Этюды о России, которая была, есть и будет!

Евгений Родионов
Этюды о России, которая была, есть и будет!
Храмы и сёла Ступинской Земли.
Село Авдулово. Храм Покрова Богородицы.
Историческая справка
Белокаменная Покровская церковь построена в 1762 г. в усадьбе И. Юренева, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.
В конце XIX в. на деньги, пожертвованные местными уроженцами, проживавшими в Санкт-Петербурге, Ф.И. Бушуевым и М.И. Кочановым, построены – теплый кирпичный придел во имя Архангела Михаила и колокольня и освящены 1 октября 1891 г.
 В смутные 30-е годы ХХ века храм закрыли, а священника Михаила Алексеевича Успенского арестовали и 12 декабря 1937 г. расстреляли на Бутовском полигоне. В 2000 г. отец Михаил прославлен как священномученик.


 Никогда не испытывал я подобного: в начале думалось – так, воздействие момента, нечто субъективное… Но войдя в Покровскую церковь во второй, в третий раз – понял, что перешагивая через порог храма, переступаю некую черту, грань, за которой всё вдруг обретает иной смысл, вид, звук, чего в других заброшенных храмах я не наблюдал.
Явно ощущалось, что там, за дверью – это там, а з д е с ь, в этих стенах – всё иное.
Позже, спустя время пришла мысль, что храм жив, что он дышит, видит, чувствует и ждёт – ждёт молитв, свечей, ладана…
И жена моя ощутила нечто подобное…
Не взирая на то, что храм полуразрушен, с провалившимися сводами, вскрытыми, развороченными полами, ободранными стенами – Храм ж и л!
 В этом чудовищном хаосе теплилась жизнь. И мы с женой не сговариваясь, испросив благословения у священника, накупив свечей, ладана, вернулись в это белокаменное чудо, обрамлённое синими – синими прудами и долго молились, читали акафист, жгли свечи и ладан и храм, поверьте нам, вторил, глухо и неразборчиво.
 Потом мы уехали домой, уехали с нехорошим чувством, что вновь обрекаем родное на одиночество.
 Тогда я пытался понять, - а кому это нужно - пустой, заброшенный храм и молитва и ладан средь ободранных стен?...
Теперь же я уверен, что знаю – Ангел Хранитель Храма ждёт нас, ждёт нас всех, Он рад каждому, кто с молитвой переступает порог, пусть внешне осквернённого храма, Он знает, что наступит день и все Храмы засияют благодатной чистотой, возвещающей Торжество Господа нашего Иисуса Христа.
И теперь мы уверены наверняка – Святыня поругана не бывает!!!

 март 2006 г.

Село Починки. Храм Архангела Михаила.

Историческая справка
 В 1627 году село упоминается как Марьин Починок с деревянной церковью Михаила Архангела. В 1842 г. на месте прежней деревянной церкви построен ныне существующий каменный храм во имя Архангела Михаила с приделами во имя мученицы Параскевы и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В советское время храм разграблен и осквернён.


 От Хатуни до Починок добрались мы почти комфортно, в духе русского экстрима (сложно было предположить, что до села Каменищи будет ещё хуже, потому как хуже предположить весьма сложно)
 Но цель оправдывает средства и мы вновь убедились, что без этого, подлинно неповторимого уголка России, образ Ступинской Земли не будет полным.
 На пологом склоне высокого берега реки Лопасни и обрело с древних времён своё неповторимое место село Марьинское (Починки тож). Село и расположенный на горе Храм Архангела Михаила видно издали. И только увидев строгий, неожиданно величественный для скромных и поэтичных сельских церквей, Храм Архистратига Михаила с разбросанными по склону уютными домиками, понимаешь, что сей нелёгкий путь проделан ненапрасно.
 Для небольших, скромных, небогатых сельских церквей, образ величественного, подобно монументу, Храм Архангела Михаила выглядит неожиданно впечатляюще, исполнен героического пафоса, но тем не менее пафосность эта гасится за счёт простоты и ясности композиции.
 Создаётся впечатление, что украшенный лоджиями четверик Храма соединён с колокольней небольшим переходом, в действительности же в объём четверика включен и собственно Храм и часть трапезной, а так же и часть алтаря, что характерно для эпохи барокко и редко встречаясь в русской храмовой архитектуре этот приём частично возрождался мастерами ампира.
 Храм Архангела Михаила расположен на старинном деревенском кладбище, которое прежде было обнесено красивейшей металлической, ажурной оградой на каменных столбах, но, увы, «достойные» сыны своих «достойных» отцов нашли более прозаическое употребление кладбищенской (!) ограде. Видимо случайно остались в целости церковные ворота.
 Но всё-таки не до беспредела отморожены мозги у комиссарских потомков, видимо Глас Божий- совесть ставит запреты и не каждая святыня подвергается осквернению.
 Удивительным образом, справа от церковных ворот, сверкая белизной красивейшего мрамора, сохранился монумент, видимо настоятелю Храма в виде аналоя с Евангелием и Крестом на нём, обнесённый, чудом сохранившейся, кованной, ажурной оградой…
 И созерцая величие не сокрушённого большевицким лихолетием, Храма, видишь, как поднимает Он к синему небу свои мощные плечи и белоснежный аналой с Крестом и Евангелием здесь,
 у в е р е н, не случаен потому, как тайно, незримо для глаз людских, совершается на месте сем молебен за нас грешных, за наше отступление и предательство, за прощение грехов наших, за наше прозрение – за Россию- Матушку!
Боже! Храни Русь Православную!
 
 апрель 2006 г.



Село Каменищи. Храм Рождества Христова.

Историческая справка
Впервые в духовном завещании князя Ивана Калиты в 1339 году село упоминается, как Каменическое. В 1499 году князь Иван Юрьевич Патрикеев завещал сыну Василию село Рождественское Каменищо, из чего следует, что церковь Рождества Христова уже стояла, деревянная. В 1646 году в селе было семь крестьянских дворов, а церковь стояла «без пения». Деревянные церкви сменяли одна другую до конца ХIХ века, когда был, наконец, построен ныне существующий каменный храм. В советское время храм разграблен, закрыт и частично разрушен.


 Кусочек маленькой, но ещё живой Руси, истерзанной, но по-прежнему – Святой.
Великолепное место, где даже небо, воздух, вода, земля, заросшие мхом камни, сохранили густой дух древней Руси.
Вдали от всех и вся, где-то за труднопроходимым лесом, несёт свои воды такая же древняя Ока, а по деревне весело плещется по древним, пожелтевшим, расцвеченным различными оттенками охры, камням - прозрачный ручей с водой, чистой и душистой.
А вокруг - рыжие склоны с каменистой многоцветной россыпью, изумрудные овраги, радующие глаз многотравием, без единого бугорка, лужайки и поля, поля обрамлённые густым смешанным лесом.
 Добраться сюда сложно, по разбитым, теряющимся в высокой траве просёлкам, где в глубоких колеях давно хозяйничают лягушки. Но желание встречи с позапрошлым веком, упраздняет все неудобства пути.
Из-за редкого подлеска вдруг видишь разбросанные по этим склончикам, лужкам и полянам домишки, приветствующие нас ещё аж из XIX, а то и XVIII века. Их немного, но они такие живые, такие настоящие.
Но главное в этой забытой деревне - на взгорке, доминируя над всем, стоит – Храм. Пусть изуродован в неравной борьбе с большевизмом, обезглавлен, но по-прежнему жив, прекрасен, строг и величав на фоне прозрачного, синего неба…

Здесь бы мне грешному и закончить свои дни.

 март 2006 г.


Село Четряково. Церковь Казанской иконы Божьей Матери.

Историческая справка

 В селе Четряково на берегу пруда стоит здание храма, освящённого во имя Казанской иконы Божьей Матери в 1860 году. В советское время церковь разграбили и закрыли. В настоящее время красота эта медленно разрушается.


 Вот и ещё один уголок, ушедшей навсегда, безвозвратно России ( до боли, до слёз, это - без-воз-врат-но, это - на- всег-да)…
 Чудо Храм на берегу старинного, заросшего камышом, пруда.
Белый камень на красно – кирпичном фоне выглядит как драгоценная инкрустация.
Храм не велик, но тем он и прекрасен, прекрасен своей непринуждённой камерностью, изысканной простотой, домашностью. Именно о таком храме хочется сказать – Дом Господень.
Господь сказал, что не ставят светильник в потаённом месте, так и Казанская церковь стоит на виду у всей округи, отражая белокружевную красоту свою в сверкающей глади пруда. И видя красоту этого малого чуда и Свет Божий, струящийся над округой в звуках колоколов, стремился, бывало, люд деревенский к светильнику сему – кто отогреть душу, кто исцелить тело, а кто к Отцу своему Небесному и уверен – каждый получал то, о чём в тайне желал.
Да и теперь, после страшных дней безбожного ига и коммунистического беззакония, Храм не потерял своей притягательности и благодатной силы. Как и прежде - рядом с ним тепло и мирно, грустно, но мирно и тепло всем с верою в Милость Божию приходящим, ибо Ангел Хранитель Храма присутствует даже в руинах!
Да будет нам по вере нашей.

 март 2006 г.


Деревня Ступино. Улица Колхозная.
Часовня иконы Божьей Матери «Утоли моя печали»

Историческая справка.
В 1892 году был утверждён проект каменной часовни д.Ступино в стиле, получившем название псевдорусского, во имя иконы Божьей Матери «Утоли моя печали», созданный
 архитектором С.А. Экаревым, которая вскоре и была построена.
 Сергей Александрович Экарев родился в 1851 году. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1895 года - действительный член Московского архитектурного общества, скончался в 1911 году. Часовня, обветшав, простояла до конца 60-х годов ХХ века, была затем разрушена и на её месте установлен навес автобусной остановки.

 Наступили шестидесятые годы ХХ века.
Застойный хронический тоталитаризм цветёт пышным багровым цветом.
 Русская Православная Церковь, захлёбываясь в алой зловонной жиже разлагающегося коммунизма, делает последние вздохи (но мы то знаем слова Господа о том, что врата адовы не одолеют Её)
 И в этот « радостный» период ликующего атеизма угораздило ж, проезжая по улице Колхозной, с какого - то очень важного мероприятия, узреть на обочине, весьма важному партийному облначальнику, по фамилии Панакот (здесь и далее фамилии слегка изменены), буквально в пяти метрах от дороги маленькую часовенку, старенькую, весьма невзрачную от времени и всеобщего пренебрежения, но чудную и весьма обаятельную в своей изящной поблекшей красоте.
 И воскликнул полупьяный, негодующий Панакот, «изрядно» сопровождавшим его, первой секретарессе горкома очень красной партии, товарищу Екатерине, по фамилии Лавашо и председателю товарищу
 И. Кусьмен – не бывать сему безобразию, уродующему светлый образ всенародной цели, да ещё и при дороге! Ишь попы, хотят весь наш оболваненный гегимон посадить на иглу религиозного опиума!
… и приказали Катенька Лавашо и председатель Кусьмен уничтожить сию красоту придорожную, а кирпичики те ещё долго кровоточили в поле за деревней, напоминая нам о нашей дремучей неблагодарности, трусости и предательстве, плоды которого пожинаем и только один Бог знает, сколько ещё пожинать будем…
 
 А место ТО ещё долгие – долгие годы кондукторы автобусов называли – « остановка автобуса «Часовня»!!!
 
Помилуй нас, Господи!
Евгений Родионов апрель 2006г.