Виталий Литвин. Путешествие дилетанта

Круги
Наш спецкор «решил» на прошлой неделе «прогуляться» по Главной странице Стихиры. Прогулке, к счастью, сопутствовали нормальные погодные условия, каких-то экстремальных происшествий и непредвиденных обстоятельств в пути не наблюдалось. Вернулся поэтому Виталий к нам живым и невредимым. И тут же поспешил поделиться свежими новостями с читателями «Кругов».
Публикацию данных заметок можно также воспринимать, как компенсацию редакции спецкору за нанесённый ему моральный ущерб в результате принудительного чтения плохих стихов.
Итак, слово Виталию Литвину.



Я оцениваю не качество стихотворения, а впечатление, которое оно произвело именно на меня. Всё нижеследующее – моя исключительная точка зрения, то есть ее можно исключить.

Айдар. «А ждешь ли ты…»
http://www.stihi.ru/2005/11/01-836

А ждешь ли ты?
Глаза литы тревогою.
Так долго я тебя любил,
Так долго я тебя лепил,
Одним лишь словом трогая.

Но слепок слеп.
Нелепо ждать прозрения.
Увы, подобия души
Бывают редко хороши,
По недоразумению.

Янтарный лак
Покроет злак торжественно,
А то бы как ему качать
Своей короной и молчать,
С июлями блаженствуя?

Ты тоже вот...
По глади вод обыденных
Скользишь, спасая чей-то взгляд,
Глотая никотина яд,
И говоришь с обидою.

Ведь ты вольна.
Твердят больна. Надолго ли?
Опустишь палец в темный мед,
А там таится жгучий йод!
Тебя совсем издергали.

И вот итог.
Я взял листок, не в клеточку,
Простой, сверкнувший как алмаз!
И написал стихи про нас
Березовою веточкой.

Нестандартный ритм с намеком на проcтонародность
Текст стихотворения не создает общей картины. Что хотел сказать автор, я тоже не понял. На 6 строф я насчитал 13 образов. Эти образы ничем не связаны между собой, они не создают общего поля, хотя пара строк мне понравились:

…И написал стихи про нас
Березовою веточкой

Оценка: 1-2-3-(4)-5-6-7-8-9-10


Ас-мастер – ноябрьские
http://www.stihi.ru/2005/11/03-1288

будильник звонком
прервёт сновидение…
завтра досмотрю.

в чёрном кофе
два кусочка белого
исчезнут навек

последний глоток
откроет знаки судьбы
кофейной гущей

горячий завтрак
перед мной на тарелке...
сколько смертей?

каждое утро
чёрная стая ворон
летит на работу

сыпятся люди
в вагоны подземки…
песочные часы

травинка глупая
прильнула к рельсу…
поезд промчался

человек в погоне
за скоростью забыл
радость движенья

удобно на город
стряхивать пепел в окно
автомобиля

город наждаком
асфальта стирает души,
как покрышки

в солнечных лучах
бокал вина играет
с моей душою

осень октябрем
свалится камнем с души…
тепло зимы жду.

художник осень
краски свои собирает...
зима с белилами

наготу земли
торопится зима прикрыть
белым одеялом

медведь в берлоге
спит и видит сны.
проснется - весна

снег первый с неба…
будто первая любовь
незабываем.

снежинки – слова.
Как легко вылетают...
Потом не поймать

пояс Ориона
стянул звездное небо…
я снова в детстве

поставлю точку
сигаретным пеплом…
закончен день

В 19 коротких трехстиший автор уместил день. Череда наблюдений – чаще любопытных:

удобно на город
стряхивать пепел в окно
автомобиля

но бывает и банальных, и непонятных:

горячий завтрак
перед мной на тарелке...
сколько смертей?

Причем здесь смерть?
Спорна композиция: пробуждение-завтрак-дорога сменяется почему-то другой последовательностью: осень-зима-весна

Оценка: 1-2-3-4-5-6-7-(8)-9-10


Павел Соколенко - Сон одной женщины
 http://www.stihi.ru/2005/11/01-02
*
смешные люди бегают по дому,
проходят насквозь стены и хохочут,
не пожелал бы и врагу такого –
услышать этот хохот ночью.
 *
одни безумно жадно ищут
клочки и тряпки – в чём же дело? ...
другие наполняют пищей
и так заполненное тело…
 *
в их головах так много ветра:
едят тарелки, чашки, ложки,
и испражняются в двух метрах
от туалета прям на ножки…
 *

Подзаголовок: *с*ю*р*р*е*а*л*и*з*м*
Приснится же такая гадость… бедная женщина, как подумаешь, что кому-то кажется, что ей такое снится… :

едят тарелки, чашки, ложки,
и испражняются в двух метрах
от туалета прям на ножки

забавно: ученое слово сюрреализм написано правильно, а «прям»… хоть бы в словаре посмотрел, что нет такого слова… щас! оно ему надо?
И на чьи же «ножки» испражняются эти невоспитанные тарелки? Неужели сновидицы? Бедная…
Сюрреалистическая картина

Оценка: 1-2-3-(4)-5-6-7-8-9-10


Яни Сит - Тонкие нити нежности иссечены бритвой непонимания
 http://www.stihi.ru/2005/11/03-853

«Приходите учиться -
из гостиной батистовая,
чинная чиновница ангельской лиги.»

это цитата из «Облака в штанах». Вот Яни и – пришла, поучилась, написала. Получилась экзотическая вариация из альбомной дамской лирики в исполнении нежной флейты и водосточной трубы…

«а я -
весь из мяса,
человек весь -
тело твое просто прошу,
как просят христиане -
"хлеб наш насущный
даждь нам днесь".
Мария - дай!»

это - Маяковский

«Любви! -
Не Хлеба
Ласку, как милостыню, просит бродяга,
Ладонь Протягивая
Блеску неба навстречу!
Вечер...
Лунный свет глумится над заплаканным
Женским лицом»

А это – Яни Сит
Получился же, конечно, кич. Но судить произведение надо по принципам, заложенным автором, а в рамках ее правил вышло интересно. Даже странная комбинация пунктуационных знаков – многоточие-запятая, выглядит органично, даже неграмотное «дрЕмлю» отдается эхом от

«Нежные!
Вы любовь на скрипки лОжите…»

Оценка: 1-2-3-4-5-6-(7)-8-9-10

Максим Свет - Яблочный Супп...
http://www.stihi.ru/2005/11/02-2063

Наш яркий мир
Бывает так глуп,
Казалось, что пир -
Это яблочный суп.

В загустевшем тумане,
Как с водкой в стакане,
Блуждаем, как тени,
Мерцаем, как звёзды.

Во сне, на яву
Живём не в хоромах,
А в душном хлеву,
И мы для себя
Считаем то верным,
Мы блудимся в мыслях,
И это наверно - не сон.
А пустая реальность,
И нам так присуща
Простая банальность.
И мы утопаем...
В своём лишь обмане,
Мы ищем кого-то...
В прозрачном дурмане
Нам кажется звёзды мерцают,
И мы среди них,
И нас забывают.

Зачем этот мир,
Если яблочный суп
Так глуп...
Так глуп...

В рецках под стихотворением разброс мнений достаточно велик: от «обериутского супербреда....» до «откровенной хрени». Я склоняюсь ко второму варианту – то есть перед нами мешанина банальностей и неправильностей – толи я не понял, толи автор не дал хоть какой-то зацепки, КАК это все понимать. К примеру, что означает двойное «п» в заголовке?

Оценка: 1-(2)-3-4-5-6-7-8-9-10

Андрей Бениаминов - Есть в России места
http://www.stihi.ru/2005/11/04-2120

Есть в России места,
Где природа чиста,
Где сердца у людей не остыли.

Там, вдали от столиц,
Больше искренних лиц,
Там родник русской славы и силы.

Там не бросят в беде,
Не откажут в еде,
Там помогут, чем могут, всем миром.

Там невест чистота
И людей красота,
Там не строят дворцов и кумиров.

А у тихой реки
Там сидят рыбаки
И поют соловьи на рассвете.

Там живет мой народ,
Там природа цветет,
Там смеются заливисто дети.

Деревенский уклад.
И наверно сто крат
Буду Господу Богу молиться.

Чтобы тысячи лет
Теплый искренний свет
Освещал эти русские лица.
 
ПЕРВОЕ МЕСТО В ДЕВЯТНАДЦАТОМ КОНКУРСЕ ФОНДА «ВЕЛИКИЙ СТРАННИК – МОЛОДЫМ»
Ну, какие сами, такие и сани. В стихотворении нет ни единой интересной мысли или точного образа, зато целый воз патриотизма и маленькая тележка ошибок:

Там невест чистота
И людей красота,
Там не строят дворцов и кумиров.

КУМИР. В знач. "идол" . Сотворить кумир . Не сотвори себе кумира. В знач. "лицо, являющееся предметом поклонения"
КУМИР м.
1. Изваяние языческого божества; идол. // нар.-поэт. Статуи античных богов, царей и т.п. // Божество.
2. перен. Тот, кто служит предметом восхищения, поклонения

так вот, изваяний не «строят»…

  Оценка: 1-(2)-3-4-5-6-7-8-9-10


LenaS - Сезон дождей в Атлантиде
 http://www.stihi.ru/2005/09/17-646

Стихи ЛеныS мне всегда напоминали танцы русалочки. Помните? – ей колдунья сделала прекрасные ноги, научила божественно танцевать, вот только… только для девочки это было, как танцы по лезвиям ножей… Стихи Лены и были – капельками крови на стали.
Но иногда русалочке удавалось перехитрить злую ведьму, она надевала мягкие сапожки, и – фигуры оставались, вроде бы, прежними, и – все 32 фуэте выглядели безупречными, а боли – не было… И зрители аплодировали так же громко, вот только больше не плакали вслед.
Возможно – это проблема автора: девочка выросла, и надо искать новые темы, новый смысл творчества, возможно – читателя, меня: девочка выросла, она нашла новые темы, новый смысл, а я всё еще ищу старые шрамы.

Оценка: 1-2-3-4-5-6-7-8-(9)-10

Впрочем, вы сами можете сравнить этот ее цикл с предыдущим, в котором она танцевала босиком:
ДЕЖАВЮ
 http://www.stihi.ru/2005/04/04-1213


Шарль С Патриков - Вечеринка
http://www.stihi.ru/2005/11/04-05

я позвал друзеймы пили винокурили травуслушали музыкуразговариваливспоминали молодостьпотомпозвонили девчонкама когда они приехалипоказали имгде раком зимуютпод утропровожая гостейя увиделсвоё Одиночествооно стояло в прихожейи задумчиво выводило пальцем на зеркале:тебе меня не обмануть


«верлибр» - без размера, рифм и знаков препинания, без ярких образов, отточенных формулировок и особых прозрений, но натужное веселье проявлено, бессмысленность подобного бытия до очевидности доведено, чего вам боле? Только почему-то хочется сказать автору еще одну банальность: от одиночества не уйдешь в толпе – только вдвоем, а в зимовье раком пары не сыщешь.

Оценка: 1-2-3-4-5-6-(7)-8-9-10

 Александр Зрячкин - Памяти И.В. Талькова
http://www.stihi.ru/2005/04/09-612

Петербург… «Юбилейный»… Осень…
Вечереет не очень рано.
Два концерта – в четыре и в восемь
Намечались в клубах тумана.
Чёрный голубь летал над крышей,
Как предвестник больших несчастий.
Боже… Выстрел за сценой слышен,
Разорвавший Россию на части…
Человек зашатался, сделав
Пять шагов в направлении – к сцене…
«Как же больно…» - и мёртвенно-белый
Пред народом упал на колени…
Голубь бился в чужие окна,
Словно мир защитить желая…
Хлынул дождь, крылья птицы мокли…
Он стремился в порыве к раю…
Вдруг – исчез, растворился в туче
И дыханье унёс за собою.
Стал впервые трагический случай
Господином над нашей судьбою.

6 октября 1991 погиб Тальков. Я любил его, когда он был жив, люблю и сейчас. Хотелось бы, чтобы и стихотворение о нем было его достойно. Получилось, на мой взгляд, не очень. Излишнему мелодраматизму – не веришь. Правда и так достаточно горька, чтобы ее приукрашивать: не было «пяти шагов по направлению к сцене» (и чувствуете канцеляризм – «по направлению»?), не было – «перед народом на колени», и выстрел не «разорвал Россию на части» - это сделают другие, и без всяких выстрелов…
Образ черного голубя хорош, но «когда он устремился в порыве к раю» - это уже цыганский романс.
И наконец,

Стал впервые трагический случай
Господином над нашей судьбою

Впервые? А… хотя бы год до того – не считается? (15 августа 1990г. погиб Виктор Цой), а за 11 лет до того? А за полстолетия с лишним? А за полтора?

Оценка: 1-2-3-4-5-(6)-7-8-9-10

Но не стреляйте в пианиста, он играет, как может… Никакое напоминание об Игоре Талькове не излишне.


Алкон Репин - Не опуская головы
http://www.stihi.ru/2005/11/01-2010

Прольётся мой гнев
На бездействие власти .
Не стоит смеяться
Над теми стихами ,
Что дарят надежду
На скорое счастье

И не буду. Грех. А то… и на меня что-нибудь… прольется.

Оценка: (1)-2-3-4-5-6-7-8-9-10


Anatoli Popov - НА НАШЕМ КРАEШКЕ ЗЕМЛИ...
http://www.stihi.ru/2004/10/31-748

А мне в твоей уютно бездне,
Ведь там как cладко и приятно,
И как волшебно стонешь ты...

Я так люблю, когда мы вместе,
Когда под одеялом в прятки
Играем среди темноты.

Я так лобок люблю твой сладкий,
Люблю, почти что до припадка,
Ты изгибаешься, как лань,

Когда я там тебя целую,
Потом везде напропалую,
И ты не просишь - "Перестань",

Когда секунды длятся вечно,
Когда нагая ты беспечно
Передо мной во всей красе

Стоишь красивая такая,
Моим желаньям потакая,
Что вновь подаришь дивный се...

Когда ты сядешь на колени
Мои... Kогда я снова пленник,
Когда желанья понесли

В страну, где мы и только двое
Начнём выделывать такое
На нашем краeшке Земли....

Эротика, вишь ли…

А мне в твоей уютно бездне,
Ведь там как сладко и приятно

Как вы думаете это он о чем? Это что за «бездну» он нашел у бедной женщины? И почему вспоминается анекдот, в котором матросы «третий день боцмана ищут?»

Оценка: 1-(2)-3-4-5-6-7-8-9-10