Жиганец quotОтдайте Пушкина! quot

Михаил Беркович
Или непристойный жонгляж вокруг имени гения

Давно известно, каждый понимает этот мир в меру своей испорченности. Как мир старо, есть люди, способные доказать, что Борис – это Степан. А что? В Одессе это доказывали без особого труда. Александр Сидоров, например, он же Фима Жиганец, в статье "Мама, я Пушкина люблю" с тем же успехом доказывает, что  наивысшая мера интеллекта – любовь  к русскому мату. Только тот, кто любит мат, и  может считаться подлинным интеллигентом.  Те же, кому мат претит, извините, всего лишь образованцы, к интеллекту не имеющие никакого отношения.
Система доказательств  господина филолога очень похожа на одесскую, может быть, по той причине, что он родом из Ростова. А эти два города – близкие родственники, как брат и сестра.  Одно загляденье – читать, как он мастерски расправился с Солнцем  русской поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным. Нет, это надо  посмаковать. "БОЛЬШИНСТВО  ИЗ  НАС, - открывает великую тайну Сидоров-Жиганец, -  ВОВСЕ  НЕ  ЗНАЕТ  ПУШКИНА.  Тот,  чей  образ  нам навязывают,  НИЧЕГО  ОБЩЕГО  НЕ  ИМЕЕТ  с  гением русской  поэзии, 200-летие которого мы отмечаем 6 июня этого года".
От этих слов у слабонервного читателя кожа может стать гусиной. Это ведь ужас какой-то! Злыдни украли у народа настоящего Пушкина, а подсовывают какого-то, со всех сторон обглоданного, двойника.  На каком основании делается  такой сногсшибательный вывод? На том, что Пушкин до сих пор подцензурен.  Он ведь любил мат, а цензоры  препятствуют этой священной любви.  Вам доказательства? Вот они, не отходя от кассы. Ставится несколько строф, в которых  гений использует нецензурные выражения.  Строк двадцать пять. А для убедительности утверждает, "примерам несть числа". Мол, гений использовал мат в философских, лирических и публицистических стихах.
Словом, обухом по башке! Оказывается, Пушкин-то совсем не тот  Федот. Главное-то у него не "Я помню чудное мгновенье", не "У лукоморья дуб зеленый", не бесподобные сказки его и прочие удивительные по своей выразительности стихи и поэмы, "Евгений Онегин", а вот то самое смачное для Жиганца-Сидорова – мат!   
И тут, как говорится, хоть стой, хоть падай. Кто бы  знал Александра Сергеевича, если бы он не написал того, без чего не может быть имени, то есть тех шедевров, которые не только стали достоянием народа, как явление его языковой культуры, но и обогатили сам этот язык сотнями афоризмов,  стали пословицами и поговорками? Попробуйте найти среди этого богатства хоть одно с применением сквернословия!
А то что юный  поэт баловался  в стихах? С кем не бывает! Во-первых, и гении, как все нормальные люди, на три четверти состоят из воды. И потому у них могут быть слабости, которые ни в коем случае нельзя выдавать за силу. Во-вторых, Пушкин при жизни не публиковал своих скабрезных стихов, они предназначались для лицейских мальчишников. Это теперь, когда исследователи гоняются за каждым словом гения, стало возможно установить, что гений-то, оказывается, нещадно обворован. У него украли самую выдающуюся часть творчества! Правда, тут по части доказательств не густо, но все ли следует подкреплять фактами? Главное, что Александр Сергеевич любил пульнуть матерным словом, в том числе и в стихах.
И что из этого следует? А вот что: "Пушкин никогда не стал бы великим  поэтом, не будь он великим матерщинником". И это выдается за истину в высшей инстанции. Будто она не опирается на болезненное воображение Жиганца-Сидорова, а имеет научные подтверждения.
С моей же точки зрения, Александр Сергеевич нанес немалый вред себе самому, вот такими с  позволения сказать "стишками". Потому что все его творчество, пронизано не любовью к мату, как утверждает автор, а любовью к красоте родного языка, к его поистине неисчерпаемым возможностям. Или Пушкин даже не догадывался, что поэзия – езда в прекрасное, и мат здесь совершенно не причем. И дело даже не в самом гении, а в том, что по его стопам хлынули полчища бесталанных писак, которые не смогли создать ничего выдающегося, но  зато умело поганят родной язык, ссылаясь на Пушкина. Дескать, ему можно,  а нам, почему нельзя?         
И это не все. Главный вывод из сказанного: вам, не любящим мата, никогда не стать великими. Оказывается, любовь к мату определяет уровень таланта, или наоборот, если он действительно гений, то ему не обойтись без грязных слов.  Почему? Да потому что никогда и ни при какой погоде. 
От всего этого исходит ехидный запах типичного шарлатанства.   
Давайте поглядим на самого автора скандальной статьи. Он тоже стишками грешит, и, если судить по некоторым опытам, то  нецензурные у него получаются ничуть не хуже, чем у Александра Сергеевича! А вот по части "Сказки о попе и его работнике Балде", или  "Лукоморья"… пока проблемы.  Или он не столь совершенен в мате?  Пусть совершенствуется, может быть и что-нибудь путное напишет.
         Почему интеллигент должен любить мат? Ларчик открывается просто: неча отрываться от сермяжного мужука. А он, известно дело, как проснется, так и начинает крыть все  сподряд, пока снова не заснет. Я, конечно, утрирую, но нам все время навязывают мысль, что простой народ без мата не живет, что он его не стыдится и т.д. и т.п. Вот такие знатоки трудового народу, особливо крестьянства.  Ежели очень хочется, то можно и народ под себя подогнать. 
Отец  мой две войны прошел, сапожник, два класса образования, а мама от него мата никогда не слышала. Тесть – крестьянин, а тоже в доме блюл чистоту. Теща – та вообще никогда  не произнесла ругательного слова. Когда сосед по деревне, где я жил, приходил домой на бровях и с порога начинал  "крестить", жена ему говорила: "Че лаисси?" Во все времена так говорили тем, кто матерится.  А мне тут, понимаешь ли, лапшу на уши навешивают, будто мужик без мата, как без пряников!
Могут возразить, мол, тебе крупно повезло! Нет, я и в лагерях встречал людей, никогда не употреблявших матерных слов. И истоки  их такого отношения к сквернословию нужно искать в истории. Нет такой конфессии, которая бы оправдывала сквернословие, или даже была бы к нему терпимой. Любая религия считает мат великим грехом, который  обязательно надо замаливать.  Вот  результаты небольшого исследования одного научного института об отношении граждан к матерщине:

Терпимо                12,50 %;
Обыденная вещь                25, 00 %;
Стиль моей жизни                0,00 %;
Грязь человеческого общения                31, 25  %;
Глупость, с которой следует бороться             18,75%.
Да идите вы все…                12,50 %.

Для чего человеку нужен мат? Для того, чтобы побольнее "ударить" противника в споре, несговорчивую тещу, соседа, который залез за межу, когда идут в атаку,  по трактам в подконвойном строю. То есть, мат – язык зла! А русский мат – самый хлесткий в мире, самый циничный и жестокий, где не щадятся ни  родная мать, на сам Бог.
В деревне, где я жил последние пять лет в Сибири, девяносто процентов населения прошло через сталинские лагеря.  Деревенский мудрец один, так говорил об этом. Привыкли они к лагерной жизни, и тут живут, как  в зоне.
А теперь вот являются Жиганцы-Свиридовы  и хотят, чтобы весь народ говорил, как в зоне, если он хочет быть интеллигентным, а если не хочет – его дело! Пусть прозябает на бескультурье, то  есть без мата.
Статья Жиганца-Сидорова, с совершенно оправданным подзаголовком  "Литературный хулиган",  нашла  место не на одном сайте. Даже в каком-то журнале опубликована, если верить слухам.  Мои хорошие знакомые  говорят о том, сколь она глубока и по постановке вопроса даже неожиданна. Но тут скандал разразился. Разместил автор ее и на сайте "Рифма.ру", а администратор возьми да выбрось ее. Мат на этом сервере запрещен. Да и вообще, какая глубина на мели?  О чем речь?
Один из главных аргументов Жиганца-Сидорова и его одномышленников состоит в том, что, дескать, не удержать вам арго и мата. Вошли оне в литературу. И приступают к перечисолению, начиная с Пушкина, разумеется. И Довлатов, и Лимонов, Бродского даже Высоцкого туда же тянут. А он однажды выступал по телевидению и сказал, что ему мат приписывают, на самом деле он себе этого не позволяет. Но бог с ними, с теми, кто тащит мат в литературу. Какой бы длинный список авторов-метерщинников они ни приводили, список последователей Чехова, Толстова и других значительно больше. От этого никуда не уйти! Лучшие российские писатели берегут язык своего народа от грязи.  И когда Жиганец-Сидоров  ставит себе в виде опор имена, он делает вид, будто иных и в природе нет. Вот уж действительно игра в наперсток!
Бросьте, ребята, шутки шутковать! Не удастся вам превратить русский язык в мешанину блатного жаргона, мата и  прочего  мусора. Это сегодня во время тягчайшей социальной смуты вам удается мутить воду. Так бывает всегда, когда страна, народы ее населяющие  попадают в тяжкое положение,  всякая щепа всплывает на поверхность.  Но  так не будет вечно. Как только  начнет налаживаться жизнь в стране, так народ сам укажет вам, где должно быть ваше место.  Да и писатели найдутся такие, которым не безразличен родной язык настолько, чтобы позволить всякому хулиганью превратить его в нечто смердящее.