О писательском призвании

Адела Василой
 Иногда я задумываюсь – кто такой писатель? Всем понятно, что писатель – это человек, обладающий даром ясно, логично, красиво и увлекательно описывать мир, людей и события, вне зависимости от того насколько реально и правдоподобно все это. И все же, кто он такой и что он может? Каков он и каким быть должен?
 Как только не называют писателей – и мастерами слова, и врачевателями человеческих душ, и знатоками человеческих душ… В каждом из этих определений, безусловно содержится зерно истины. Но этих определений мало, они вряд ли помогут разобраться в огромном разнообразии тех личностей, которых именуют писателями. Чтобы разобраться, надо бы поделить их на категории, упростив эту нелегкую задачу. А для этого надо выбрать удачные критерии… лучше меньше, если нельзя ограничиться одним.
 В выборе критериев, мне кажется, важны следующие аспекты:
1. Умение логично, доступно и грамотно излагать свои мысли. Это – критерий мастерства. Сюда можно бы добавить изящество стиля, образное мышление, способность к анализу, умение обобщать, владение такими приемами, как сарказм, ирония, юмор и всеми теми качествами, которые повышают «эстетичность» текста.
2. Целевые установки. Очень важно, какие цели ставит перед собой писатель, чего он хочет добиться, воздействуя на читателя.

 Ограничимся пока этими двумя критериями и будем надеяться, что их не понадобится больше. Пользуясь первым из них, причем только первой фразой из пункта 1 мы уже можем подразделить огромную армию пишущих на писателей и, простите, графоманов. Остальные перечисленные в этом пункте качества применимы для определения класса писателя, уровня его мастерства.
 Что же касается целевых установок – вот они-то и помогут нам разобраться, кто такой писатель и каким он должен быть. На мой взгляд, если не вдаваться в частности, возможны две целевые установки:
А). Формировать или модифицировать мировоззрение читателя, склонив его к своей точке зрения.
Б). Развлечь читателя.
 Понятно, что эти две цели не взаимоисключающие, однако в применении к конкретному писателю одна из них является главной, а вторая – вспомогательной или даже неосознанной. Ясно, что ярко выраженный писатель типа А является в большей или меньшей степени философом, стремящимся завоевать адептов и изменить мир (к лучшему или к худшему – это уже другой вопрос), а ярко выраженный представитель типа Б – скорее всего лишь бизнесмен, стремящийся реализовать свой более или менее интеллектуальный товар. Я намеренно исключила из рассмотрения «личную» составляющую писательской мотивации – желание добиться успеха и известности, так как она характеризует всех представителей этой профессии, как и всякой другой, мало-мальски творческой профессии. И совсем не принимаю во внимание «романтическую» составляющую, которую характеризуют сентенции типа: «Писатель – это тот, кто не может не писать».
 Вот теперь мы подошли к самой сути вопроса: каков писатель и каким должен быть. Итак, допустим, что писатель Y - писатель типа А, а писатель Z - писатель типа Б. Можем ли мы теперь сказать, что Y – это хороший писатель, а Z – плохой? Или наоборот? Очевидно, нет, так как в это понятие мы вкладываем нечто большее, чем мастерское владение словом и выбор цели из тех, что были предложены выше.
 Итак, хотим мы или не хотим, возникла необходимость подключить еще (хотя бы) один критерий для прояснения этого вопроса. И это, мне кажется, должен быть нравственный критерий, хотим мы этого или нет. В самом деле, ведь арбитром здесь выступает общество – ему принадлежит последнее слово. Следовательно, деятельность писателя должна быть необходима и полезна обществу в целом, способствовать его продвижению вперед. Ведь нравственность – это осознанная необходимость.
 Творчество писателя должно быть нравственным, вне зависимости от того, относится ли он к типу А или к типу Б, и должно способствовать росту нравственного самосознания чеовеческого индивидуума. Писателя, соответствующего этому критерию, мы можем отнести к категории хороших писателей, даже если его уровень мастерства не столь высок, однако чем выше его мастерство, тем он лучше. Наоборот, писателя, действующего вразрез с нравственной позицией общества, даже если уровень его мастерства очень высок, назвать “хорошим писателем” язык не повернется, ведь его творчество деструктивно! Нельзя назвать хорошим писателем того, кто пропагандирует расовую ненависть, насилие, сексуальные извращения и иные пороки, как нельзя назвать хорошим врачом того, кто обладая высокими профессиональными знаниями врача, использует их во зло конкретному человеку и обществу в целом. Ведь, будучи “врачевателем душ”, писатель просто обязан подчиняться принципу “Не вреди”, как и любой другой врачеватель.

В дополнение к сказанному (в ответ на рецензию, А.В.):

Всегда счастлива возродить для широкого круга читателей полузабытые слова
и выражения, ибо задача литературы - не только увлечь и развлечь читателя,
но и образовать его вкус, хранить, а не хоронить сокровища языка от самых
его истоков. И тогда, возможно, это станет его иммунной защитой перед
безудержной агрессией иностранных слов, которые не вписываются в русский
язык и совершенно по-русски не звучат. Я не против взаимопроникновения и
взаимообогащения языков, но чужие слова должны пройти "огранку" мастеров
слова и лингвистов, прежде чем получат право на широкое использование. И мы
можем сыграть в этом свою благотворную роль.