Кольцовский пятисложник

Если есть стопы двух-, трёх- и четырёхсложные, то могут ли быть ещё более длинные? Да, могут, но на пятисложной стопе завершается все разнообразие русских силлабо-тонических метров. Почему – прежде всего, потому. что в русском языке уже не хватает длинных слов, такие слова, как «революция» (5 слогов) составляют меньшинство, шестисложных и более длинных слов ещё меньше.

Тем не менее в русской поэзии существует пятисложная стопа, обычно называемая «кольцовский пятисложник». Называют её по имени Алексея Кольцова, хотя стопа эта применялась и раньше. Вот её пример из старинной песни о персидском походе Петра I:

Уж как пал туман на синё море,
А злодей-тоска в ретиво сердце…

Схема стопы следующая: --+-- (пять слогов, сильное место на 3-м слоге). Большое количество коротких слов (море, сердце) приводит к образованию сверхсхемных ударений, обычно на первом или последнем слогах пятисложника. Совершенно так же поступали Кольцов и его последователи, используя эту стопу:

С богатырских плеч
Сняли голову
Не большой горой
А соломинкой (Кольцов)

Попытка устранить такие сверхсхемные ударения ведет к использованию только длинных слов, что непросто:

Знать такой уж я
Уродилася
Нераскаянной
Греховодницей (С.Соловьев, племянник Вл.Соловьева)

Ещё одна особенность кольцовского пятисложника состоит в том, что интервал между стопами чрезвычайно отчетлив. Поэтому авторы часто помещают на эти интервалы стихоразделы печатая стихи короткими пятисложными строчками, как сам Кольцов. Если напечатать десятисложными строчками, по две стопы пятисложника в строке, то читатели обычно принимают междустопный интервал за цезуру. настолько он отчетлив. В этом отношении характерны некоторые отклики на стихотворение И.Царева «Колокольная и кандальная», написанное по большей части именно кольцовским пятисложником:

http://www.stihi.ru/2005/12/01-1277

В этих откликах говорится о цезуре в таких строках как:

«Перепахана, перекошена,
Колесована, облапошена,
Русь, расхристанная просторами,
Четвертована на все стороны.»

но это не цезура, а междустопный интервал. Просто он слышится цезурой из-за большой длины стопы.

Область кольцовского пятисложника очень резко очерчена. Это различные народные (и псевдонародные) имитации, подражания Кольцову или народной песне, не охватывающие, впрочем, всего огромного размаха русских мотивов (Клюев и Есенин особо этим метром не увлекались). Ритмический рисунок этого метра не обладает большим разнообразием, но абсолютная узнаваемость и стопроцентная «русскость» обеспечили ему существование и в наше время. Но возможны ли другие пятистопники? Что будет, если сильное место сдвинуть, например, с третьего слога на второй (-+---)?

К сожалению, в русской поэзии мне известен только один пример такого рода: стихотворение Г.Шенгели «Барханы». Привожу его полностью:

Барханы

Безводные золотистые пересыпчатые барханы
Стремятся в полусожжённую неизведанную страну,
Где правят в уединении златолицые богдыханы,
Вдыхая тяжелодымную златоопийную волну.

Где в набережных фарфоровых императорские каналы
Поблескивают, переплескивают коричневой чешуёй,
Где в белых обсерваториях и библиотеках опахалы
Над рукописями ветхими – точно ветер береговой.

Но медленные и смутные не колышатся караваны,
В томительную полуденную не продвинуться глубину.
Лишь яркие золотистые пересыпчатые барханы
Стремятся в полусожжённую неизведанную страну.

У этого стихотворения есть несколько уникальных особенностей. Прежде всего – это очень частое использование длинных слов. Кроме этого, слова в строчках расположены так, что междустопные интервалы приходятся на середины слов – поэтому их почти не слышно. Если подобным образом писать кольцовским пятисложником – он, несомненно, полностью изменит свое звучание. Однако в написании таких стихотворений возникают большие трудности. Это и указанный ранее недостаток длинных слов, и трудность «счета» стоп. Многие авторы легко сбиваются в счете стоп и слогов простого ямба. Пятисложную стопу считать труднее. М.Гаспаров, анализируя это стихотворение Шенгели, нашел в нем три метрических сбоя, где в междуударных промежутках допущено 5 безударных слогов, а не 4, как полагается по схеме стопы.

У пятисложника небольшие возможности. Но, если хотите написать «экзотическое» или «фольклорное» стихотворение – то стоит попробовать писать им.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Никита.

Замечу, что в 7-ом стихе приведённого Вами примера ("Барханы") наличествует несоответствие декларированному 5-сложному размеру (особенно хорошо это видно в сравнении с парнорифмующимся 5-ым стихом). Несоответствие есть и в 10-ом стихе. Сорри, до М.Гаспарова только сейчас дошёл ))) Сам считал навскидку "полувизуально/полу-на-слух". (Да, ещё и в 6-ом стихе, кроме того, уместно дать отсылку к архаическому акценту словоформы "библиОтеках")

Вы и сами, кстати, в Вашей рецензионной прозе, Никита, практически перешли на 5,6-сложник, если Ваши слова

©"У этого стихотворения есть несколько уникальных особенностей. Прежде всего – это очень частое использование длинных слов. Кроме этого, слова в строчках расположены так, что междустопные интервалы приходятся на середины слов – поэтому их почти не слышно.")

чуточку варьировать:

У э'того стихотворе'ния,
Есть не'сколько сверхосо'бенностей.
И пре'жде всего – это ча'стое
Испо'льзованье длинных сло'в;

Так, кро'ме того, располо'жены
Слова', что, увы, междусто'пные
Цезу'ры, конечно, прихо'дятся
Неслы'шимые на среди'ны их.

.

Таким образом мы видим: 1) Вашу, Никита, чуткость к движению стихотворного размера, отзывающуюся подобно хорошо настроенному камертону на любые необычные звуковые формы; 2) актуальность, востребованность и органичность многосложной стопы для естественной русской поэтической речи.

Эти оригинальные выводы можно подтвердить, конечно, и примерами со страницы небезызвестного Вам Виктора, с которым Вы состоите в рецензионной переписке. Так что примеры 5-сложников, 6-сложников и 7-сложников в русскоязычной поэзии уже не еденичны, присутствуют примеры и 8-сложника и 9-сложника (конечно, преимущественно пока как версификационные прецеденты; кстати, они размещены на этом сайте), есть …сложники и большей размерности (за пределами публикаций на стихи.ру)
Так что в Вашу интересную и нужную статью, видимо, нужно внести некоторые полезные коррективы, диктуемые продвижением границ опыта современной версификации в этой области.

Гавриил Тишков   11.10.2016 21:20     Заявить о нарушении
Наверное, нужно. К сожалению, у меня не осталось времени заниматься этим.

Никита Брагин   12.01.2017 09:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.