Генеалогия Креста

Марина Оболенская
От автора. В статье нет ни одного факта, придуманного мною. Все они взяты из различных, в том числе апокрифических, источников.

Марина Оболенская

Генеалогия Креста

Все знают, что Иисус Христос, наш Спаситель,  был распят на Кресте, но редко кто знает историю Креста, на котором Христос принял муки. А между тем, это не простое дерево, и чтобы представить его происхождение, нам придется обратиться к временам, протекавшим задолго до пришествия Христа.
После позорного изгнания из Рая у Адама и Евы было двое не совсем удачных сынов: злой, жестокий Каин, и кроткий, чересчур мягкотелый Авель. Согласие между ними было невозможным, Авель пал от руки брата, Каин удалился в изгнание.
Третий сын Адама был сильным, но благочестивым и добрым, и имя его было Сиф.   Сифу, являвшемуся справедливым, было разрешено приближаться ко входу в Рай Земной, не подвергаясь при этом угрозам со стороны Херувима и его пламенного меча. Случилось так, что Сиф узрел Древо Жизни. И ангел дал ему три зернышка, в которых содержалась жизненная сила этого дерева. Когда Адам умер, Сиф впал в сильное горе и положил три зернышка в рот своему отцу в знак вечной жизни. Однако Адам не вернулся к жизни, а проросшие побеги стали Неопалимой Купиной, горящим терновым кустом, который горел и не сгорал, из глубины которого Бог впоследствии наставлял Моисея.
Моисей сорвал тройную ветку со священного куста и использовал ее как  палочку, способную творить чудеса. Так, однажды во время странствий евреи пришли в такое место, где вода была горькая. Они не могли пить и роптали на Моисея. Господь подсказал Моисею, чтобы он положил палочку в воду, и вода сделалась сладкою. Получилось так, потому что это дерево, отнявшее горечь от воды, было прообразом крестного Древа Христова, отнимающего горечь жизни – грех.
Отделенная от корня ветка все же продолжала жить и цвести. Позднее царь Давид посадил ветку на горе Сион, где она выросла в мощное дерево. Царь Соломон взял древесину с каждого ответвления тройного ствола, чтобы сделать две колонны, Иахин и Боаз, которые были поставлены у входа в построенный Соломоном Храм Божий в Иерусалиме. Их покрывала бронза, они означали силу и слабость, мужчину и женщину, разум и веру, власть и свободу, Каина и Авеля, право и  обязанность. Они были иероглифами антиномии, неизбежной для великого закона творения. Это символизировало, что каждый свет предполагает тень, каждая выпуклость – вогнутость, каждое вложение – вместилище, каждый царь – царство.
 А третья часть ствола была размещена у главных ворот. Она была талисманом, препятствовавшим посещению Храма нечестивыми. Неодолимая сила всякий раз останавливала нечестивых перед воротами храма, так что их нечестивость была видна каждому. Тогда некие нечестивые, вступив в сговор с адскими силами, убрали ночью это препятствие и выбросили его, засыпав камнями, на дно бассейна при Храме. С этого времени ангел Господень наделил воды бассейна чудотворной силой.
Во времена Иисуса Христа бассейн был очищен некоторыми алчными Иудеями, до которых дошла слава о чудотворной силе бассейна. Они искали на дне бассейна чудеса и сокровища, а нашли бревно, показавшееся им бесполезным и даже оскорбительным для их несбывшихся надежд. Иудеи вынесли его за город, перенесли через ручей Кедрон и бросили там.
После пленения в Гефсиманском Саду наш Спаситель проходил по тому самому мосту через ручей Кедрон. Служители синедриона, заранее уверенные в осуждении Христа, подыскивали дерево для Креста и обрадовались, увидев бревно. Затем они, чтобы приготовить главное орудие для страстей Господних, взяли бревно с собой,  и впоследствии, наспех обкорнав и обтесав его, сделали Крест.
В четвертом веке, когда при равноапостольном римском императоре Константине Великом гонения на христиан прекратились, его мать, святая царица Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Она приказала рыть землю на горе Голгофа и обнаружила три креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: “Иисус Назареянин, царь иудейский”. Нужно было узнать, который из них есть Крест Спасителя.
Иерусалимский патриарх Макарий предложил прикладывать каждый крест к женщине, страдавшей длительными и неизлечимыми болезнями. Приложившись к Кресту Господню, женщина исцелилась. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим на умершего, и когда возложили исцеливший женщину крест, умерший ожил. Таким образом узнали Крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.
Множество народа, собравшись к месту обретения Креста, желало увидеть великую святыню. Для этого патриарх Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать (воздвигать) Крест, а народ благоговейно поклонялся ему. В память об этом торжестве христианской веры был установлен великий праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, который празднуется 27 сентября.
Св. Равноапостольные цари Константин и Елена над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм Воскресения Христова.
Но в 614 году персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, сжег храм Воскресения и унес в Персию Крест Христов. Через 14 лет греческий император Ираклий победил персов и св.Крест был с честью возвращен в Иерусалим.
Радуясь и благодаря Бога, император Ираклий пожелал сам внести Крест в Иерусалим. Но у Голгофы невидимая сила остановила его. Тогда патриарх Захария указал царю, что Сын Божий – Царь Небесный – нес Крест на Голгофу в смирении и уничижении. Император смиренно послушался патриарха, снял с себя царские одежды и босым внес св.Крест на Голгофу, где патриарх снова воздвиг св.Крест над народом.
Ныне Крест Господень хранится в алтаре восстановленного храма Воскресения Христова.