Воспоминания Марианны Цой о Викторе Цое! Яни Сит

Журнал Мастерство и Вдохновение
Автор журнальной публикации "Воспоминания Марианны Цой о Викторе Цое. Стихи поэта" - Яни Сит.

http://www.stihi.ru/author.html?janina
__________

Музыка Волн
Автор Виктор Цой

Я вижу, как волны смывают следы на песке.
Я слышу, как ветер поёт свою странную песню.
Я слышу, как струны деревьев играют её,
Музыку волн, музыку ветра.

Здесь трудно сказать, что такое асфальт.
Здесь трудно сказать, что такое машина.
Здесь нужно руками кидать воду вверх:
Музыка волн, музыка ветра.

Кто из вас вспомнит о тех, кто сбился с дороги?
Кто из вас вспомнит о тех, кто смеялся и пел?
Кто из вас вспомнит, чувствуя холод приклада,
Музыку волн, музыку ветра?

"Творческая судьба Виктора Цоя оказалась трагичной и счастливой. Трагичной - потому, что тернистым оказался его творческий и слишком короткий жизненный путь. Счастливой - потому, что многие годы не гаснет на небосклоне российской рок-культуры ЗВЕЗДА по имени Цой. И миллионы поклонников слушают созданную им музыку волн, музыку ветра".

(Из новой книги Виктора Цоя "Музыка волн, музыка ветра")

Дерево
Автор Виктор Цой

Я знаю, моё дерево не проживёт и недели.
Я знаю, моё дерево в этом городе обречено.
Но я все своё время провожу рядом с ним:
Мне все другие дела надоели,
Мне кажется, что это мой дом,
Мне кажется, что это мой друг,
Я посадил дерево.
Я знаю, моё дерево завтра может сломать школьник.
Я знаю, моё дерево скоро оставит меня.
Но пока оно есть, я всегда рядом с ним:
Мне с ним радостно, мне с ним больно.
Мне кажется - это мой мир.
Мне кажется - это мой сын.
Я посадил дерево.

Алюминиевые огурцы
Автор Виктор Цой

Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да.
Ведь я зажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
"Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч,
А результат - труда".
Но я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колют в вены
В надежде тайну разгадать - зачем
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

Кнопки, скрепки, клепки
Дырки, булки, вилки.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку,
Упадут туда,
Где я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.

Из воспоминаний Марианны Цой, жены Виктора Цоя:

"Стремительный взлёт популярности Виктора вроде бы заставляет меня начать с конца - с того времени, когда имя его стало известно очень многим. Чёрные дни августа 1990 года, трагедия, разыгравшаяся в Тукунсе под Ригой, нескончаемый поток писем и звонков - все это подвигло меня взяться за перо и вновь вспомнить спряжение глаголов и заковыристый синтаксис русского языка. Однако наша с Витей совместная жизнь требует диаметрально противоположной точки отсчёта во времени и пространстве, когда о нём не знал никто или почти никто.

Поэтому начинаю с марта 1982 года, когда мы, собственно, познакомились... В тот день мне пришлось отправиться на вечеринку с друзьями, с которыми давно не видилась. Собственно, был день рождения... Дойдя по бумажке с адресом до какой-то жуткой коммуналки в центре, я увидела там своих старых знакомых, которых давно не встречала, и мне сказали, что будут ещё Рыба с Цоем. Рыба - это Лёша Рыбин, которого, как и Витю, я тогда не знала.

Это было пятого марта... Цой вошёл - подбородок вперёд, уже тогда, - и говорит: "Меня зовут Витя". Потом, естественно, все напились, начался полный бардак, все сидели друг у друга на ушах, и тут мне что-то не понравилось "У-у, какой щенок - Витя его зовут!.." И я ему взяла и написала губной помадой чуть ли не физиономии свой телефон. С этого началось. Цой начал звонить мне, я тоже начал ему звонить..."

(Из воспоминаний Марианны Цой)

Это не Любовь
Автор Виктор Цой

Ты часто проходишь мимо,
Не видя меня, с кем-то другим.
Я стою не дыша.
Я знаю, что ты живёшь в соседнем дворе.
Ты идёшь не спеша,
Не спеша.
Но это не любовь.

А вечером я стою под твоим окном:
Ты поливаешь цветы, поливаешь цветы.
А я дотемна стою и сгораю огнём.
И виной тому ты, только ты.
Но это не любовь.

Научи меня всему тому, что умеешь ты.
Я хочу это знать и уметь.
Сделай так, чтоб сбылись все мои мечты.
Мне нельзя больше ждать:
Я могу умереть.
Но это не любовь.

***
Твой номер.
Автор Виктор Цой

Опять бьёт дрожь.
На небе диск полной луны.
Опять идёт дождь.
Опять я вижу странные сны.
Телефон и твой номер тянут меня как магнит.

И опять этот вечер, и ветер, и эта луна.
Мне кажется, я вижу тебя,
Но это отрывок из сна.
Телефон и твой номер тянут меня как магнит.
Треск мотоциклов.
Драка с цепями в руках.
Тени в парадных.
Всё это я видел в снах.
Телефон и твой номер тянут меня как магнит.

"Он очень болезненно относился в то время к тому, что младше меня, и что я обладаю каким-то заработком - по тем временам оглушительным (я тогда получала сто пятьдесят рублей в месяц), и что у меня есть какие-то монументальные костюмы, в которых хоть на приём иди. А он сам себе шил штаны. Очень ловко, кстати, это у него получалось. И все так текло, текло...," - повествует Марианна Цой.

Подросток.
Автор Виктор Цой.

Ты смотришь назад,
но что ты можешь вернуть назад?
Друзья один за одним
превратились в машины.
И ты уже знаешь, что это -
судьба поколений.
И если ты можешь бежать,
то это твой плюс.

Ты мог быть героем,
но не было повода быть.
Ты мог бы предать,
но некого было предать.
Подросток, прочитавший
вагон романтических книг,
Ты б мог умереть,
если б знал за что умирать.

Попробуй спастись от дождя,
если он внутри.
Попробуй сдержать желание
выйти вон.
Ты - педагогическая неудача
и ты просто
вовремя не остановлен.
Теперь ты хочешь проснуться,
но это не сон.

"Очень большую роль в наших отношениях сыграл дом Майка, с которым я была знакома. МЫ БЫЛИ БЕЗДОМНЫЕ. У Цоя в "Безъядерной зоне есть такая фраза: "Ребёнок, воспитанный жизнью за шкафом", - это про нас с ним... У Цоя была проходная комната, родители, ещё тётя какая-то..," - рассказывает Марианна Цой.

Малыш
Автор Виктор Цой

Тёплое тёплое море,
Жаркое солнце.
Синие, синие волны
И пустынный пляж,
Музыка рядом со мною,
Ты рядом со мною.
И ветер, и берег наш.

Когда я вижу, как ты танцуешь,
Малыш, ты меня волнуешь.
Когда ты смотришь так серьёзно,
Малыш, я тебя люблю.
Когда ты робко меня целуешь,
Малыш, ты меня волнуешь.
Но, не могу, не могу, извини, не могу.

Песня летит над волнами,
Летит как цунами.
Но корабль на горизонте плывёт.
Что же случилось с нами?
Что случилось с нами?
Этот вопрос мне покой не даёт.

Когда я вижу, как ты танцуешь,
Малыш, ты меня волнуешь.
Когда ты смотришь так серьёзно,
Малыш, я тебя люблю.

Когда ты робко меня целуешь,
Малыш, ты меня волнуешь.
Но, не могу, не могу, извини, не могу.
Но, не могу, не могу, уж уволь, не могу.
Но, не могу, не могу.

Марианна Цой продолжает: "В день проходили офигенное количество километров, потому что погодные условия не всегда позволяли сидеть на лавке... Через какое-то время, опять где-то в гостях, у Вити в руках оказалась гитара... Витю, после того как он спел своих "Бездельников" и "Солнечные дни", захотелось попросить спеть ещё. Чувство, которое я испытала, услышал его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом... Короче говоря, не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!"

Закрой за мной дверь, я ухожу
Автор Виктор Цой

Они говорят: им нельзя рисковать,
Потому что у них есть дом.
В доме горит свет.
И я не знаю точно, кто из нас прав.
Меня ждёт на улице дождь.
Их ждёт дома обед.

Закрой за мной дверь.
Я ухожу.

И если тебе вдруг наскучит твой ласковый свет,
Тебе найдётся место у нас.
Дождя хватит на всех.
Посмотри на часы,
Посмотри на портрет на стене.
Прислушайся, там за окном
Ты услышишь наш смех.

Закрой за мной дверь.
Я ухожу.

"Витя притащил альбом группы Аквариум "Треугольник" и рассказал, что с помощью Боба и его друзей заканчивает записывать свой первый альбом. Это был знаменитый теперь альбом "45", в котором, кроме Вити, участвовал Рыба в качестве гитариста и многие музыканты АКВАРИУМА. Ещё Рыба исполнял обязанности менеджера группы КИНО. ...Именно Рыба познакомил Витю с Каспаряном, но это произошло позже, а тогда они записали первый альбом и готовились к первому концерту в рок-клубе.

...Меня удивило, что Витя совершенно не нервничал перед первым своим
выходом на сцену. Только спустя некоторое время я поняла, что это не так..."

(Из воспоминаний Марианны Цой)

***
Рядом со мной
Автор Виктор Цой

Каждый день ты приходишь домой, когда темно.
Каждый день долго едешь в метро, когда темно.
А она живёт в центре всех городов.
И ты хочешь быть рядом, но надо ехать домой.
Уже темно.
Проснись.

Это - любовь!
Смотри:
Это - любовь!

Твои родители давно уже спят.
Уже темно.
Ты не спишь, ты ждёшь -
А вдруг зазвонит телефон?
И ты готов отдать все за этот звонок.
Но она давно уже спит там - в центре всех городов.
Проснись!

Это - любовь!
Смотри:
Это - любовь!

"...Цою предстояло распределение на работу, поскольку училище реставраторов, где он учился, выдало ему диплом резчика по дереву с обязательной двухгодичной отработкой
по распределению. В октябре мы с помощью Витиной мамы сняли комнату в двухкомнатной квартире на Московской площади в Питере. Это было первое наше собственное пристанище, куда мы, собрав пожитки, сбежали из родительских домов - сбежали, потому что очень хотели жить вместе. Витя очень неудачно распределился в Пушкин, куда нужно было мотаться к восьми часам утра. К тому же его почему-то оформили не резчиком, а реставратором лепных потолков, а это означало, что нужно целыми днями торчать на стремянке под этим самым потолком. С потолка, конечно же, сыпалась дореволюционная пыль, от которой у Вити трескалась кожа на пальцах. Его любимое занятие - гитара - потихоньку стало напоминать пытку. Но он всё-таки играл каждый день. Пальцы кровили. Витя пошёл к врачу... Мазь, которую прописал врач, не помогла. Тем не менее гитара звенела всё время..."

(Из воспоминаний Марианны Цой)

Уходи
Автор Виктор Цой

Уходи, но оставь мне свой номер.
Я, может быть, позвоню.
А вообще, я не знаю, зачем мне нужны эти цифры.
И я уже даже не помню, как там тебя зовут.
И теперь для меня номера телефонов как шифры.
Уходи.
Оставь телефон и иди.

Мы встретились чисто случайно,
Я даже не помню где.
Вероятность второй нашей встречи
Равна нулю.
А теперь ты не хочешь уйти.
Говоришь, что не можешь уйти.
Уходи.
Я тебя не люблю.
Уходи.
Оставь телефон и иди.

***
Ты Выглядишь так несовременно
Автор Виктор Цой

Ты звонишь мне каждый день:
Я не знаю, как мне быть,
Я не знаю, как мне дать тебе понять,
Что я уже не тот.
Раньше я тебя любил,
Но сердце больше не поёт.
И с момента нашей первой встречи
Скоро будет целый год.
Ты выглядишь так несовременно
..................рядом со мной.

Я же говорил тебе,
Что так уже ходить нельзя.
А ты не понимаешь ничего.
И ничего не хочешь менять.
А я учил тебя целый год,
Тратил время целый год.
Ты думала, что я шучу.
И до сих пор не можешь понять:
Ты выглядишь так несовременно
...................рядом со мной.

Из воспоминаний Марианны Цой:

"В середине января мы переехали в другую квартиру, которую сняли на Охте. Туда приходило такое множество народа, что всех не вспомнить... Витя так достал своего мастера начальника абсолютно наплевательским отношением к монархическим потолкам, что тот отпустил юного реставратора на все четыре стороны. И дальше его занесло в какой-то садово-парковый трест, где он резал скульптуру для детских площадок. Тоже не особо усердствуя. Он тогда больше увлекался резьбой нэцке и делал их настолько мастерски, будто учился этому искусству долгие годы у восточных мастеров. Вырезанные фигурки он щедро дарил, и сейчас, приходя к старым друзьям, я вижу эти маленькие осколки памяти...

...Это было 19 февраля 1983 года. Юбилей друга отмечался концертом в рок-клубе, где играли КИНО и АКВАРИУМ. Первая песня КИНО - "Троллейбус, который идёт на восток". Это был второй электрический концерт группы в её жизни..."

(Из воспоминаний Марианны Цой)

Троллейбус, который идёт на восток.

Моё место слева, и я должен там сесть.
Не пойму, почему мне так холодно здесь?
Я незнаком с соседом, хоть мы вместе уж год.
И мы тонем, хотя каждый знает, где брод.
И каждый с надеждой глядит в потолок
Троллейбуса, который идёт на восток.

Все люди - братья, мы - седьмая вода.
И мы едем, не знаю зачем и куда.
Мой сосед не может, он хочет уйти.
Но не может уйти: он не знает пути.
И вот мы гадаем - какой может быть прок
В троллейбусе, который идёт на восток.

В кабине нет шофёра, но троллейбус идёт.
И мотор заржавел, но мы едем вперёд.
Мы сидим не дыша, смотрим туда,
Где на долю секунды показалась звезда.
Мы молчим, но мы знаем - нам в этом помог
Троллейбус, который идёт на восток.

Марианна работала в цирке. Она рассказывает: " В марте мне нужно было сделать новую цирковую программу к весенним школьным каникулам. На мне "висели" декорации и костюмы... Раньше Цой очень успешно косил армию, учась в разных ПТУ. ПТУ привлекали его как раз с этой точки зрения, потому что оттуда в армию не забирали. Потом ему стукнуло двадцать один, и военкомат решил заняться им всерьёз. Но он уже был Виктором Цоем и уже никак не мог уйти в армию... Витя сделал меня администратором группы КИНО" (Марианна Цой).

Группа приняла участие в городском музыкальном фестивале. Марианна с Виктором съездили на юг, денег у них было мало... "Случалось, ночевали на пляже, иногда днями ничего не ели" ( Марианна Цой). По возвращении домой Цой устроился на новую работу - кочегаром... В этом году у Марианны и Виктора родился сын, назвали его Сашей. "У меня было плохо со здоровьем, а Витя целыми днями стирал пелёнки и по ночам играл на гитаре на кухне. У Вити стало побаливать сердце... Цой играл много акустических концертов и ездил в разные города... Популярность росла как снежный ком, а телевидение и пресса по-прежнему не баловали Цоя... Последний период жизни Витя провёл с другой женщиной. Её звали Наташа. Это длилось три года и было очень серьёзно. О нашем разводе речи не было, потому что существовал Саша."
 
(Из воспоминаний Марианны Цой)

Группа Крови
Автор Виктор Цой

Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног.
Звездная пыль на сапогах.
Мягкое кресло, клетчатый плед, не нажатый
вовремя курок.
Солнечный день в ослепительных снах.

Группа крови на рукаве -
Мой порядковый номер на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою,
Пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве.
Пожелай мне удачи.

Мне есть чем платить, но я не хочу победы
любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой.
Просто остаться с тобой.
Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь.

Группа крови на рукаве -
Мой порядковый номер на рукаве.
Пожелай мне удачи в бою,
Пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве.
Пожелай мне удачи.

Погиб Виктор Цой в автомобильной катастрофе. "Витя шёл по жизни на мягких кошачьих лапах, был крайне осторожен", -пишет Марианна Цой. Но судьба есть судьба... Его автомобиль врезался в автобус. Виктор ехал на рыбалку...

Каждую ночь
Автор Виктор Цой

Третий день с неба течет вода.
Очень много течет воды.
Говорят, так должно быть здесь.
Говорят, это как всегда.

Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне море.
Знаешь, каждую ночь
Я слышу во сне песню.
Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне берег.
Знаешь, каждую ночь...

Мы приходим домой к себе.
Люди ходят из дома в дом.
Мы сидим у окна вдвоём.
Хочешь, я расскажу тебе:

Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне море.
Знаешь, каждую ночь
Я слышу во сне берег.
Знаешь, каждую ночь.

______
____
___
В публикации использованы выдержки
из книги Марианны Цой "Точка Отсчёта".

*
С вопросами и пожеланиями обращайтесь ко мне - редактору журнала Яни Сит

http://www.stihi.ru/author.html?janina

Журнал "Мастерство и Вдохновение":
http://www.stihi.ru/author.html?pomozhemfondu

О  ком ещё Вы желали бы прочесть на страницах нашего журнала?! Напишите пожалуйста!
С теплом!!!