критика Евгении Диневич Просто остаться

Правда Горькая
Обрадовалась, увидев этот стих. Вот где можно дать вволю моим математическим способностям, желанию математикой проверить гармонию. Первое, что бросилось в глаза - это потрясающая упорядоченность согласных.  Уже первая строка подтвердит это наблюдение: Просто остаться - из 8-ми согласных 6 "эс", "тэ"! И если буква "пэ" выпала из этой статистики то лишь для того, чтоб задавать некоторую инерцию всему остальному стиху - из 20-ти строк 7(!) начинается на "пэ". + 5 на "вэ" и 4 на "и".  Не поленилась и пересчитала все слова  - 105 слов с предлогами и союзами - 22 (пятая часть!) слова на "пэ", 11 "эс"  (именно, "пэ" и "эс"  "сделали первую строку", а затем протянулись через весь стих) 10 "вэ",  - итого треть (!) стиха построена из трёх согласных.
Упорядоченность гласных не так заметна и все-таки она просматривается

Оа
Оуау
Ыыоыу
Иоиео
Иоио
Ыоие
Ыыыие
Ааа
Еоыуа

Оа
Оеео
Еоооо
Аыеы
Аеоуи
аеееа
Оаоа
Ииое
Ыаее

Уаоу
Оаоу



Упорядоченность на самом низком уровне не могла не прорваться на более высокие. Стихотворение богато внутренними рифмами:  пересудов - рассудок, Влиться - лицах - переломиться, смены - перемены - времени, привычек - кавычек. Правда, сами рифмы не очень богаты: света - билетом, пледом-бреда, года-кода, кавычек-спичек, признаний-иносказаний. Более интересны соты - сотой, ради - на день. Интересна цепочка рифм рассудок-суток-сотой-соты.
Перейдём на более высокий уровень. Очень часто авторы в погоне за буквой жертвуют смыслом целых предложений. Чуждый чарам чёрный челн (Бальмонт). Тяжело удерживать равновесие и именно здесь проявляется мастерство. Надо признать, что в большинстве случаев автору это удается, но  "когда рассудок выдал часы приёма", "предаваясь таинству иносказаний, вверить ладоням языческий ключ признани" (но в принципе автор сама говорит об иносказаниях), "Темою для кавычек", "И без причины причиной" - скорее минусы. Смысл неясен. Смена походки(?). Хотя понятно чисто психологически, когда человек сбросил давивший его многие годы груз - и стал не ходить, а летать. Не оставляя следов посуды (?), может, следов на посуде? - например, следы губной помады? "Выпасть из суток" - перестать ориентироваться во времени, "Выпасть счастливым билетом" - неплохо.
Во многих произведениях Евгении Диневич я отмечала необычайно  точные наблюдения над внешним и внутренним миром - это то, что отмечали у Ахматовой - "Я на левую руку надела перчатку с правой руки". Это стихотворение не стало исключением:
Смены причёски, походки, замочного кода,
Старых привычек. Темою для кавычек.
И, как бы, между прочим, "не будет ли спичек?",
И, как бы между делом, сомнения ради,
Поводом для расставаний не больше, чем на день - наверное, это самое удачное место стиха. Какая потрясающая точность! Смена причёски, замочного кода - какой верный признак новой жизни, жажды перемен! Это прощание с прошлым и между тем "не будет ли спичек?" - фраза отлично подходящая для нового знакомства и именно как бы, между прочим! И далее: "сомнения ради, поводом для расставаний не больше, чем на день" Я представляю женщину, которая решительно меняет свою жизнь, но…  на день. Она не может уйти и расстаться с человеком, возможно уже не любимым, она возвращается, чтоб, не заснув ночью, утром повторить все с начала. Сама композиция стиха, как некий намёк на возвращение - просто (легко) остаться - с этого начинается и этим заканчивается стих. Просто остаться - тяжело уйти. Круг.
Но может быть именно жажда к точности, материальности, ощутимости веса предметов - что, безусловно, является достоинством стихов Евгении - иногда приводит к перебору "легкомысленным маленьким клетчатым пледом" - три определения. А так ли важно, что плед маленький  клетчатый. Чем это обогащает наше представление? Легкомысленный уже представляется маленьким, а плед - почему-то исключительно клетчатым - шотландским. Примерно таким мы его и представляем. Свет преломляется.  Безжизненных стен - стены не бывают живыми (другое дело стены - холодные, когда рядом нет человеческого дыхания), языческий ключ - интересно, но как бы не из этого стиха (но ведь автор и говорит иносказаниями). Можно представить этот ключ, как некий талисман, символ, не только ключ к себе, но реальный - он вполне подходит под кодовый замок, но "языческий" ничего не объясняет - разве что для автора этот ключ наделен некой языческой силой.
В заключении хотелось бы заметить, что это не первая редакция стиха, что само по себе уже показывает, что это произведение еще только рождается. Безусловно, оно уже очень хорошо и, наверное, одно из лучших у автора, но…  Предчувствие шедевра.
 Извините, писала без черновика - по первому впечатлению. Стих, действительно, достойный. Женя, -  в Ваших стихах есть строки, которые как бы реально ощущаются, - помните про косточку? Так никто бы не смог написать, кроме очень хороших поэтов. Вы молодец. Не гонитесь за экспериментаторами - Ваш стих классический. Если точнее попытаться определить его местоположение (естественно, у Вас свой голос),  то это Ахматова-Мандельштам-Бродский. Не нужно этого современного стихирушного эксперементаторства. Будьте более строги к себе, пытайся подобрать определение, которое придаст слову вес. Я хочу держать Ваши стихи на руках… - как сказала!!!