книга перемен

Фанни
Иду на подвиг, только от того, что деваться некуда…:) Может кто что ответит…

Сразу хочу сделать несколько оговорок, чтобы потом к этому не возвращаться.
1. Все ниженаписанное, не есть особое мнение, это размышления на тему, они могут быть верными или не верными, не претендую ни на какие откровения, меня интересует только насколько близко или далеко мои размышления от предмета размышления.
2. Мне почему то(?!) не нравиться называть трехстишия хайку и хокку, поэтому везде буду называть – трехстишия.
3. Буду рассматривать только Китай, и совершенно не трогаю Японию, поскольку совершенно ее не знаю, а то, что знаю, не вызывает контакта сердечного, а без этого нельзя сказать ничего… может как-нибудь повезет позже и смогу проникнуться Японией, но не сейчас. Не могу сказать, что с Китаем на одной волне, совершенно нет, но как то пришлось заниматься восточными единоборствами, ровно настолько, чтобы ничего не мочь применить,:) но почувствовать дыхание Китая близко… очень прониклась… и очаровалась… только на Западе взгляд в упор признак честности и открытости. В Китае никогда не оскорбят прямым взглядом… это уважение… и нечего махать руками, чтобы достать до неба, оно рядом…и почувствуй, как течет по тебе дыхание этого мира… космос не где то там, а внутри…
4. И … анекдот: После блестяще исполненного концерта виртуоз-пианист подходит к знаменитому учителю и радостно спрашивает: Ну как? … -- Лучше бы ты сфальшивил.
5. И еще, все таки скажу о Японии… насколько знаю, из Китая, а не наоборот, пришла Книга Перемен… а в Китае это библия… и еще "Дао дэ цзин"… о которой позже.





Может быть, я недостаточно прочитала теории на данную тему, и подобное где-то уже рассматривалось, но не нашла пока, а наблюдение с каждым разом настойчивее возвращает к к мысли, что все-таки… где то…. это похоже…. близко…
Книга Перемен.
В Китае все описание мира в ней. Все философии, теории, и твердые формы.
Гексаграммы всё описывают, всё мироздание, создание, каждый миг жизни.
8 триграмм внутренних
8 триграмм внешних
Складываются в 64 гексаграммы…и всё-всё-всё…
 и на все случаи жизни.
соотвественно, не может быть плохих или хороших триграмм, гексаграмм… ян-инь, твердая черта проявленное, прерывистая - потустороннее, не проявленное... три черты – земля, человек, небо
____
____ янская триграмма Небо (Цань) творчество, свойство крепость
____


-----
----- иньская триграмма Земля (Кунь) исполнение, свойство самоотдача
-----
Остальные триграммы комбинации этих Ян-инь
Приведу лишь названия и свойство, а черты 1-ян,0-инь:
100 Гром (Чжэнь) возбуждение, св-во подвижность
010 Вода (Кань) погружение, опасность
001 Гора (Гэнь) пребывание, незыблемость
011 Ветер (Сюнь) утончение, проникновенность
101 Огонь (Ли) сцепление, ясность
110 Водоем (Дуй) разрешение, радостность

Теперь вернемся к трехстишиям.
Пример, извиняюсь, из Басё
пример триграммы Цянь (творчество) (исключительно на мой взгляд, из моих триграмм)

на голой ветке
ворон сидит одиноко
осенний вечер

я не к тому, что надо все трехстишия высматривать какой триграммы, тем более что может я и не права, дело в другом.
Не может быть плохих трехстиший, рождаясь молниеносно они отображают состояние человека на данный момент... Главное, это медитативное состояние…. Без него трехстишия выглядят, скажем … от ума, но и это мне кажется, китайцев не очень огорчало, тренируя форму, то есть ум, постепенно придешь к его противоположности – Ян –инь…
Конечно, если гармония твориться в душе, то гармонию почувствует читатель, и ему, естественно, понравиться...
Если состояния не совпадут с читателем(а они могут не совпасть в 7 случаях из 8!!)), то читатель,мало чего поймет. Любитель трехстиший и других восточных, будет поворачивать свое сознание на все восемь сторон))), а это специфика как раз китайского читателя,он работает - познает мир через все, в независимости от созерцаемого...
НО! есть же соединение этих восьми граней - т.е. центр, где любой сможет увидеть свое. Вот оно небо, или ДАО…
Мне почему то кажется, что китайцы не стремились к этому центру - или я ошибаюсь, поправьте если что, достаточно было соединить одну триграмму, ведь это выражало состояние, а оно не может быть удачным или правильным, оно такое какое есть... и только русский менталитет стремиться к центру)) а иные считает "неправильными"...(самой порой хочется этим погрешить:))
Теперь рассмотрим спираль.
Первый круг(земля) состоит из 8 триграмм внешнего мира(отступающее, разрушающееся)
Второй круг(человек) состоит из тех же 8 триграмм, но внутренних(наступающее, созидающее)
Третий (небо) Дао
С первым вроде понятно…
Второй круг… внутренний
еще ведь должно быть узнаваемо, эмоционально окрашено, присущей только этому автору индивидуальностью.. опять триграмма(?) присущая только этому человеку!:) Кстати, Басё сам триграмма Цань (опять же на мой взгляд), и поэтому у него именно они наиболее выразительны, не просто выразительны - целый мир открывается... Важно еще и найти свою внутреннюю триграмму… и соединить со своей(замечу своей)внешней триграммой...
красиво-некрасиво... красиво ли изуродованное дерево, обросшее
камень... одному покажется безобразным, другой увидит какую-то свою
красоту...
Английский сад – произведение искусства, внешнего круга, если привести пример. Завораживающие тонкие формы, неожиданное интересное… но все это касается только формы… застывшей формы не существует, совершенная форма со временем разрушается, внутреннее разрушает… и приходит запустение…, если только не перерастет в нечто большее, чем форма…
Китайский сад – на вид полудикий, но только на вид, поскольку построен по всем канонам фен-шуя, но этого никто не должен увидеть… и чем выше мастер, тем больше сад похож на дикий… с изъяном, стремящимся к развитию, и этот сад не исчезает, он приближается к … третьему кругу.
Лес – произведение искусства, скажем природы… Дао… и кто-то может услышать, что говорит Дао…
 про слоги уж я наверное не буду:) у китайцев и японцев - иероглифы, у нас горизонтальное письмо - это совершенно разное восприятие и слоги тоже, как считать?
и что значит твердая форма? для китайца твердая - триграмма...
три строки, твердые и мягкие строки(инь-ян)... а для нас?
17 слогов? 8+8=16, 17=8+один-пустое?...9 - цифра перехода...
"инь-непроявленное" стремится к проявленнию в строчках трехстиший,
"ян-проявленное" к непроявлению в строчках трехстиший
объединяет - пустота. Монада получается и вращается :)
...или я ошибаюсь.


Теперь третий круг…
Что тут скажешь… тут бы два круга соединить…:)
Если книга Перемен – это путь земли,
То Дао –де Дзин – это путь неба…
И снова внешнее и внутреннее… Книга Перемен и Дао-де Дзин…

Ранее приписывали Лао-Дзы, теперь после найденных табличек в захоронениях Юго-Восточного Китая(Чанша, Мавандуй), что намного старше времени жизни Лао, ему отвели роль комментатора… Тексты табличек совпали с первыми тремя строками стихов (назову так) Дао-де Дзина… остальное дописывалось после, через столетия, и тысячилетия… возможно разными людьми, необязательно одним Лао…

"Путь, ведущий к цели,
не есть извечный Путь.
То, что можно сказать,
не есть извечное Слово.
Не обладающий именем - начало Неба и
Земли,
я называю его "мать всех вещей".
И потому
неустанно освобождаясь от стремлений,
узришь сокровеннейшее его,
неустанно обретая стремления, узришь
облик его.
И то, и другое имеют один исток
и различаются лишь названием.
Для неведомого все имена, что одно.
Видеть в чудесном чудесное -
вот ключ ко всем тайнам мира."
(перевод Кувшинова)


И последнее... уж и не помню, чья цитата, да простят мне...
"О Пустоте. С установившимся духом накапливай опыт день за днем, час за часом. Только познав то, что существует, ты сможешь узнать то, что не существует. Это -- Пустота."


Вот такие вопросы… не знаю, насколько это близко… и близко ли вообще…