Стекающая призма номинаций

Наталья Воронцова-Юрьева
С номинаторами что-то случилось. Методом тыка открыла несколько стихов. Результат удручающий.

№ 1. море-океан (Stigga)

«спрашивает меня что же ты молчишь где твой голос
кому ты его подарила для кого ты пела
кто теперь носит его золотой цепочкой петлей на шее
кто заплетает его в свои волосы прячет в ладони
мне осталось всего-то молчание когда во рту плещется море
я бы его целовала но горькие мои губы соленая моя кожа
вместо слов из меня выходят цветные рыбки
я бы его любила но страшно мне он не умеет плавать»

Довольно избыточное романтическое повествование.  Душновато, на мой взгляд. Словно попал в комнату восточного стиля: много золота, тяжелых покрывал, всюду диваны с подушками,  опять же фонтаны с фазанами. Но в целом стих как стих. Не лучше и не хуже многих.

* * *

№ 2. старая-весенняя-песня (Рунна)

«Наполовину сгоревший дом -
красИвее всех.»

Не поняла: зачем автор выделением буквы «и» обозначил ударный слог? В этом слове ударение и так  никуда не убегает, ему как положено на этом слоге быть, так оно там и существует.  Все равно что сделать подобное в слове «корОва».

 «Нервы танцуют на чердаке,
ловят солнечный ритм.
Зренье сбивает шляпы с икон
и улетает вверх,
а там шатаются голышом
гнезда и фонари».

Как-то все искусственно выглядит, как будто автор очень старался быть самым-самым оригинальным, а то упаси бог не будет похоже на стихи.

 «Придет весна и устроит бунт,
развесит наши бинты
на самой злой городской стене,
на выставке паутин;
раньше я была гобелен,
теперь другие листы
накроет слоем цветной пыльцы
из ветреных палестин».

Злой стены не получилось.  Бинты тоже откуда-то свалились в стих вместе с выставкой паутин. Скучно. Далее все в том же супер-пупер-оригинальном варианте. Тоска.

* * *
 
 № 3. Я строю дом из битого стекла (Андрей Г.)

Неплохой стишок, его хорошо под гитарку у костра исполнять. Легкие приятные метафоры, вот, пожалуй, и все. Как говорится - бедновато, зато чистенько. Ну и финал - свел стих на нет своей предельной избитостью.

«Я строю дом из битого стекла.
Мои просторы поглотила мгла,
и нужно долго-долго ждать рассвета;
но строю дом я посредине тьмы -
из желтенькой осенней кутерьмы,
что в шелестящий дождевик одета.
Я строю дом, чтоб видеть из окна
все дали, все огни, все времена,
все-все, что было воздухом и светом,
и жестами, и запахом травы,
словами, поворотом головы,
моей удачей, заплутавшей где-то.
Мой светлый дом прорвет громаду лет,
явившись невесомо и незримо...
Так остается горький запах дыма
от всех костров, которых больше нет».

* * *

№ 4. Мотивчик (Дмитрий Позняк)

Стих из предыдущей серии. Есть и занятные «сложности» (равно как псевдосложности), есть  и философские «взыскания» (равно как псевдовзыскания), но как-то все это так и не дотянулось до глубины, таящейся (по замыслу автора) под простецким колпаком:

«Не устоявшим на коленях,
Вознесшимся во звонари,
Начну молчать до исступленья
И лишь на память говорить.
Распространяя право вето
На интеллектуальный рост
Для перепутавших ответы
На риторический вопрос,
Не разбирая прав ли, лев ты,
И середины не сыскав,
Вовсю кукуют пистолеты
У вороненого виска.
Душе, принявшей форму тела,
Так пресно ныне, да и впредь...
Глядите - рукопись истлела
От неумения гореть.
Стихи, вознесшие до дичи,
Несу в карманы рассовав,
Чу! подбирается мотивчик -
Пора выбрасывать слова».

Псевдосложности: «Начну молчать до исступленья / И лишь на память говорить»

Псевдовзыскания: «Распространяя право вето / На интеллектуальный рост <…> Вовсю кукуют пистолеты / У вороненого виска».

Оксюморон «вознесшие до дичи» пропадают всуе, поскольку контекстом не подкреплен, да и  смысловой акцент в стихе сделан непонятно на что.


***

№ 5. Вода без изменений (подарено г-ну Языкову) (ArickSmitty)

Опять поэтиц-цкие красивости и скучища в одном флаконе. Такое на ночь читать - на втором часу либо уснешь, либо сбесишься.

«Весна иссякла?
Но в солнечном сплетении ветвей
ещё остался свет.
Как дети,
что пытаются найти
в ветвях, обвитых сумерками,
немного спелых слив,
мы ищем в нём намёк на то,
что есть дорога
к местам,
таким же древним,
как прошлая весна,
и реки,
где вода без изменений.
Зачем?"

Лучше не спросишь...

***

№ 6. (Анджело Эвил)

Точка, выбранная автором  в качестве названия, относится к финальной фразе стиха - и это единственное, что здесь можно понять.  Однако приношу автору мое большое спасибо. Потому что это был единственный стих, который среди всеобщего уныния заставил меня хотя бы саркастически похмыкать. Тем и развлечься.

«побежали по пыли поплыли
рубежами границами рея
полетели идиллия или
лихорадка пары суховея
сроком после начала апреля
роком капли стекающей призмы
мой астматик дыхание леля
истончается хрустом харизмы»

Это всего лишь первая строфа. Мы не астматики, но переведем дыхание. И зададим кому-нибудь вопросы:

1. «ПОБЕЖАЛИ ПО ПЫЛИ ПОПЛЫЛИ
РУБЕЖАМИ ГРАНИЦАМИ РЕЯ»

- кто «побежали по пыли»?
- рубежи и границы  – это вообще-то одно и то же.

2. «ПОЛЕТЕЛИ ИДИЛЛИЯ ИЛИ
ЛИХОРАДКА ПАРЫ СУХОВЕЯ»

- каким образом они (отталкиваюсь от глаголов во множественном числе)
побежали и поплыли, одновременно рея? Причем рея не над, а чем - рубежами сиречь границами?
- кто «побежали поплыли» «рея»? В смысле кто это сделал? Лихорадка и пары суховея?
- какие и откуда у суховея пары?

3. «СРОКОМ ПОСЛЕ НАЧАЛА АПРЕЛЯ
РОКОМ КАПЛИ СТЕКАЮЩЕЙ ПРИЗМЫ»

 - почему они побежали поплыли «сроком» (после начала апреля)  и «роком» (капли стекающей призмы)
- почему информация о начале срока стала самим сроком?
- если призма стекающая, то зачем  ей капли?
- что такое стекающая призма?

4. «МОЙ АСТМАТИК ДЫХАНИЕ ЛЕЛЯ
ИСТОНЧАЕТСЯ ХРУСТОМ ХАРИЗМЫ»

-  откуда у харизмы хруст?
- как можно истончаться хрустом?
---------------------
Далее идет вторая строфа:

«тронь и.о. как посланец за хлебом
ороси не колени росою
а изнанку коленей и небо
что иначит увечит и сои-
и собы-тие бытие быта
мой запрет мое табу моя та
та которая мается и та
что в итаке наглядно наяда»

- Почему автором предлагается тронуть и.о. исключительно как посланцу за хлебом?
- Зачем ему вообще трогать и.о.?
- Каким образом он должен оросить росою изнанку коленей?
- Каким образом, орошая росою изнанку коленей, он одновременно должен оросить и небо?
- что такое «и сои- (перенос) и», которое делает небо вкупе с тем. что иначит и увечит?
- что такое «собы-тие бытие быта» и зачем первое слово разорвано дефисом?
- кто такая «моя та та», которая мается?
- как можно быть «наглядно наядой»?
---------------------
Третья строфа:

«тронь у.е. как хрустящее иго
и гори и гори в апогее
триумфального шествия в иглы
в эти медные трубочки Геи
не нагими не лги мне я молод
только чуточку чувствую почву
и ее зашифрованный холод
сжатый цифрами в черную точку»

- почему игла (цельнометаллическое изделие) стало трубочкой?
- к чему/кому относится «не нагими»?

Вот интересно: а сам номинатор неужели не врет и правда понимает, о чем здесь речь? Неужели ему, номинатору, как истинному посланцу за хлебом, удалось тронуть и.о. под самые жабры и при этом не истончиться хрустом харизмы?