Живыми чувствами взрывайтесь, носите милых на рука

Александр Иванов
Преамбула.
Да! Народ часто его называет - поэтом одного стихотворения.
Но ведь это не верно! Наконец, это жестоко и несправедливо.
Нужно вернуть ВСЮ поэзию Александра Кочеткова на алтарь
шедевров русской литературы и воздать поэту низкий поклон.
Не только «Баллада о прокуренном вагоне » обжигает кровью
сердца читателей, но другие - чистые, живые и возвышенные
строки поэта не уступят славе С любимыми не расставайтесь!
Скажем тёплые слова благодарности Льву Озерову и Эльдару
Рязанову за их пламенные вехи для сохранения памяти Поэта.
Справки и ссылки на мой сайт Кочеткова даны в примечании. *
Ссылка на тот же сайт есть и внизу моей авторской страницы.


Памяти Александра Кочеткова
=======================

Стал тот Поэт кумиром многих,
Господней милостью храним –
Удел лишь нравственно убогих
Не быть в одном пыланьи с ним!

Возринуть имя Кочеткова –
В том наша праведность и честь –
Поднять на щит певца живого
И лик его сквозь славу несть.

Не став холодной глыбой льдины,
Сквозь век достоинство храня,
Я не боюсь склонить седины
К святой поэзии огня!

С любимыми не расставайтесь!
Вживляйте заповедь в веках,
Живыми чувствами взрывайтесь,
Носите милых на руках!

02.02.2006 г.

Ямб
– ! – ! – ! – ! –
– ! – ! – ! – !


––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
* – Привожу ссылки на замечательные материалы на моём сайте:
Александр Кочетков. Некоторые страницы биографии поэта
http://ivanov-portal.ru/kochetkov/index.html
Лев Озеров. Предисловие к сборнику стихов и поэм А.Кочеткова
http://ivanov-portal.ru/kochetkov/ozerov.html
Замечание. Озеров почему-то Инну (жену А.К.) называет Ниной.
Александр Кочетков. Все стихотворения на одной странице
http://ivanov-portal.ru/kochetkov/stihi.html
Александр Кочетков. "Баллада о прокуренном вагоне"
http://ivanov-portal.ru/kochetkov/ballada.html

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
КАК ЭТО БЫЛО

Об истории появления "Баллады..." рассказывает жена поэта Инна Григорьевна
в оставшихся после ее смерти и до сих пор не опубликованных записках:

"Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр
уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже куплен -
Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи - Москва.
Расставаться было трудно, мы оттягивали как могли. Накануне отъезда мы решили
продать билет и хоть на три денька отсрочить отъезд. Эти же дни - подарок судьбы -
переживать как сплошной праздник.
Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, Александр уехал.
Письмо от него со станции Кавказской иллюстрирует настроение, в каком он ехал.
В том письме он писал "полугрущу, полусплю". А в стихах - "полуплакал, полуспал".
В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне приезда, его появление было
принято как чудо воскрешения, т.к., его считали погибшим в страшном крушении,
которое произошло с сочинским поездом на станции Москва-товарная. Там погибли
знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. А Александр избежал гибели
потому, что продал билет на этот поезд и задержался со мной в Ставрополе.
В первом же письме, которое я получила от Александра из Москвы, было дописано
это самое стихотворение "Вагон" ("Баллада о прокуренном вагоне")..."

Убереженный судьбой от происшедшего накануне крушения поезда, поэт не мог не
думать над природой случайности в жизни человека, над смыслом встречи и разлуки,
над судьбой двух любящих друг друга существ. Его поэзия охвачена и этим мотивом.
Так мы узнали дату написания - 1932 год, и исполненную драматизма историю стихов,
которые были напечатаны лишь спустя тридцать четыре года. Но и ненапечатанные,
а в устной версии передаваемые от одного человека к другому, получили мощнейшую
народную огласку. И в суровые дни войны они нам казались написанными на фронте.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Моя литературная справка

КОЧЕТКОВ Александр Сергеевич (1900-1953), русский поэт. А.Кочетков вошел в историю
русской поэзии как автор одного стихотворения - и это совершенно несправедливо, хотя и
легко объяснимо. При жизни ему мало что удалось опубликовать: в молодости - по робости и
требовательности к себе, а уже в зрелые годы - по причине принципиальной несозвучности
"социальному заказу". Между тем еще юношей - в начале 20-х - его отметил и благословил
Вячеслав Иванов. В 30-40-е А.Кочетков был известен публике поэтической драматургией и
стихотворными переводами, преимущественно восточными (ими себе на хлеб зарабатывали
многие, кто не желал подстраиваться под канон властей, - вплоть до полной идиосинкразии,
вызвавшей чуть позже у Тарковского знаменитое: "Ах, восточные переводы, как болит от
вас голова!"). Лирика и поэмы оставались достоянием узкого круга - и прежде всего, так
называемых "поэтов-черкизовцев": литературного кружка, сформировавшегося вокруг
поэта и переводчика Сергея Шервинского, удивительным образом сохранившего за собой
маленькую родовую усадьбу под Коломной; в этой-то его усадьбе из лета в лето встречались
Вера Звягинцева, Мария Петровых, Лев Горнунг, Клара Арсенева, бывала и Ахматова...
Знаменитая "Баллада о прокуренном вагоне" появилась в 1932-м. А.Кочеткову предстояла
разлука с женой, он оттягивал ее, как мог, - в последний день, совсем было собравшись, сдал билет, чтобы отправиться еще на несколько дней позже; а поезд, на котором он должен был ехать, попал в чудовищную катастрофу, и множество пассажиров погибло. Опубликовать
что-либо подобное в те годы было уже невозможно. Но в войну кто-то из знакомых привез
стихи на фронт - и они обрели новую жизнь: их переписывали, передавали из рук в руки,
слали родным и любимым домой - чаще всего не зная автора... И только в середине 60-х Лев
Озеров, одержимый восстановлением справедливости в отношении своих ровесников и
старших товарищей, сам задушенный эпохой, напечатал балладу; а потом был рязановский
фильм... Тот же Озеров "пробил" уже в 1985-м и единственную книжку стихов Кочеткова -
небольшую, но дающую представление о том, какую высокую ноту мог брать этот тихий
поэтический голос.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ

- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.

- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

1932 г.