Сложный путь Томаса Манна

Журнал Мастерство и Вдохновение
Томас Манн, младший брат известного немецкого писателя Генриха Манна, родился в 1875 году в Любеке в буржуазной семье. После окончания гимназии Томас служил клерком в страховом обществе в Мюнхене, посещал лекции в университете. Молодого Манна привлекает опыт мастеров художественного слова Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Известность Томасу Манну приносит роман "Будденброки" (1901), в котором рассказывается о четырёх поколениях одной патрицианской семьи. В начале ХХ ст. Томас Манн создаёт целый ряд новелл, среди них выделяются "Тонио Крегер"(1903) и "Смерть в Венеции" (1913). В них, как и во многих других произведениях, писатель стремится решить проблему: искусство - личность - жизнь - общество.

В годы первой мировой войны Томас Манн оказался в реакционном лагере, поддавшись шовинистическому угару немцев. Но скоро экстаз прошёл, и Т. Манн создал рассказ "Волшебная гора" (1924), в котором реалистически показывает буржуазное общество кануна мировой бойни. За это произведение Т. Манну присуждена Нобелевская премия. В 30-е гг. Томас Манн одну за одной пишет антифашистские книги: новеллу "Марио и волшебник", тетралогию "Иосиф и его братья". С приходом к власти Гитлера Томас Манн эмигрирует в Швейцарию, затем в США. Во время второй мировой войны выступал по радио с обращениями к немецкому народу, призывая к борьбе с гитлеровским режимом.

Томас Манн признан классиком мирового романа ХХ ст. В его произведениях нашли отражение социально-политические проблемы, философские воззрения и эстетические теории писателя. Томас Манн критиковал буржуазную действительность и в то же время в бюргерстве искал положительные элементы, в человеке поэтизировал светлое начало, гуманизм, доброту. Одно время он интересовался патологическими сторонами человеческого "я", находясь под влиянием теорий Ницше и Фрейда, считая, что болезненная личность обостренней видит мир. Однако очень скоро Манн отбрасывает ницшенство и фрейдизм, отмечая их главное зло: развенчание интеллекта и насаждение инстинкта. Эстетические взгляды писателя сводились к утверждению мысли, что задача искусства - глубоко познавать и верно отображать действительность; сам Т.Манн поет гимн высокообразованной, духовно развитой интеллигенции.

В романе "Тонио Крегер" Томас Манн высветил путь трёх молодых людей одного возраста, одинакового социального положения, но различных по психологии, внутренней духовности, а следовательно, и по определяющемуся жизненному пути. Тонио - юноша духовно богатый, творческий, думающий, но он вызывает у окружающих недоумение и даже смех, поскольку его поведение выходит за рамки общепринятых норм посредственности. Для Ганса и Инги не характерны психологическая борьба или моральная неудовлетворенность окружающим миром. Их не меняет время. Три представителя молодёжи и две разные концепции мира. Кто же из них прав: заземленные, ординарные в конечном итоге Ганс и Инга, или возвышенный одинокий Тонио, ставший известным писателем, но которого даже полицейские в родном городе принимают за подозрительного типа? И правильно ли поступает во всем Тонио Крегер? Почему художница Елизавета Ивановна называет его "заблудшим бюргером"? Очевидно, дело в том, что Тонио все ещё на распутьи. "Я стою между двух миров, ни в одном не чувствую себя дома, и потому мне приходится круто. Вы, художники, называете меня обывателем, а обыватели хотят меня арестовать..." - сетует Тонио. Он понимает, что сделанное им в жизни - ничто, "самая малость", и намерен добиться большего. Сам Томас Манн, как известно, прошёл путь от буржуазного просветительства до пропоганды идей пролетариата...

Литература:

1. Статьи литературоведов Е.А. Быковой, Л.К. Оляндэр, Л.П. Смольяновой,
 Е.Г. Сухомлина, В.Н. Лапенко, С.П. Лупия в литературоведческих изданиях 80-х годов.

2. Дирзен Инга. Эпическое искусство Томаса Манна: Мировоззрение и жизнь /
Пер. с немецкого. - Прогресс, 1981.

3. Днепров В.Д. Интеллектуальный роман Томаса Манна: Идеи времени и формы
времени. -Л.: Сов. писатель, 1980.

4. Фёдоров А.А. Томас Манн. Время шедевров. Томас в период творческого расцвета. - М.:Изд-во МГУ, 1981.

5. Кургинян М.С. Романы Томаса Манна: Формы и методы. - М.: Худож. лит.,
1975.

6. Нартов К.М. Зарубежная литература. - Просвещение, 1976.