Этюды о ритмике Надежда Коган

Лицей
Это выдержки из писем к некоторым авторам, но полагаю они содержат советы и замечания полезные всем начинающим.

*******

Здесь я не буду говорить о силлабическом, силлабо-тоническом, акцентном стихе. Начнем с самого простого.
Наверное, все знают, что ритм в стихотворении дает упорядоченное чередование ударных и неударных слогов.
Вот Вам маленький пример. Возьмем две строки:
Я иду гулять   - пять слогов, а схема чередования ударных и неударных :  !- !-!
Я люблю Катю – тоже пять слогов, но схема другая    !-!!-
Поэтому, если Вы будете просто считать слоги, не обращая внимания, сколько неударных слогов находится между ударными, то строчки будут идти как по рытвинам.
Ямб – это простейший ритмический рисунок: безударный слог, за ним ударный и так далее:

Какая грусть! Конец аллеи   -!-!-!-!-
Опять с утра исчез в пыли    -!-!-!-!
Видите? А группа слогов, которая повторяется, здесь, в примере, их два  (-! ) называется – стопа.
Но в русском языке много слов длиннее, чем в два слога. Поэтому в стихотворении появляются пропуски ударений
Опять серебряные змеи  -!-!---!-
Через сугробы поползли  -!-!---!

Это тоже ямб, но с так называемыми пиррихиями, то есть пропусками ударений в длинных словах. Здесь главное - мысленно проставить пропущенные ударения, чтобы стопа сохранилась.
Смотрите: в первой строчке -!-!-(!)-!- В скобки я поставила пропущенное ударение вместо одного безударного слога. Вот и все.
Кстати Фет в четвертой строке этого стихотворения схитрил. Через – вообще-то читается с ударением на первом слоге, но безупречная ритмика предыдущих строк заставляет Вас читать с ударением на втором слоге, как я в схеме и нарисовала. А даже если прочитаете правильно – эта крохотная запинка только усилит впечатление от поземки, ползущей через сугроб. Ну, это уже то волшебство, которое дается мастерством и талантом. Проверьте сами.
Когда повторяются два слога – это двухсложная стопа. Их, как понимаете, всего две. Первая – это ямб, вторая – хорей:
Буря мглою небо кроет  !-!-!-!-
Вихри снежные крутя    !-!-(!)-!
В первой строке – чистый хорей, то есть ударный-безударный, во второй –  есть пиррихий, то есть пропуск ударения (Я его опять обозначила ударным в скобках).

Сложнее, конечно, с многосложными стопами. Трехсложных – три: дактиль, амфибрахий и анапест
Дактиль: !- -
Нет, не бывает веселия  !--!--!--
Братцы, от этого зелия   !--!--!--
Амфибрахий -!-
Не ветер бушует над  бором   -!--!--!--!--!--!
Не с гор побежали ручьи  -!--!--!
Анапест --!
Средь высоких хлебов затерялося --!--!--!--
Небогатое наше село --!--!--!
 Причем здесь богатство ритмики полное: можно окончить строку усеченной стопой, можно в начале строки поставить одно лишнее ударение
Знаю я, чьи молитвы и слезы !-!!-!--!-
Роковую стрелу отвели --!--!--!
Но опять-таки, если прочитать напевно, то не только на слове чьи , но и на Знаю ударение как бы не читается. Здесь эффект, обратный пиррихию, то есть можно ослабленные ударные записать как безударные в скобках:
(-)-!(-)-!--!-  вот и восстановленная стопа.
Таким образом можно проверить самую сложную ритмику.
Допустим, Вы написали:
Знаю ведь я, чьи молитвы и слезы !--!!-!--!-
Роковую стрелу отвели --!--!--!
Если Вы сейчас попробуете привести первую строчку путем замены ослабленных ударных к анапесту, ничего не получится:  (-)--!(-)-!--!- ,  в начале вылезает лишний слог. Но тем не менее строка звучит ритмически. А почему? Да потому, что введением «ведь» усилилось ударение на ЗнАю и получился дактиль:  !--!(-)-!--!-
Если Вы сейчас продолжите это стихотворение, сделав третью строчку дактилем, а четвертую опять анапестом, получится свой ритмический рисунок.
 С ритмикой можно экпериментировать, создавая множество своих ритмических узоров. Конечно, сначала освоив простые ритмы. Это как в любом деле, когда назубок освоишь простое, дальше все получится само собой. Пройдет время, и Вы просто на слух будете ощущать, где слог лишний, а где надо добавить. И уже найдете свои хитрости.