Поэзия сегодня

Питерский Клуб
Дорогие друзья! Предлагаем Вам обсудить темы,  затронутые в публикуемых статьях.
___________________________________

Леонид Криницин

ПОЭЗИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ МИРЕ

Два года назад экзаменационная комиссия моей второй дипломной работы пришла к выводу, что эта работа должна быть опубликована отдельной книжкой. С этого момента я стал осознавать себя АВТОРОМ. В силу совсем юного возраста в
этом новом деле, я не берусь рассуждать о тонких вкусах современной поэтической кухни. Я предлагаю вам взглянуть на поэзию как часть информационного потока современного мира. Десятилетний стаж маленькой видеостудии невольно заставил
вникнуть в вопросы оптимального представления информации. Весьма известные в Санкт-Петербурге литераторы и историки, преподававшие нам в университете, сетовали на массовое внедрение клипового сознания, рассматривая его как зло,
с которым необходимо бороться. Несмотря на свой уже не юный календарный возраст, я не могу с ними согласиться. Клиповое сознание - это ответ на информационный кризис, на переизбыток информации. Синтез информационных полей - это признак современного мира. Взгляните на эстраду, где любую
песню сопровождает цветомузыка и пластика шоубалета.
Посмотрим теперь с этих позиций на современную поэзию. Форма, рифма, смыслы, образы, мелодия, интонация, аура - вот вербальные и невербальные информационные поля, которые есть в арсенале поэзии. Это очень много. Пробивная способность поэзии позволяет ей свободно конкурировать с любыми
другими информационными потоками и побеждать их. НО! О чем рассуждают критики современной поэзии? Они говорят о все большей элитарности этого вида искусства. В чем дело? Дело здесь в том, что большая масса талантливых и популярных в своей среде поэтов идет в обратном направлении по отношению к другим информационным системам. Тогда как практически везде господствует синтез, в поэзии доминирует распад. Из оборота исключаются целые информационные поля или они дробятся в мелкий щебень разорванных форм, слов, смыслов, образов. Основной лозунг такого движения - "сказать что-то
новое". Я вас поздравляю: в конце этого пути "песок".  Однако этот процесс будет продолжаться. Путь упрощения будет доведен до своего логического конца.  И здесь будут новые элитарные достижения. Поэтический черный квадрат должен
быть создан. А потом идея синтеза должна стать "новой".
Но не все так грустно, как может показаться. Процесс взаимопроникновения идет и сегодня.  Интуитивно многие чувствуют веяния времени. Отсюда авторская песня, поэтический рок, отсюда увлечение краткими клиповыми
восточными формами, отсюда поэтические книжки, странички которых опутаны паутинками графики.
Поэзия не умрет. Слухи о ее кончине - ну вы знаете что.
__________________________________________________

Алексей Лис

ДВИЖЕНИЕ СЛОВА

Когда ты читаешь стихотворение, что происходит с тобой, читатель?
Я попробую описать свои ощущения простыми словами, может быть, в чём-то мы совпадём.

Ритмика стихотворения вызывает "волну", воздействует таким образом, что очень часто дыхание, мысли, сам взгляд читательский стремится к авторской "волне" ритма (происходит синхронизация?.. моё техническое образование даёт о себе знать...). Иногда же наш взгляд сбивается "с ног", если ритм "неправильный", с так называемыми "ритмическими ошибками". Воздействие ритмики  на сознание читателя можно назвать самым простым проявлением "движения слова".
Простое, потому что есть ещё более глубокое движение - мысли, образы, появляющиеся в нашем сознании при прочтении стихотворения. И это, конечно,  важнее по значению для поэзии в частности, для творчества, для искусства в целом. Именно это и есть - "движение слова".
Можно, конечно, сказать, что и условно "плохое" стихотворение вызывает в нас мысли, некоторые отрицательные эмоции, но это скорее движение нашей души против слов, по-настоящему же движение слова возможно только в понимании, в совпадении и продолжении авторских мыслей в сознании читателя.

Леонид Криницин в своей статье «Поэзия в информационном мире» употребляет термины "клиповое сознание" и "информационные поля".  И "синтез информационных полей" - как необходимость, обусловленную развитием мира и особенно внедрением информационных технологий в повседневную жизнь и сферу культуры (как я понял).
Да, наше (человеческое) сознание и восприятие меняется со временем, как меняются и возможности "подачи" информации. Мне вспоминается описанное фантастами искусство из мира нашего далёкого будущего - всё вместе и поэзия, и музыка, и танец, и художественное творчество, этакий глобальный синтез.
Вот только мне бы хотелось, чтобы никто из нас не забывал главного, чтобы движение слова, идеи, мысли не останавливалось, не становилось "побочным" продуктом прекрасного искусства, искусства (простите за банальные слова)  взаимопонимания-взаимоощущения автора и читателя.

Честно говоря, не совсем понимаю понятие "элитарный" в отношении к искусству.
Да, многие пытаются, как говорит Леонид, писать с целью "сказать что-то новое".
И целью оправдывают средства. И возможно (не стану утверждать категорично) "элитарность" поэзии появляется, когда твои творения не вызывают движения слова, их просто не понимают, не чувствуют. Некоторые авторы становятся тогда, как говорится, "в позу" и начинают говорить "Вы не понимаете, потому что это не для простых умов, это элитарный вид искусства..." Но бывает так, что у них находятся читатели, то есть те, до которых "доходит" движение их слов, и тогда такие авторы ещё больше утверждаются в своей "элитарности". Только поймите меня правильно, я не за то, чтобы "было понятно и нравилось всем", это не возможно. Но я против специального "запутывания", передёргивания смыслов в своих творениях только для того, чтобы тебя называли "элитарным" автором. Это "неправильная", с моей точки зрения, конечно, цель.

Но поэзия не умрёт... Пока есть движение слова, пока есть желание прикоснуться к движению другого человека, к его миру...
__________________________________________________

Солнечна женщина

Я бы хотела только добавить, что в современном мире,
благодаря глобальной сети поэты получили потрясающую возможность такого общения, которое и не снилось прежде никому. Это с одной стороны дало мощнейший скачок к развитию поэтического творчества очень большому числу людей, а с другой стороны усилило роль самой поэзии.

__________________________________________________

Максим Кочетков

Отвечая Солнечной Женщине:
Толчок к развитию поэзии - Да!
Но каким образом Интернет усилил роль поэзии?
Поэзия играет заметную роль лишь когда она несёт в себе актуальный смысл бытия, как его понимают современники...
Видимо сейчас эта роль: дешёвый И-нет=дешёвое поэтическое развлечение...

**************
К ПОЭЗИИ СЕГОДНЯ

Мне кажется, что проблема поэзии как раз в том, что она утратила свою ~элитарность~ и вошла в массы, причём Инет даёт массам ещё большую возможность для нивелирования отдельных произведений в их общий поток, где смешение всех цветов радуги даёт лишь СЕРЫЙ цвет, где PR-талант подменяет талант поэтический.....

Я полностью согласен с мнением, что развитие должно идти через разнообразие и своеобразие, что именно разнообразие должно быть критерием оценки состояния творческого объекта (поэзии, прозы...), тем общим знаменателем, который как раз и объединяет всех. Синтез и деление - это два неотъемлимых процесса бытия, которые вместе с накоплением информации исторически противостоят энтропии, способствуя развитию цивилизаций и человека.

И наш ВОПРОС: как вернуть поэзии её элитарность, сохраняя многогранность? (Например, архитектура сохраняет элитарность за счёт сложности освоения необходимых знаний, бальные танцы и т.д. - за счёт трудоёмкости овладевания необходимыми навыками и техникой)

Для того, чтобы Поэзия была читаема широко, она должна быть общественно значимой (как армия, дороги, кино, театр, спорт, и даже компьютерные игры).
/МУЗЫКА СЛОВА должна звучать громко и понятно, она должна быть синтетична с другими направлениями искусства и привносить что-то своё, особенное, перенимая лучшие черты у "конкурентов-союзников".

Достигнуть же оптимального (т.е. наилучшего) звучания музыки слова, не вводя жёстких ограничений, можно в рамках творческих союзов, которые будут "переваривать" в своей среде авторов, давая им новые, более мощные импульсы к развитию.
Не ограничивая свободы, эти союзы/объединения должны стимулировать обмен опытом (и не только творческим, коммерческим, например) по схемам поэт-поэт, поэт-прозаик, поэт-художник, поэт-музыкант и т.п., а также поддерживать элементарную грамотность своих членов (которая является неотъемлимым условием вхождения поэзии в ряд "общественно необходимых" явлений).

И именно таким образом, а не массовой конкуренцией, Я ВЕРЮ, будет достигнуто то самое ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ СЛОВА, в котором будут слышны голоса поэтов, в котором переплетутся все знания и возможности современной международной творческой среды!
(Хотя на стыках различных жанров конкуренция, несомненно, сохранится, как сейчас это происходит в музыке)

______________________________________________

С уважением,
Питерский Клуб