Рецензия И. Ф. Варавва

Сергей Горский
Иван Варавва на фото
...
Рецензия
На рукопись Сергея Горского «На память другу», (Талисман)
Стихи, избранное.
 Пятьдесят пять стихотворных названий, подготовленных в рукописи поэтических произведений С.Горского, дают полное представление о работе молодого автора в этой области. Сразу же привлекает эпиграф в начале ******** сборника: стихотворение Б. Пастернака «о если бы я только мог» и свои, авторские строки-«в нём сочетались три стихии –поэт, мудрец и педагог», тоже внесены в эпиграф. И, действительно, в каждом стихотворении наблюдается попытка поиска в области форм стиха, темы, рифмы, слова, художественного образа. Хорошо это или плохо? Главным судьёй и ценителем остается, прежде всего, сам автор. Ведь это поиск и многое могут не понять и недооценить другие. Многие советские поэты занимались поиском нового стиха. Много найдено и уже открыто. Но в данном случае нас интересуют самобытные, готовые уже к самостоятельной жизни стихотворение.
 Как пример поиска у С.Горского, можно назвать стихотворение телефон «Телефон».

Телефоны, облока, пока
Ветра струны - провода, да...
Да вода. Да...
Опускаю руки в струны витражи.
Набираю номеров миражи /?/
Телефонов облаков пока
Капли дождика слогов
Кап… кА…
Фон - движение руки...
Сочиняю я стихи!

Но при всей скидки на «поиск» молодого автора, можно ли назвать процетированые строки стихами? Всё это более походит на шараду. Которая подлежит разгадке. Как пусто баловство, далекое от поэзии можно назвать и стихотворение «Истина в
вене»:

Сердцевина - сердца вина.
Сердце виновно,
Сердце виновно,
Сердце в вино...
Сердцевина - сердца вина.
Сердце не винно - вино...
Сердце в вине виновно./??!/
Как сердцевина.

Занимаясь поиском и «открытием», автор совершенно забывает о главном – хотя бы относительном соблюдении уже открытых другими компонентами стиха, как то: поэтический размер, рифма, русский литературный язык. Вот примеры авторской рифмовки: «луга- тебя», «разбери - стихи», «роковых - манит»,»луга - ручья», «думая - другие я», и проч. /Остальное: см. пометки на полях рукописи./
В рукописи С.Горского встречаются попытки раскрыть необычно и показать в своих стихах, казалось бы, привычные для нас понятия и символы.
 Только «Знамя»:

Горящие свечи,
Синие шторы
Клетка!
Узоры. Узоры. Узоры.
Топки полны.
Восходящее пламя
Кажется всем. /?/
Что рождается Знамя.-

Из процитированных строчек, читателю нечего не кажется, хотя автор утверждает свой замысел. Стихотворение «Знамя» не получилось
В погоне за оригинальностью, зачастую встречается «оригинальничания», совершенно произвольные сочинены, где и главный замысел плывет «без руля и без ветрил».

При множестве недостатков в работе и неудач в «поиске», там, где автор пишет простым человеческим языком, у С.Горского получаются удачные строфы и строки. За слоем «шелухи», просматривается человеческая душа, поэтическая воспринимающая мир. /см. пометки на полях рукописи/.
В одном из своих стихотворений С.Горский пишет:
 
«Постиг все премудрости,
Отрёкся от мудрости!»

- Может быть в этом и есть вся соль секрета в поэзии? ...




Член Союза писателей СССР *роспись* / И. Ф. Варавва /



24.11.1986г.