Интервью дмитрия кравчука

Павел Самсонов.Публицистика
На крупнейшем поэтическом сайте Рунета перемены. Пришёл новый редактор, а с ним и новая команда. Так совпало, что накануне этого события я попросил Дмитрий Кравчука, бессменного руководителя проекта Стихи.ру, ответить на несколько вопросов. Реакция Дмитрия меня рассмешила, «зачем мне это нужно?» – спросил он. «Вам, может быть и не нужно, а вот многим сотням, а то и тысячам авторов и читателей портала безусловно будет интересно» – последовала моя реакция.
Сегодня я публикую ответы Д.Кравчука на мои вопросы, любезно присланные им на прошлой неделе.

Краткая справка: Дмитрий Кравчук, родился 8 марта 1977 года, живёт в Москве, является координатором (руководителем) проекта Национальная Литературная Сеть.


ВОПРОС: Дмитрий, всё более очевидные попытки пробить брешь в стене крепости «реальной» литературы необходимы для подтверждения статуса литературы «сетевой»?


ДМИТРИЙ КРАВЧУК:
На мой взгляд, как таковой "крепости" в данный момент не существует. Наоборот, после лишения государственной поддержки, литература в нашей стране сильно пошатнулась. Однако профессионализм тех людей, которые существуют в этой области – вполне реален, и никуда не денется. Мне кажется, что правильный подход – это объединять усилия, их профессионализм и наши новые информационные возможности (я имею в виду сетевую литературу). Для этого необходимо, чтобы они поверили в эти наши возможности и увидели их собственными глазами. Именно этим мы и занимаемся. Уместно говорить скорее о презентации новых возможностей интернета тем, кто профессионально занимается литературой, чем о "пробивании крепости". Если и есть сопротивление с их стороны – то только сопротивление размытости рамок и отсутствию критериев качества литературы в интернете, что вполне правильно. Но эта ситуация рано или поздно изменится, в интернете также выстроится своя иерархия по уровню качества.


ВОПРОС: Не является ли тогда и весь проект лишь способом завоевания места под солнцем «реальной» литературы?


ДМИТРИЙ КРАВЧУК:
Является. Я бы, правда, не разделял  литературу на «сетевую» и «реальную», cкорее уж – на литературу профессиональную и любительскую, хорошую и плохую (последнее деление субъективно и зависит от читателя). А носитель, бумага или компьютерный экран – это просто технология доставки произведения к читателю.


ВОПРОС:  50000 авторов… Россия родина слонов… Но ведь это, наверное, не просто гигантомания, а желание доказать, что за количеством обязательно должно находиться и качество, не так ли? Не стремление ли это всё же выдать желаемое за действительное? Сколько среди 50000 мёртвых душ, вы знаете статистику?


ДМИТРИЙ КРАВЧУК:
Что касается "мертвых душ", то их существует два типа: авторы, когда-то опубликовавшие у нас свои произведения и позже потерявшие интерес к проекту, а также авторы, многократно "размножившиеся" в виде «клонов». Я полагаю, что в сумме "душ" как первого, так и второго типа (вместе со всех их клонами), не более 50% от заявленных 50 тысяч. Это предположение основывается на следующем: наша недельная аудитория составляет 25 тысяч человек – именно столько уникальных пользователей заходит к нам хотя бы один раз в неделю (из них 10 тысяч человек заходит каждый день, а остальные 15 тысяч человек – от одного до нескольких раз в неделю). Поэтому у нас есть по крайней мере 25 тысяч "живых душ". Стало быть, на долю "мертвых" приходится оставшиеся 25 тысяч. Что касается качества, то задача по его повышению – совершенно отдельная и никак не связана с количеством. Мы эти два понятия стараемся разделять. Повышением качества занимается отдельный орган – редколлегия, в то время как для работы с количеством предназначены технические сервисы. Это совершенно независимые направления. Причина такой концепции состоит в том, что ресурс позиционируется как средство свободной публикации для всех. Следовательно, для нас важны как количество, так и качество.


ВОПРОС:  Должен ли руководитель проекта вмешиваться в редакционную политику?


ДМИТРИЙ КРАВЧУК:
Лично я бы предпочитал не вмешиваться, если редколлегия сможет решать все вопросы сама. Благодаря активности нового главного редактора Андрея Коровина, на это есть надежда. В то же время направлять общее развитие проекта, безусловно, необходимо. Это можно делать совместными усилиями со всеми заинтересованными лицами – создателями проекта, редколлегией и спонсорами.


ВОПРОС: В редакции Стихи.ру произошли давно ожидаемые перемены. Меня позабавила реплика в адрес ушедшего главреда о его якобы большом вкладе. Вы можете сказать, о каком вкладе идёт речь?
На мой взгляд, за те более чем полтора года, что Коломенский (хороший, кстати, поэт) возглавлял Стихи.ру, обширное его хозяйство попросту пришло в запустение. Зачем же делать хорошую мину, почему не назвать вещи своими именами?


ДМИТРИЙ КРАВЧУК:
На самом деле большой вклад, безусловно, имел место быть. Дмитрий Коломенский – первый "литературный" главный редактор сайта Стихи.ру, благодаря ему наш сайт стал профессиональным ресурсом, приобрел авторитет и с ним стали считаться все – даже толстые журналы.


ВОПРОС:  В Израиле, где я живу, более 70% населения можно отнести  к интернет-пользователям, в России, вероятно, до 10%. Через несколько лет положение изменится в сторону выравнивания. Проект может стать коммерческим. Готовитесь ли вы к новым временам?


ДМИТРИЙ КРАВЧУК:
Проект изначально был создан как некоммерческий, поэтому вряд ли его концепцию можно изменить. Он нацелен на развитие современной литературы, а не на извлечение прибыли. Для извлечения прибыли есть более узкие и перспективные области.


ВОПРОС:
 Введение внутренней цензуры – это попытка предугадать тенденции в государственной политике? Знакомы ли вы с реальными проявлениями подобной политики в российском интернете?


ДМИТРИЙ КРАВЧУК: Внутренняя цензура - это скорее стремление навести порядок. Вы ведь убираетесь в своем доме? Также и на сайте – чем точнее правила взаимного уважения будут исполняться, тем приятнее на нем будет находиться всем авторам. Что касается государственной цензуры в интернете – пока не встречался, но на мой взгляд, у них цели тоже конструктивные, также хотят навести порядок, чтобы всем было хорошо. Демократия тоже должна уметь себя защищать. Вопрос только в механизмах наведения порядка – насколько корректными они будут.


ВОПРОС:
 Гипотетически возможна ли ситуация, когда проектом будет владеть нероссийская структура или частное лицо – нероссийский гражданин?


ДМИТРИЙ КРАВЧУК:
Проект как таковой, в соответствии с его целями и задачами – общественный. И для его владельца он представляет лишь обязательства по поддержке и финансированию; в то время как направления развития в омногом диктуются "общественным заказом". Поэтому кто именно владеет проектом, не играет особой роли. Главное –  чтобы владелец действовал в интересах своего сообщества.


Материал короток. Дмитрий сослался на занятость, я не настаивал на длинной беседе, потому что некоторые мысли, здесь высказанные, сами по себе могут быть основой для совсем другого разговора. И этот разговор не за горами. Через несколько дней я представлю нечто, вроде полемической статьи, в которой будут затронуты и вышеупомянутые темы и...
До встречи!

Павел Самсонов, апрель 2004 год