Стихи последних дней

Михаил Польский
МОИМ РОДНЫМ

Мне чудится за времени завесой
день нашей встречи ещё в этом мире.
Совсем одни, без ангелов и бесов
мы соберёмся в маленькой квартире.

А за окном жара, а, может, слякоть,
ночь или день – неважно. Мы собрались,
чтоб думать, говорить, молчать и плакать,
любить, любить, как прежде не решались.

Чтоб ни случилось – мы родные люди.
Хамсин обнимет вас в Бен-Гурионе.

...понять – простить,
простить – коснуться сути...

Здесь в тот же день
без лишних церемоний
хоронят.

ЭХ, ХОРОШО...
(шутка)

Эх, хорошо в стране российской жить!
Эх, хорошо в стране немецкой жить!
Эх, хорошо в стране еврейской жить!
Зло забыть и сразу всех любить, всех любить!

«Бокер тов!*» говорить на рассвете,
«Гуте нахт!*» говорить перед сном.
Знать один лишь ответ –
Наш призыв, наш привет:
Будь готов пред последним судом!

Будь готов всегда, везде –
В небесах, на земле, на воде.
Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!

Эх, хорошо в стране российской петь!
Эх, хорошо в стране немецкой петь!
Эх, хорошо в стране еврейской петь!
Никому плохого не хотеть, не хотеть!
Мерять землю решительным шагом,
Не вступать в пререканья с Творцом.

Знать один лишь ответ –
Наш призыв, наш привет:
Будь готов пред последним судом!

Будь готов всегда, везде –
В небесах, на земле, на воде.
Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!

Эх, хорошо в стране российской спать!
Эх, хорошо в стране немецкой спать!
Эх, хорошо в стране еврейской спать!
Ведь везде есть крыша и кровать, и кровать!
Всё, что нужно, конечно, получим,
Целый мир нам приветливый дом.

Знай один лишь ответ –
Наш призыв, наш привет:
Будь готов пред последним судом!

Будь готов всегда, везде –
В небесах, на земле, на воде.
Чем трудней и мучительней в теле,
Тем спокойней на страшном суде!

*Бокер тов! - доброе утро! (иврит)
*Гуте нахт! - спокойной ночи! (немецкий)

Я РОДИЛСЯ В КАМЕРЕ СМЕРТНИКОВ
(шутка)

Я родился в камере смертников.
Приговор уже оглашён,
но почему-то отложено его исполнение,
срока же мне не узнать никогда,
и помилование невозможно…
И вот
я жадно ловлю любые мнения
чтобы понять, за что меня приговорили.

Потому что, если это сон,
а казнь есть пробуждение –
это, допустим, да…
Или…
если наоборот…
это так сложно…

Я хочу узнать, кто был прокурором того суда?
Неужели
не было у меня защитников-советников…

Но за девять месяцев до моего рождения в апреле
состоялся другой суд,
по решению которого я
родился
в камере смертников.
Уж его-то состав мне известен точно.
Но что тут,
что там –
по крайней мере,
дали бы мне хоть адвоката!

Но, пока я над этим бился,
тоже самое сделал сам.
И вот уже по камере ходят приговорённые мной заочно
к жизни
и смотрят на меня, как на ката*.

*кат - палач


ЭТА ТЕМА - О ДУШЕ

«Душа по природе своей язычница».
«Душа по природе своей христианка».
«Душа по природе своей мусульманка».
Философские мнения.

Эта тема – о душе –
разработана уже.
Для поэта хороша
тема: кто она, душа?

Каждый хочет разобраться,
суть открыть – себя понять.
Сотни лет слова роятся,
сотни лет стихи плодятся,
но души не исчерпать.

Что же делать, как же быть,
чтобы душу обнажить?
Вот бы нам её пощупать,
разглядеть да разложить…

Если мы чего не знаем –
мы не станем унывать.
Просто слово назначаем
на вопросы отвечать.

Потому дано нам всем
наше имя, то есть, «шем».
А душа-то – «нешамА»,
имя – суть души сама.
То же, что и «дам» адАма,
И «адАм» для «адамА».

Мы закончили урок.
Мы выходим за порог.
А над нами синь – шамАим,
солнце – шЭмеш – жар и свет.
А вокруг – ЙерушалАим.
Вот вам, братцы, и ответ.

Иврит-русский словарь:
шем – имя, но также замена
непроизносимого имени Бога;
нешамА – душа
дам – кровь
адАм – человек
адамА – земля
шамАим – небо
шЭмеш – солнце
ЙерушалАим - Иерусалим

ФИНАЛ СПЕКТАКЛЯ ПО ПЬЕСЕ Р.ТАГОРА "ПОЧТА"
(подробнее см.
http://www.stihi.ru/2003/02/20-845 - текст,
http://www.jerusalem-korczak-home.com/post/post.html - постановка)

Когда часы судьбы пробили,
плоть наша превратилась в дым.
Мы вышли. Нас переселили
в небесный Иерусалим.

Смерть - Моисей, когда свободу
даёт нам смерть. Прощай, галут.
И приложились мы к народу,
в котором праотцы живут.

Удобрить нашими телами
сады и нивы - кто посмел?!
Европа вскормлена плодами
из наших тел, из наших тел...

Идоложертвенным питаться
Бог запретил. Запрет суров.
Жизнь может сладкою казаться,
как сладковата наша кровь.

Но вы - вы знаете наверно:
Израиль, Иерусалим...
Лишь здесь дыхание кошерно,
лишь здесь живя, мы не грешим
тем, что живём.
Поскольку кровью
ни хлеб не пахнет, ни вода.

Мы с вами здесь.
И мы с любовью
глядим на ваши города.


"КТО СЕЙ НАРОД?"

"Кто сей народ?"
А.Пушкин

Почему еврей свободен
И свободен от чего?
И кому он неугоден?
И любезен для кого?

Почему его так любят,
Но, когда придёт пора,
Проклинают, гонят, губят
Столь любимого вчера?

Здравой логике в угоду
Понимают, может быть –
Истребить его породу,
Что природу истребить.

Почему? Обожествленьем
Каждый день из века в век
Убивается творенье
И страдает человек.

Почему еврей свободен,
Жив всегда и жив везде?
Он-то служит не природе,
Не любимому себе.

А на что его опора
Ясно даже для ребят:
Мать его, известно, Тора,
А Отец незрим и свят.

В этом суть его свободы,
Несмотря на мор и стон.
Все народы от природы,
А природа – это он.


***
«Да, и такой, моя Россия…»
Александр Блок

«Я буду пить, как и пила
И жрать детей своих.
Я их случайно родила,
Я не хотела их.

И вот –
В мой безысходный ад,
В безумную тоску,
На вечный холод, мрак и смрад
Усердно волоку,
Тащу прикованных ко мне
Рождением. Я – мать!
В моём вине, в моём дерьме
Хочу их целовать!

А вы,
Барахтались ли вы
Средь нечистот своих?
Мой голод утолит, увы,
Лишь плоть детей моих,
Плоть ангелов…

Вот месть моя
Тебе Судья судей:
Ты отвернулся от меня,
Дарующий детей.
Я их в заложники взяла,
Теперь они мои.
Я жру их судьбы и тела…

А ну-ка прояви
Свою всемилость:
Их любя,
Меня останови.
Не хочешь?

Значит, без Тебя
На их родной крови
Я мавзолей построю свой
Похлеще пирамид.
Я заменю Тебя собой.
Я одолею стыд.

Твой мир заменит мой мирок.
Не будет ничего –
Лишь мироздание у ног
Бесстыдства моего»

О, Господи! Я сын её.
Моление моё:
Увидь её. Услышь её.
Останови её.


НЕВАЖНО, ГДЕ И КАК ЖИВЁШЬ...

Неважно, где и как живёшь,
а важно, где и как умрешь.
Но не найти среди живых,
кто смерть свою постиг.

С таким сознаньем трудно жить,
когда вокруг тебя враги
и жизни так непрочна нить,
и в будущем ни зги…

Но можно всё переменить.
Взять жизнь свою своей рукой.
Назначить час последний свой.
С собою прихватить

врагов, чья жизнь сплошной разврат,
а их убийца – свят!

И этот твой последний бой
восславят толпы упырей,
что в злобе бешеной своей
выходят на таран

той жизни, где честней всего,
не зная часа своего,
знать, что последний выдох твой
не для проклятья дан.


АНАТОЛИЮ ШЕХТМАНУ

Здравствуй, Толя, говорю,
ЗДРАВСТВУЙ, ТОЛЯ!
Как я рад, что наши встречти нередки.
Одного с тобой мы ягодки поля,
где почили наши общие предки.

Кто в овраге, кто в яру, а кто в братской
неизвестной многослойной могиле...
Мы остались с этой памятью адской
и вопросом:
ПОЧЕМУ ИХ УБИЛИ?

Той Германии капут и Союзу,
жизнь империй не длинней человечьей.
Время сбрасывает их как обузу,
лечит память, совесть бедную лечит.

Забываются обиды, печали,
как любили нас и как не любили.
Открываются безбрежные дали...
Остаётся:
ПОЧЕМУ ИХ УБИЛИ?

Говорят, Всевышний дышит любовью,
Сам на крест взошёл и вот - люди святы.
Чей же грех искуплен
ЭТОЮ
кровью?
Может, Каинов?
И НЕТ ВИНОВАТЫХ?!

Не поэтому ли - дальше ли, ближе
за "спасение души" платят нами...
Так храни же, Толя Шехтман, храни же
память тех, кто в виде свечек не ставит
перед Богом
крематориев трубы.

Среди русских ли, арабов ли, немцев -
где мы любы?
Как мы можем быть любы,
если в сердце
БЕЗЫСХОДНЫЙ ОСВЕНЦИМ?!

Мир всё тот же - не добрее, не краше -
перепуганый всё тем же кошмаром...
Зацветает поле памяти нашей,
и над ним звучит набатом,
шофаром:

СМЕРТЬ НЕ ВЛАСТНА
НЕ ДАНА СМЕРТИ ВОЛЯ
СЛОВО БУДИТ
РАСПРЯМЛЯЕТ
СПАСАЕТ
БУДОРАЖИТ
ЖЖЁТ
КАЗНИТ
ВОСКРЕШАЕТ

Здравствуй, Толя...


КОЛ НИДРЕЙ

«Когда неясен грех, дороже нет вины …»
Иван Жданов.

«Обеты наши да не будут обетами, зароки –
зароками, клятвы – клятвами.
«Кол нидрей*»)

…а что зависит от желаний
и дарований? Ничего.
Но всё – от Божьих наказаний
и милосердия Его.

И если это вам открылось,
Над вами власти не возьмёт
ни чья-то милость иль немилость,
ни общих мнений оборот,
которыми полна эпоха,
в которую живёте вы…

У вас теперь своя дорога
не всем понятная, увы.

Не за желанья и стремленья –
хотел чего-то, но не смог –
но лишь за идолотворенье
казнит всемилостивый Бог.

Нам не всегда хватает света.
Мы лжем себе и лжем другим…

За все обеты и запреты,
поспешных обещаний дым,
за то, что идолов творили
себя а не Тебя любя,
из собственных фантазий или
из заблуждений – из себя,

за слов бездумное теченье,
за этот миг, за этот стих
прости меня, и поколенье,
и предков-пращуров моих.

Есть грех. Есть стыд. Не надо боле
Вины-обиды… Ты и я.
О, Господи, да будет воля
Твоя. Твоя, а не моя.

*Кол нидрей - Все обеты (покаянная молитва)