Доктор Айболит

Melange
Здравствуйте :)
Да простит меня руководство сайта, но...
Но я всё же решила поделиться с вами этим шедевром. Тем более, что к поэзии оригинал имеет самое непосредственное отношение ;)
Сразу оговорюсь: текст не мой.
Но прочитать всё же рекомендую :)

===============
Подходите, дети, поближе и садитесь поудобнее. Сегодня я прочитаю вам сказку знаменитого русского советского писателя Корнея Ивановича Чуковского. Его книжки вот уже более семидесяти лет читают маленьким ребятишкам, отчего, наверное, они потом такими умными и вырастают. Хотя, честно признаюсь, мне почему-то родители в детстве Чуковского не читали, так что сегодня мы с вами вместе познакомимся с самым знаменитым ветеринаром двадцатого века. Итак,

АЙБОЛИТ

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
Ну что же, начало неплохое, хотя рифма "Айболит - сидит" - не из лучших, а "излечит" и "исцелит" - одно и то же. И пришла к Айболиту лиса! "Ой, меня укусила оса!" Дети, здесь неправильно написано - осы не кусают, а жалят.
И пришёл к Айболиту барбос: "Меня курица клюнула в нос!" И пришёл к нему печальный мотылёк... Стоп! Мало того, что все они "и пришли", так ведь Айболит ничем не помог ни лисе, ни барбосу. Хотя обещано было, что он "всех излечит, исцелит". Подождите, дети, я пока вам не буду читать дальше. Какая-то сказка странная. Я сначала сам попробую разобраться, что к чему, а вы пойдите, погуляйте... Итак, Айболит пришивает пострадавшему мотыльку новое крылышко из шёлка. Если бы не фраза "ложися на бочок", то этот фрагмент сказки был бы довольно симпатичным. Что интересно, после операции мотылёк засмеялся (здесь и далее выде-лено мной. В. С.).
Потом ...прибежала зайчиха И закричала... "Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай. Он бежал по дорожке И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой... Интересно, правда? Бежал по дорожке, которая сделана специально для пешеходов, а там трамвай гоняет. Жуть! И ещё - хотел бы я посмотреть на хромого с перерезанными ногами. Ну а доктор, само собой, на высоте: Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по дорожке. Одного раза, видимо, мало. Надо бегать по этой дорожке, пока голову не отрежет. А ножки Айболит и в самом деле пришил. Только где взял, непонятно. То ли у другого зайца оттяпал, то ли у него имеется банк искусственных конечностей? А скорее всего, такая секретность связана с контрабандой органов, ведь про шёлковое крылышко мотылька написано совершенно открыто. После операции ...заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеётся она, и кричит! "Ну, спасибо тебе, Айболит!" Непонятно, как зайчиха могла тоже пойти танцевать, ведь никто больше не пошёл. И чего кричать-то? Прибежала - закричала, уходит - тоже орёт. Про рифмы я уже молчу.
Ну вот и завязка. На кобыле прискакал шакал, привёз телеграмму от Гиппопотама: "Приезжайте, доктор, В Африку скорей И спасите, доктор, Наших малышей!" Видимо, телеграмма произвела на Айболита потрясающее воздействие, т. к. он задаёт абсолютно тупой вопрос: "Что такое? Неужели Ваши дети заболели?" Ведь раз шакал привёз телеграмму, значит он - почтальон. Это всё равно, что я спрошу у почтальона, каково состояние моей бабушки, если он принесёт мне телеграмму о её болезни. Но, оказывается, доктор попал в точку - шакал и в самом деле явился из Африки и, выходит, привёз не телеграмму, а письмо. Тут возникает вопрос уже у читателя - раз шакал упомянул о телеграмме, то подразумевается, что телеграф в принципе существует. Так не разумнее ли было бы послать Айболиту настоящую телеграмму, а не тащиться чёрт знает сколько времени, рискуя загубить всю африканскую молодежь?.. Итак, на оказавшийся не таким уж тупым вопрос Айболита шакал отвечает: ...У них ангина, Скарлатина, холерина, Дифтерит... Ну и так далее. Судя по тому, что из такой дали припёрлись к Айболиту, своих врачей там нет. Кто же тогда, интересно, поставил такие мудрёные диагнозы?
Но это мелочь, по сравнению с тем, что отвечает Айболит: Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу. Только где же вы живёте? На горе или в болоте? Видимо, Айболит считает, что Африка состоит из горы и болота, раз более точный адрес его не интересует. Но шакал не решается дать однозначный ответ: Мы живём на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-По По широкой Лимпопо. Наверное, в это пятистишие Корней Иванович вложил большую часть своих познаний в географии Африки (не зря его в своё время из гимназии выперли). Но он хотя бы мог проверить по карте, что он такое написал. Ведь Занзибар - это остров, а Калахари и Сахара - пустыни, расположенные на материке и находящиеся друг от друга на расстоянии в несколько тысяч километров. Не знаю, есть ли на острове Фернандо-По гора с аналогичным названием, но река Лимпопо там точно не течёт. К тому же, она вовсе не ЛимпопО, а ЛимпОпо. Непонятно, кто такой Гиппо-По (взрослые, возможно, догадаются, что это изуродованный Чуковским гиппопотам) и как он умудряется гулять по реке. Впрочем, этому он мог научиться у молодого казака, гуляющего по Дону.
И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, по лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" Невероятно! Не страдающий, наверное, избытком интеллекта шакал, и тот догадался, что на кобыле быстрее будет. А Айболит побежал! В Африку! Не доктор, а супермарафонец какой-то. Хотя даже в "телеграмме" было написано: "Приезжайте!".
И зачем он твердит "Лимпопо"? Запомнить не может? Или писать не умеет? И почему именно Лимпопо, а не Занзибар или Калахари? Бежит доктор, судя по действовавшей ранее живности, в разгар лета, из средней полосы России на юг, в Африку.
И вдруг ...в лицо ему ветер, и снег, и град: "Эй, Айболит, воротися назад!" Ну, ветер и град - ещё куда ни шло, но снег-то он где нашёл? Он что, через Северный полюс рванул? Теоретически доктор мог попасть в такую переделку где-нибудь в высокогорьях, но было сказано, что он бежит по полям, лесам и лугам. Айболиту повезло, его вызвались подвезти волки. Он поскакал... И одно только слово твердит: "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" Да ещё как торжественно, с восклицательным знаком в конце. Попробуйте представить себе эту картинку. Похоже, бедняге самому нужна помощь психиатра...
Но вот перед ними море... А в море высокая ходит волна, Сейчас Айболита проглотит она. Как же она его проглотит, если он на берегу? Дальше непонятно, Айболит то ли думает, то ли говорит: О, если я утону... Что станется с ними, с больными С моими зверями лесными? Отрадно, что доктор сменил своё "Лимпопо" на более осмысленные фразы. Но почему он так печётся именно о зверях? Неужели ему не жалко рыбок, птичек и прочих кузнечиков?
На радость Айболита появляется кит и предлагает свои услуги: ...как большой пароход Тебя повезу я вперёд! Длина самого крупного кита около тридцати метров, он никак не тянет на большой пароход. И уж с него-то высокая волна Айболита смыла бы запросто. И сел на кита Айболит, И одно только слово твердит: "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо". Опять у бедолаги крыша поехала.
Но не успел Айболит проехать на ките и сантиметра (по крайней мере, так можно понять из текста), как ...горы встают перед ним на пути... Дальше Айболит опять переживает о зверях лесных в ущерб остальной живности, на этот раз, видимо, вслух, т. к. сразу к нему слетают орлы и уже традиционно подвозят его. В это время Айболит, по обыкновению, твердит своё "Лимпопо".
А в Африке, естественно, уже все жданики поели, таинственный Гиппопо сидит печальный и плачет, при этом "без отдыха" глядя на море. Да, тяжёлая работа. И, главное, самая необходимая в то время, когда столько больных детишек нуждаются, как минимум, в уходе и внимании. Он следит, Не едет ли в кораблике Доктор Айболит? Короче, загружен по самые уши. И рыщут по дороге Слоны и носороги... Это, видимо, на случай, если Айболит всё-таки передвигается не по морю, а по суше, по единственной в Африке дороге. Все при деле.
"А рядом" (непонятно с кем, но, видимо, со слонами и носорогами, которые рыщут) бегемотики Схватились за животики, У них... животики болят. ...тут же страусята Визжат, как поросята... У них разные болезни, причём И голова болит у них, И горлышко болит. У бедняжек, ко всем их несчастьям, ещё и всего одна голова и одно горлышко на целую ораву. Видимо, Чуковский их так изувечил по примеру Лермонтова, аналогично поступившего с бойцами, рука которых устала колоть. Страусята ...лежат и бредят. "Ну что же он не едет, Доктор Айболит?" Для страусят весьма осмысленный бред.
Рядом с визжащими страусятами (а, почему-то, не со своими детками, у которых сильно болят зубки) под палящим африканским солнцем разлеглась зубастая акула. Загорает, наверное. Тут же, в Африке (чёрт его туда занёс), плачет кузнечик с вывихнутым плечом.
Но вот верхом на орле появляется доктор, и сразу И рада, и счастлива вся детвора: "Приехал, приехал! Ура! Ура!" А ведь только что прямо помирали. Путешествие доктора закончилось. Он успешно преодолел все преграды, хотя несколько раз чуть не погиб. А как, интересно, добирался из Африки шакал со своей "телеграммой"? У него ведь вряд ли был такой же блат среди зверей и птиц, как у Айболита. А может, он знал более короткую и лёгкую дорогу? Мог бы подсказать бедняге доктору, или даже проводить его. Но, увы...
Удачно приземлившийся доктор кормит мающихся животами бегемотиков шоколадом, подбегает к тигрятам, которые в Африке вообще не водятся, к верблюжатам, вся болезнь которых, похоже, заключается в том, что они горбаты.
Десять ночей Айболит Не ест, не пьёт и не спит. Десять ночей подряд Он лечит несчастных зверят... Так и оказалось - Айболит лечит только зверят, а остальные нехай пропадают. (Бедный кузнечик, он так надеялся...) Что характерно, доктор лечит их по ночам (наверное, это новая методика), а днём, видимо, занимается тем, что ест, пьёт и спит. И вот он, хэппи энд: ...вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил больных, Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться Лимпопо! Всё это, конечно же, прекрасно, но при чём тут Лимпопо, и куда они пошли смеяться? И Акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет... Видимо, считается, что Айболит как-то незаметно для Чуковского вылечил и её деток (иначе чего она такая довольная), хотя в тексте об этом нет ни слова. А может, рыбки притворились зверюшками, а доктор и не врубился? Дело тёмное. И чего это вдруг у акулы прорезалось имя? Этому, на мой взгляд, нет никакого логического обоснования. И какой тайный смысл в том, что она подмигнула правым глазом, а не левым, тем более, что подмигивают кому-то, а не чем-то (даже если это - правый глаз). А малютки бегемотики Ухватились за животики, И смеются, заливаются - Так что дубы сотрясаются. Эти бегемотики хватались за животики и во время болезни, и после выздоровления. Может, у них что с руками (пардон, с передними ногами)? И все: и мотылёк, и зайчиха, и акула, и бегемотики почему-то после успешного лечения смеются, только с разной интенсивностью (некоторые при этом ещё и пляшут). Какая-то несколько странная и однообразная реакция. Похоже, что у доктора есть баллончик с веселящим газом, которым он зачем-то обрабатывает пациентов.
И откуда в Африке дубы, которые, к тому же, совсем не дУбы, а дубЫ?
Слава Богу, уже виден конец. Но и здесь нет облегчения измученным детским мозгам:
Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-Попо, Гиппо-Попо!
(Что за бред?)
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро
(Зачем?)
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!"
То покричит, то попоёт, да? Любят герои Чуковского пошуметь, этого у них не отнимешь. Ну, вот и всё. Я вытираю пот со лба и пытаюсь понять - не свихнулся ли я от всего прочитанного. Вроде нет...
А дети? Мне могут возразить, что это всего лишь сказка. Да, в сказке должны быть чудеса, там разговаривают звери и птицы, там возможны самые невероятные приключения. Но не должно быть исковерканного русского языка (иначе он перестаёт быть великим и могучим), бесконечных отупляющих повторений, нескладных рифм, не должно быть диких, бьющих по мозгам противоречий, нелепостей, нелогичностей. Ведь на сказках дети начинают учиться жить, учиться мыслить. Как говорил известный писатель, для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше. Я понимаю, что меня могут обвинить в предвзятости, в кощунстве, в покушении на святыни. Но я лишь высказал своё мнение и, как мне кажется, довольно аргументированно. В конце концов, дело ваше и дети тоже ваши.
Между прочим (может, кто не знает), у "Айболита" есть ещё одна часть - первая, которую редко публикуют. Видимо, из-за полного отсутствия в ней какой-либо художественной ценности. А "Бармалей" - вообще глупость и садизм. Так что я не буду читать Чуковского детям.