Ключ к секрету улыбки Джоконды

Поэты -Посланники
Она с портрета улыбалась, глядя задумчиво на нас,
А мы никак не понимали секрета этих мудрых глаз.

Сильвестра


Термин "гермафродит" произошел от слияния имён двух богов, Гермеса и Афродиты, и символизирует соединение в себе противоположных свойств, то есть божественное слияние двух начал, мужского и женского. В этой связи интересна история картины Леонардо Да Винчи "Мона Лиза" или Джоконда. *
Статус "Моны Лизы" как самой величайшей картины в мире не имеет ничего общего с загадочной улыбкой изображенной на ней женщины. Не связан он и с таинственными интерпретациями, приписываемыми ей искусствоведами разных времён. Всё очень просто: "Мона Лиза" стала знаменита потому, что являлась наивысшим достижением Леонарда Да Винчи как живописца. Путешествуя, он всегда возил картину с собой, объясняя это трудностью расставания с этим самым возвышенным изображением женской красоты, принадлежащим его кисти.
И всё равно многие искусствоведы подозревали, что такая привязанность живописца объясняется чем-то иным, нежели просто художественным совершенством этого довольно стандартного небольшого портрета размером в 31 на 21 дюйм, исполненного в технике сфумато (туманной дымки, создававшей эффект плавного перехода одной формы в другую). Привязанность художника к этому своему творению, как утверждали многие, имела куда более глубокие корни: в слоях краски крылось тайное послание. "Мона Лиза", по мнению ряда искусствоведов, являлась скрытой шуткой художника, заключённой в загадочной улыбке Джоконды. Бытует даже мнение, что Мона Лиза – это портрет самого живописца в женской одежде, подтверждённое компьютерным анализом сходства двух лиц по основным антропометрическим показателям. Но что бы там ни замыслил Да Винчи, его Мона Лиза не мужчина и не женщина. Она соединяет в себе противоположные свойства, являя собой слияние двух начал.
И всё же Леонардо Да Винчи оставил нам ключ, подсказку на то, что в портрете соединяются противоположные свойства. Обратимся к египетской мифологии и богу мужской силы по имени Амон, изображаемому в виде мужчины с головой барана, изогнутые рога которого призваны подчёркивать напор и сокрушительную сексуальную силу этого неразборчивого в связях животного. А партнёршей Амона была египетская богиня Изис (Исида). Итак, у нас имеется бог-мужчина Амон и богиня-женщина Изис. В древности её имя египтяне изображали пентаграммой, читаемой как Л’ИЗА. В результате, как видите, мы получаем: АМОН Л’ИЗА, что при перестановке буквы А в конец слова даёт нам имя Мона Лиза, так что оказывается не только лицо Моны Лизы представляет собой загадку, но в самом её имени зашифрована идея слияния двух начал, мужского и женского. Это и есть маленький секрет Да Винчи, и именно поэтому Мона Лиза так загадочно улыбается нам, будто знает нечто особенное, скрытое от нас и недоступное больше никому.

Дэн Браун "Код Да Винчи"


* Моделью для картины "Мона Лиза" послужила Лиза Герардини - жена зажиточного флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, которую Леонардо предположительно встретил между 1501 и 1502 годами в монастыре Святой Аннунциаты во Флоренции, где находилась часовня семьи флорентийского торговца и где у художника Да Винчи была тайная студия, обнаруженная лишь в наши дни.   


15 февраля 2005 года