Жизнь пастушка

Рада Авилова
Человек – это солнце,Его чувства – планеты
Новалис

В жаркий летний полдень пастушок лежит на полянке в лесу под тенистым дубом. Блаженно замирая, он ловит звуки леса: вот ветерок нежно касается листьев, так что они млеют от удовольствия и шепчутся друг с другом. Монотонно стрекочут кузнечики, маленькая лазурная бабочка села на руку и щекочет, смешно перебирая маленькими лапками. Счастье…

 Он глядит на голубое небо: по нему лениво плывут облака, подталкивая друг друга. Пять облачков – и все на одном уровне: вот вперевалку идет гусыня – толстая белая, на миг взмахнула правым крылом – и застыла. Позади плетутся послушные, маленькие шарики-гусята.Он закрыл глаза.
 Кукушка закуковала где-то тоскливо, будто плача. Жестокая, легкомысленная мать! Разбросала детей по чужим гнездам, плачь теперь, злая птица!Пастушок открывает глаза, отрываясь от грустных мыслей.
 На небе уже нет гусыни, она расползлась по небу кусками: крыло где-то позади, голова превратилась в чью-то бороду, хвост стал пятым гусенком. Теперь они без матери – понурые и грустные.Лениво плывут облака, в воздухе сквозит дремой, мысли тоже какие-то вялые…Во сне пастушку видится родная деревня. Вдали от домов стоит ветхая избушка, где когда-то жила его семья. Теперь он один…
 Снится ему его прабабка – восьмидесятилетняя старушка – сидит на крыльце и шепчет что-то про себя, шамкая зубами, дрожащими руками перебирает четки. Он подходит к ней, здоровается. Она резко хватает его за руку и тянет его к себе. Он вырывается, бежит к лесу, не оглядываясь, не останавливаясь, дальше, дальше, дальше…
 Наконец он останавливается. Кругом лес, темно, страшно. Ночь опускается синей птицей, укрывая его своим крылом, на котором мерцают звезды.
 Одна из них – большая и оранжевая –ярко выделяется на черном фоне. Пастушку кажется, будто небо приблизилось, или он сам стал ближе к нему. Внезапно он осознает, что та большая яркая звезда – Солнце, неподалеку от него кроваво-багровый шар, рядом переливается холодным неживым светом голубая планета. Дух захватывает от одной удивительной звезды: огромная полосатая, переливающаяся агрессивно-горячими цветами, а вокруг нее – множество разноцветных колец, все вместе сливающиеся в единое.
 Звезды блестят так, что глазам больно. Как страшно прекрасно! Прекрасно, потому что красиво необычайно, а страшно… страшно потому, что он наедине с небом, нет в мире больше никого: только он, такой маленький, и черный бесконечный космос, таинственный и холодный.
 Ему становится холодно.Пастушок просыпается. Небо заволокло тучами, солнце уже не ласкает щеки, исчезло где-то за тучами. Бегом к овцам! Они громко блеют, предчувствуя бурю. Ветер рвет листья с деревьев, бешено, яростно сбивает с ног. Пастушок гонит овец, бегает вокруг них, подгоняя. Быстрее! Быстрее! Они блеют, не переставая, так что волнение в душе нарастает. Капли дождя больно бьют по лицу. Мокрая одежда неприятно липнет к телу. Молнии разрывают небо на куски. Грохочет гром. Тупо блеет стадо, мальчик бьет палкой упрямых овец, которые стоят в ужасе от озаряющих небо и землю молний. Руки в крови. Невозможно ничего увидеть из-за дождя, идущего густой пеленой. Но надо идти, идти, гнать глупых овец, а иначе… иначе нельзя…
 И вот он дома. Холодно, темно, пусто. Он зажигает огонь в печи – и сразу становится веселее, уютнее от треска дров, света и огня. Мокрая одежда сушится над печью, мальчик укутывается в пуховое одеяло матери и ложится на печь. Тело млеет от тепла, голова касается подушки, и он засыпает.
 Снится ему река, большая, широкая. Вода в ней хрустально прозрачная. Он залезает в воду. Мальки, несущиеся взад-вперед, щекочут его тело. Вода теплая, хотя еще утро. Кругом тишина. Голубое небо, отраженное в воде, приобретает зеленоватый оттенок.
 Он выходит из воды.Солнце накалило песок – ногам больно и горячо. Песок сверкает, как снег. Пастушок расстилает на него одежду и ложится. Легкий ветерок треплет волосы, солнце нежно греет спину. Внезапно тишина прерывается стоном, словно женский голос зовет кого-то. Но это не человек, а какая-нибудь птица, потому что людей здесь нет.
 Солнце припекает быстрее. Пастушок с разбегу бежит в воду, барахтается, плещется, играет с мальками, пытаясь поймать их руками. Они ускользают, приплывают снова – им тоже весело играть с ним. На душе хорошо и спокойно. Он опять ложится на песок и закрывает глаза.
 Вдруг кто-то касается его плеч. Он переворачивается и видит старика. Его лицо покрыто сетью морщин. Глаза и губы у него такие узкие, что их тоже можно принять за морщины, словно их нет на лице. Он молча указывает на реку – там на песке лодка, на которой он, видимо, приплыл. Лодка похожа на старика, такая же ветхая. Старик показывает на себя, на мальчика, на лодку, приглашая его поехать с ним. Пастушок кивает головой.Они плывут к противоположному берегу.
 Старик улыбается мальчику беззубой доброй улыбкой, но пастушку не по себе. У него какое-то непонятное чувство, как будто что-то случится или случилось. Но что это? Счастье? Горе?Старик тихо свистит, поджимая нижнюю губу; прокричала позади чайка, упав в воду.Они на берегу. Старик, не выходя из лодки, показывает на лес впереди и отплывает, оставляя мальчика одного.
 Пастушок идет к лесу, и солнце движется вместе с ним к западу.В лесу шумно и весело: птицы щебечут на ветках и жужжат пчелы. Он идет в глубь леса.
 Внезапно перед ним раскрывается прекрасная цветочная поляна, вся залитая солнечным светом.Посреди нее – стеклянный домик, который переливается всеми цветами радуги под потоками лучей. «Наверное, здесь живет радуга», – думает пастушок. Но дверь открывается, и выходит… маленькая девочка, похожая на дочку Солнца.
 Пушистые светлые волосы до пояса, в сарафане нежно-алого цвета, и вся она будто излучает доброту и покой. Похожая на сотни земных девочек, все-таки, одна такая. Она улыбается и подает ему руку. Он берет ее за руку, и они гуляют по поляне, собирая цветы, он собирает ромашки, она – васильки. Она предлагает сплести друг другу венки. Ее руки мягко и нежно касаются стеблей, и в то же время она очень быстро перебирает пальцами – венки готовы. Он бережно кладет ромашковый венок на ее золотистые волосы, любуясь ею.
 Вдруг она вскакивает и убегает. Он бежит, но никак не может ее догнать. Наконец, ловит ее и, уставшие, они падают в цветы.Лежа, они смотрят на небо и облака. Девочка показывает на одно из них, смеясь. Оно похоже на забавную, пятиногую собаку.
 Мальчик не соглашается, крутит в зубах травинку и тайком смотрит на ее лицо, замечая, что у девочки очень грустные, серьезные глаза, даже когда она смеется. Девочка-Солнце засыпает. Волосы ее растрепались, светлые кудри выбились из-под венка, осыпав ее лицо и чуть шевелясь от дыхания ветра.
 Солнце опускается все ниже. Темнеет. Вот солнце вспыхивает ярко на прощанье на фоне розовых облаков и исчезает за горой.На небо выкатывается месяц и льет на поляну сказочный лунный свет.
 К ним протягивается лунная дорожка, и они идут по ней, а вокруг, как цветы, распускаются звезды. Тихо мерцают они в своей холодной тишине и спокойствии.
***
Утром, когда буря улеглась, и солнце вновь засияло над деревней, на месте старой избушки, где жил одинокий мальчик-пастушок, люди увидели лишь черную обуглившуюся печь. Ночью избушка вместе с мальчиком сгорела.

1.09.2001