Время гениальных одиночек в поэзии прошло...

Владимир Монахов
Владимир Монахов:
«Время гениальных  одиночек в поэзии прошло
 –  настало время поэтомасс»
               
                Поэты выносят Россию вперед стихами!
                Из дневника

- Быть сегодня поэтом - это…

- Абсолютно ничего не значит. Влияние  поэтов на современную жизнь и современных людей ничтожно и приближается к абсолютному нулю, а посему поэты стремясь выжить, сбиваются в поэтомассы, формируя  замкнутую среду, своеобразную касту избранных, где не только пишутся, но одновременно и потребляются стихи. Проблема издания своего творения с появлением глобальной сети окончательно снята - в Интернете немало сайтов, которые позволяют многим   стихотворцам автономно публиковаться без редакторских  ограничений. И этот  стихошквал и рифмопоток дал старт  эпохе поэтических масс,  в которой каждый творец  рас- творяет  свою  личностную индивидуальность бессознательного в коллективном сознательном. При этом   персональное авторство не имеет уже значения, поскольку  поэтическим продуктом являются не столько стихи и поэмы, они как промежуточный продукт,   сколько конечный, итоговый  продукт сочинительства - язык, который толпы поэтов модернизируют и приобщают не только к современности, но и к будущему звуковому пространству осмысления, в котором будет действовать то, о чем мы даже не подозреваем.

Как-то странно звучит ваше размышление, ведь мы со школьной скамьи приучены к другому восприятию поэта.

 Гражданина, мыслителя, революционера?…Все это остается в поэте и никуда не девается, а даже усиливается и  умножается толпой ему подобных сочинителей. Ведь проводником, исполнителем  революционных идей является толпа, и не просто толпа, а толпа,  вооруженная главным орудием человеческого интеллекта – языком, который находится в базисе современного индустрированного бытия. И это вам не  какой-то булыжник- орудие пролетариата. Сегодня в поэзии настоящая конструктивно-филологическая  революция. Меняется форма,  зарождается иной, другой язык, поэзия растекается  и рассредотачивается по кино, телевиденью, журналистике, рекламе и даже в науке, а также иной интеллектуальной деятельности человека. Поэзия размножена и растаскана по всем сферам деятельности человеческого разума, который порой уже не замечает ее присутствия в чистом виде. И в этом нет никакого противоречия, то,  что замкнуто в толпе поэтов одновременно проникает во всё, хотя рядовой, умеющий читать человек даже не подозревает об этом. Не подозревает, потому что  не задумывается о том, что без денег, практически бесплатно поэтомасса на собственном энтузиазме сформировала экономическую индустрию поэтического языка, отвечая на спрос и предложения себе подобных.

- Но в таких условиях разве можно ждать новых гениев уровня Пушкина, Байрона, Гете…

- А вы думаете, что они в будущем  нужны?  Разве вам  сегодня не хватает одного Пушкина, одного Байрона или там Гете тоже одного.

- Но хотелось бы пополнения, чтобы радоваться другим именам гениальных поэтов  такого же уровня.

 - Сразу видно, что вы  современную поэзию не читаете. Действующая русская литература наводнена классиками- новаторами, перед которыми меркнут предшественники. Сегодня толпа этих поэтов  создает и нового Пушкина, и будущего Байрона, и настоящего Гете, если вам угодно такое сравнение. Потому что современные Пушкин, Байрон, Гете – это не просто поэт в одном-единственном  экземпляре, а шумная, ликующая толпа, неподконтрольная масса  потрясающих безответственных авторов, которые стремятся  объединиться и для этого  формируют современную настоящую,  высокую поэзию. Тот же Пушкин надеялся, что будет до той поры известен, покуда в  подлунном мире останется жить хоть один пиит. Но наш мир с тех пор многократно  заполнен и даже, как кое-кому кажется, переполнен пиитами. В литературе  царит стихостолпо-творение,  которое не в силах охватить никакой даже самый скоростной читательский ум, даже вооруженный искусственным интеллектом.. Да,  собственно читателей поэзии в чистом виде почти не осталось. Сегодня настоящие потребители стихов – это люди, которые пытаются  или когда-то пытались  писать. Поэт, даже гениальный поэт,  сейчас востребован только другим поэтом, или же тем, кто мечтает или когда-то мечтал им стать. В поэзии сегодня как в науке – ее достижениями и открытыми законами интересуется только коллеги и специалисты в научной отрасли.

- А вы  сам где в этой массе поэтов, какое место  себе отводите в придуманной вами толпе?

- Всюду и нигде. Я в Интернете, на сайтах,  в журналах и коллективных сборниках, в персональных книгах. Я публикуюсь, распространяюсь, но у меня нет  читателя, не считая таких же поэтов,  как я сам, и пары-тройки специалистов в этой области литературы. Иногда мне кажется, что эту ситуацию можно  охарактеризовать так: нас  видят, но мы при этом отсутствуем. Потому что мы в очередном  переходном периоде поэзии, в котором индивидуальность наиболее ярко проявляет себя только в толпе. И чем  мощнее  яркость, тем больше вокруг нее толпящихся,   безымянных поэтов среди  других безымянных. Недаром одна из современных антологий поэзии получила название «Приют неизвестных поэтов» - симптоматичное определение современного состояния литературы.

-Но позвольте возразить:  литература  всегда была штучным  товаром  или вещью, скроенной по индивидуальному  проекту  личности,  осознающей себя творцом…

 Была. Но это все вчерашний день литературы. Сегодня поэзия – это уже плод коллективного разума, на котором строится наше информационное будущее.

- Но на книгах, и на ваших в том числе, по-прежнему имена авторов, пусть даже псевдонимы…

-На обложках все еще сохраняются имена, но внутри, их содержательная часть,  уже давным – давно несёт в себе тексты, которые   написаны коллективным разумом поэтов. И большинству  поэтов уже пора отказаться от авторства. Идет перетекание и постоянное  перевоссоздание в книгах одних и тех же смы-слов. То,  что в литературе называлось заимствование, а со временем обрело юридически ответственную форму как плагиат,  теперь переназвалось в метаметафоризм, который действует как  новейший плаги-АРТ, создающий обновленную мозаику информационного поэтического мышления, в котором по- прежнему нуждается всего лишь один процент народонаселения. Но и этого числа заинтересованных  вполне достаточно, чтобы обеспечить продвижение человечества вперед в области языка. А   всё  увеличивающаяся толпа поэтов продолжает  формировать в информационном  глобальной обществе   огромную  литературную   стихомассу . 
Ведь только наличие большого числа сочиняющих и воспроизводящих все новые и новые тексты  может обеспечить поэзии стабильное число читателей, тот самый традиционный   золотой один процент потребителей стиха, которым всегда удовлетворялась и будет удовлетворяться  поэзия.

-Как-то неуютно чувствуешь себя от таких признаний поэта, который пророчит нам эпоху поэтических масс, где действует лишь сумма талантливых индивидуальностей коллективного автора. Не право ли на графоманию  вы таким способом отстаиваете?…

- Вот и вы туда же. Огромная  толпа поэтов, естественно, пугает многих  непрозорливых и недальновидных наблюдателей, а потому  они её по привычке  записывают в разряд графоманов, как это было принято еще совсем недавно. На самом деле заполняющая литературное пространство  поэтомасса не столько создает литературу, сколько формирует и переваривает  идеи  будущего, перекачивая и    структурируя их в новый язык грядущих поколений. Если  двести лет тому назад   малограмотная  Россия  смогла переварить   исторически ограниченным  культурным  умом  лишь  одного  великого Пушкина, то сегодня  только  толпа поэтов способна переработать  надвигающийся  и всё нарастающий поток информации    в понятную  и запоминающуюся нам форму  нового слова, которое всегда будет лежать в основе, как  действующего, так  и бездействующего бытия.   Поэтому первыми соглашаются поэты, что нынешнее время требует массового  стихосложения и стихокомментирования, а не стихопрочтения Недаром экономист и по совместительству поэт Евгений Сабуров гордится, что ему удалось доказать – поэтов читать не нужно. И мы поддерживаем это научное открытие современного наблюдателя, еще раз повторяя, что время гениальных  одиночек в поэзии прошло – настало время поэтомасс.  И тем, кто остался хотя бы в числе читателей, полезно хотя бы об этом  знать.

Разговор поддерживали Любовь Ларионова и Алина Монахова