Три аккорда

Фрида Шутман
 Признайтесь, кто из вас в детстве не мечтал стать знаменитым? Конечно же, не все стремились стать летчиками и космонавтами. Но, в лучах славы хотелось искупаться многим. Если ребенок начинал попискивать что-то более-менее связное, его уже ставили на стульчик и заставляли "петь" перед гостями. А, если у малыша в еще неумелых рученках какая-нибудь игрушечная гармошка или свистулька случайно выдавала знакомый звук, то ребенка тот час тащили в музыкальную школу. Кто-то добивался мастерства в музыке, кто-то – в балете. А кто-то так и остался мнимым артистом с бутафорным микрофоном для одного единственного, но очень благодарного зрителя - самого себя перед домашним зеркалом.

 Вот Валенька и была таким мнимым артистом. В своих мечтах она видела себя знаменитой кинозвездой, покорительницей миллионов сердец. Или поэтессой, от чудных стихотворений которой замирает ни одно сердце... Или...
 А время шло. Невзирая на свои мечтания, Валенька так и не занялась никаким видом искусства. Приходя домой с уроков, она любила забраться на диван поудобнее, укрыться пледом чуть ли не до кончика носа и читать романы Вальтера Скотта, Фенимора Купера или Жорж Санд до полного умопомрачения.
 А время шло. Ее подруги ежедневно ездили тренироваться на каток или до онемения рук музицировали на каком-либо инструменте. А Валенька мечтала. Лежа на диване она мысленно мчалась на коне, как сама Жорж Санд к очередному возлюбленному. Или бесстрашно дралась с врагом, как храбрая амазонка, или...
 Но, однажды высокое искусство все же заставило и ее потрудиться. Прийдя как-то к одной из своих подруг, Валюша застала ее за разучиванием очень красивого вальса. Еще бы, это оказался вальс из оперы Шарля Гуно "Фауст". Валенька, будучи уже тогда студенткой-первокурсницей, попросила подругу научить ее его исполнять. Что могла сделать новоиспеченная учительница? Она с трудом научила Валю первым трем аккордам с несложным проигрышем правой рукой. Потом Валенька часто приходила к этой подруге "помузицировать". Чинно усаживалась за фортепиано и начинала играть. Дальше трех первых аккордов штурм вальса не шел. Мозг принципиально отказывался помогать изнеженным нетренированным пальчикам. Но, тщеславная девушка пока довольствовалась и этим малым. Каждый раз – одно и то же действо. Она усаживалась на вертящийся стульчик. Осторожно открывала крышку инструмента. С трепетом ставила ноты на пюпитр, хотя трезво осознавала, что они ей не понадобятся. И начинала играть. Три аккорда левой рукой, проигрыш правой и всё... И тишина. Остальную часть вальса Валя исполняла уже только мысленно, про себя.
 В конце первого курса на факультете, где училась наша героиня, проводился музыкальный вечер. Когда уже выступили все записавшиеся, декан, почувствовав затянувшуюся паузу, спросил, кто еще желает что-либо исполнить. Будто какая-то пружина лопнула и больно кольнула Валеньку в спину. Она резко выпрямилась и бодро заявила, что хочет выступить. Ее подозвали к сцене. Она поднялась и летящей походкой направилась к ведущим концерта. Пока уточняли ее имя и то, что она будет исполнять, Валюша победно оглядывала весь зал. Ее губы шептали нужные слова, глаза выскакивали из орбит, сердце - из груди от сильного возбуждения. Да-да, это она, тихоня Валька, сейчас будет выступать.
 Вот уже объявили ее имя, вальс, который она будет играть. Наша дебютантка медленно поднимается по ступенькам на сцену. Их всего три, но - какие! Ступени к ее триумфу. Она приближается к роялю. Невзирая на чувство легкого опьянения она слышит приветственные апплодисменты. Да, тихоне Вальке апплодирует весь зал! Девушка садится на стульчик. Привычным жестом открывает пюпитр, хотя нот у нее с собой нет. Да и зачем они ей?
 В зале тишина. Все ждут. Валенька медленно поднимает руки. Театрально выгибает кисти. Пальцы слегка дрожат от нетерпения, как кони в упряжке. Прощальный взгляд в зал. Она начинает: первый аккорд. Второй аккорд. Третий аккорд. Проигрыш правой рукой. И... Тут приходит на помощь извечная женская палочка-выручалочка - мигрень. Валенька хватается обеими ручками за виски. Тихое "простите" и медленный, но не позорный уход со сцены. Зал, как заведенная детская игрушка, снова послушно апплодирует. Валя занимает свое место. Внутренне она ликует: она была на сцене и выступала!
* * *
 Это были три самых звучных аккорда в ее жизни.