поэтому МК-стих не есть нечто хаотичное, а может быть написан на тему и/или переживание, выполнив тем самым призвание поэзии.
(1*). ПРИМЕНЕНИЕ СИМВОЛОВ обусловлено тем, что при их зрительном восприятии возникает непосредственная ассоциация с тем, что они выражают. В приведенных выше примерах это соответственно: равенство, улыбка, отсутствие чего-либо, прямая, - т.е. объективные понятия.
Таким образом, содержание МК-стиха выходит за рамки конкретного языка и может быть переведено на другой язык без потери смысла. (Ярчайший примером безусловно является китайский язык.)
Исходя из этих соображений, целесообразно вообще применять как можно больше символов. Но ввиду того, что в большинстве языков используется мало символов, -необходимо было бы вводить условные обозначения. А это значительно увеличило бы предварительную работу над каждым стихом. Поэтому следует довольствоваться следующей рекомендацией:
НЕ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ НА ЯЗЫКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОВ: длину, набор букв, общее звучание и любые другие, которые не влияют на смысл. СМЫСЛ -  ГЛАВНОЕ ДОСТОИНСТВО МК-СТИХА!
ЗАМЕЧАНИЕ 1] Вследствие общестатистических характеристик самого языка, СОЗВУЧИЯ НЕИЗБЕЖНЫ. Поэтому, когда это необходимо, СОЗВУЧИЯ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ для запоминания. Чаще всего, это схожие сочетания букв в словах (или в целом в блоках). Например, конец одного блока созвучен началу другого:

/оКЕан/интеллЕКт/КрЕативные КаПЛи/ПЛохо сЛиваются/

Тем не менее, интонация, как отдельной части стих-я, так и стих-я в целом, не имеет смысловой обоснованности. Например, можно было бы вместо "оКЕан/интеллЕКт/" написать "МоРе/РазуМа/". Как видно, в последнем словосочетании также присутствуют созвучия. Поэтому далее излагается истинный, основанный на смысле, подход к чтению и запоминанию стих-я МК.

Итак, МК-стих представляет собой цепочку СБ. Каждый СБ имеет как минимум одно значение, которое усиливается именно уединенностью данного СБ от остальных. Т.е. СБ в отдельности значит больше, чем он значил бы в любом другом стилистическом тексте:
/слова/вне стилистики текста/
/концентрация смысла/максимум/
/еще один/микрокосм/(слово)/
/после/ , /апокалипсис / после / .  / . / . / недосказанность/"
Большинство СБ (преимущественно не символьные) в отдельности имеют несколько смыслов, потому что могут быть связаны с различными проявлениями в реальности и рождают различные ассоциации у разных людей.
Таким образом, СБ представляют собой некие смысловые множества с индивидуально формируемыми границами и содержанием.


СУТЬ МК как раз состоит в том, чтобы выбрать и применить один или несколько смыслов выделенных блоков. Так как, вообще говоря, все варианты из конкретного индивидуального смыслового множества равно возможны, то выбор является заранее не определенным (по-научному – «бифуркационным»). Поэтому ассоциативная мысль читателя направляется посредством следующего блока, который сужает смысловое множество предыдущего блока, или даже однозначно  определяет по смыслу предыдущий блок.
Вернемся к примеру с «океаном»:
"Океан" может ассоциироваться с одним из четырех земных океанов, с океаном знаний или еще с чем-то. Из этих вариантов посредством блока "интеллект" выбирается "океан-интеллект", т.е. океан знаний.
Океан знаний: каких? чьих? из чего? - из "креативных капель", т.е. из творческих единиц, которыми являются, собственно люди. А, как известно, люди с ярко выраженной индивидуальностью хуже уживаются  в коллективе - "плохо сливаются". В итоге читаем: "океан-интеллект из креативных капель, плохо сливающихся".
Полученная строка представляет собой маршрут в виртуальном смысловом подпространстве (ВСП), полученном как сумма множеств всех смысловых блоков, входящих в эту строку.
В приведенном примере маршрут - простой, прямой. Однако маршрут может быть сложным, разветвленным, с возвращениями к определенным блокам.
Для разъяснения связи между блоками снова обратимся к примеру с «океаном»... Здесь блок "океан" выступает в роли обобщающего блока (ОБ), блок "интеллект" - в роли частного блока (ЧБ).
В  большинстве случаев порядок ОБ - ЧБ прямой.
Однако возможна обратная последовательность. Например:  "панацеи/незаменимых/нет?//", т.е. "панацеи, незаменимых, - нет?"
Как легко заметить, в последовательностях из нескольких ЧБ и одного ОБ можно мысленно восстановить синтаксис. Так, ЧБ отделяются запятыми, а ОБ - в зависимости от направления последовательности: _двоеточием_ после себя - при прямой, _запятой и тире_ перед собой - при обратной.
Теперь можно привести пример сложного маршрута:
/пропущен/турникетом/гол/любимый фильм//
/будь о-/смотри!/-телен/лови/"
Что,с учетом ОБ и ЧБ можно переписать так:
"пропущен: турникетом, гол, любимый фильм;
будь осмотрителен, лови, смотри"
а переосмыслить так:
"пропущен турникетом, - будь осмотрителен; пропущен гол, - лови; пропущен любимый фильм, - смотри".
Как видно, МК позволяет выразить намного больше, чем язык, структурированный стандартным способом. При этом МК использует меньше слов и – ни одного лишнего (что имеет место в классическом стихосложении при подгоне под ритм, размер, рифму).
В заключение – ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: читайте медленно, размышляя над каждым блоком, подбирая каждому блоку ассоциации, - и лишь затем переходите к следующему блоку. Идеальное восприятие может быть достигнуто при разделении и взаимном удалении блоков, например: по одному блоку на странице в "Word".

PS/В защиту эмоционально-чувственного восприятия.
По аналогии с СБ можно определить ЭБ - эмоциональные блоки. При этом, эмоциональная нагрузка отдельного ЭБ (будь то междометие, или ругательство) усиливается. Например:
"Бей в кость!/молодость!/в душу плюй/гордо/
всегда против!/часовой стрелки/смывать//"

ВСТУПАЙТЕ В СОЮЗ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ КОНСТРУКТИВИСТОВ!

ВМЕСТЕ МЫ ИЗМЕНИМ ОБЛИК СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ!

УСЛОВИЯ ПРИЕМА - в КОНСТИТУЦИИ СМК на странице СМК:

http://www.stihi.ru/author.html?smk