Лирический детектив

Адела Василой
(Критический анализ стихотворения «Она» Avtor - Allira, avtor.net.ru)
В 2005 году я открыла свой первый литературный сайт - мне его порекомендовали после участия в одном сетевом конкурсе. Это оказался молодёжный сайт, меня там хорошо приняли (о своём возрасте я не заикнулась даже) и я там активно принимала участие - помещала свои стихи и прозу, критиковала и писала пародии, "боролась за чистоту языка" - пыталась убедить детишек (от  12-13 до 25 лет, в основном) не употреблять в разговоре и в своих произведениях вульгарный жаргон и мат... Вот образчик моей критики тех времён. Ребята на пародии обижались (в обстановке бурного веселья остальных), но в конце концов прощали - я старалась критиковать их весело и по-доброму... кажется, это у меня получалось. То, что я Вам предлагаю - это единственная "пародия в прозе", и она имела большой успех. Даже автор, по её собственному признанию, не смогла удержаться от смеха.

    В комментариях к своему произведению автор призывает нас подумать и докопаться до смысла (причем до СВОЕГО смысла!) её произведения. Чтож, с благословения автора, попробуем. Итак, первая строфа –
"Она смотрела свысока
на город и огни,
стояла молча у обрыва
каменной скалы."
 Лирическая героиня стоит высоко на скале у обрыва и с этой высокой точки молча смотрит на город и ночные огни. Правда, у автора написано «свысока», но поскольку на неодушевленные предметы вряд ли можно смотреть свысока, будем считать, что это опечатка. Вторая строфа –
"Она смотрела на траву,
лежала на земле,
ходила тихо по песку
в той предрассветной мгле."
   Несколько позже, а точнее перед рассветом, когда из-за предрассветной мглы ничего уже нельзя было разобрать, героиня на ощупь спустилась со скалы и легла на землю, очевидно, боком, разглядывая траву (иначе было не разглядеть). Потом она встала и тихо побрела по обнаруженной ею полоске песчаной почвы, скорее всего у ручья, упомянутого в третьей строфе. Третья строфа –
"Она сидела у ручья,
прижав к себе кинжал.
Сидела у могилы днем,
держа в руках бокал."
   Когда наша лирическая героиня добрела до ручья, она достала из сумочки окровавленный кинжал и страстно прижала его к груди. Совершенно ясно, что убийство она совершила еще до рассвета, вероятно, ночью, чем и объясняется, кстати, почему ей вздумалось лезть на скалы. У ручья она сидела долго, очевидно приводила себя в порядок, смывая кровь с орудия убийства и с предметов одежды. Потом она ждала, когда подсохнет одежда и только днем, наконец, смогла пойти к могиле и почтить память убиенного ею, по-видимому, родного и близкого человека. Здесь она достала из своей объемистой сумки бокал и бутылку сухого красного вина и долго сидела, безмолвно плача и держа бокал в руке. Четвертая строфа –
"В бокале красное вино,
немного её слез,
мелодия мечты былой,
осколки светлых грёз..."
    Итак, вино в самом деле было красное, слегка разбавленное её слезами, которыми она оплакивала «мелодию своей былой мечты и осколки светлых грёз», разбитых, по всей видимости, лежащей в могиле жертвой её страстной и смертоносной любви. Пятая строфа -
"Она смотрела свысока
на мир и суету,
зимой гуляла босиком
по мокрому песку."
    Успокоившись, она просушила глаза платочком и стала снова смотреть дерзко и свысока (на сей раз без пробела) на мир и суету мирскую. Здесь большой пропуск, мы видим героиню уже в разгар зимы, гуляющей по мокрому песочку босиком. Почему не м2рзлому, спросите вы? Очевидно, что это была горячая женщина - при таком накале страстей, бушующих в ее неординарном организме, лёд таял вокруг неё по крайней мере на расстоянии метра или чуть больше. Таким образом, когда она ступала на песок, там сразу же образовывалась лужа. Шестая строфа –
"Она сидела на полу
и прогоняла боль.
Ни звука в слух не говоря,
смотрела на огонь."
   Вспомнились слова классика: "Ни в_слух, ни в_нюх не говоря..." Придя после прогулки домой, она, как правило, сидела на полу и магическими пассами прогоняла боль. При этом в_слух никаких звуков издавать не рекомендовалось, а нужно было неотрывно глядеть на пламя свечи, горящей в нарисованной ею пентаграмме. Седьмая строфа –
"Сидела молча у огня
и вспоминала пир,
Не осуждая ни за что
такой жестокий мир..."
 Кончив ворожить, она подсаживалась к камину и опять же молча сидела, с глубокой умиротворенной печалью вспоминая свой последний выход в свет с любимым человеком. Она никого не винила и никого не осуждала, поскольку её собственное жестокое преступление осталось нераскрытым…
 Заключение. Разбираемое лирическое произведение не является ни в коей мере абстрактным. Наоборот, оно предельно конкретно – героиня стоит, смотрит, потом ложится, немного времени спустя ходит, сидит, прижимает, опять смотрит, гуляет, опять сидит, прогоняет, снова смотрит, вспоминает и наконец, не осуждает. Под первым пластом этих простых действий находится глубинный пласт внутренних переживаний героини, настрой которой передают слова: с_высока (два раза), молча (два раза) и тихо (один раз). Эпизоды с кинжалом и с могилой совершенно точно указывают на совершенное ею преступление, а зимнее хождение по мокрому песку – на бурный, можно сказать кипящий темперамент. Молчаливое сидение у могилы с бокалом красного вина пополам со слезами недвусмысленно указывает на личность убитого.