Пo-грe-бaть! Но как?

Оскар Боэций
               

По первости, то есть, в незапамятные времена, тело умершего родича внушало его соплеменникам некоторое отвращение, шестое или восьмое чувство подсказывало им, что в этих бездыханных и гниющих останках таится вполне определённая – отнюдь не потусторонняя – опасность. Да и потом – раз уж он сам не хочет просыпаться, сколь бы не пытались его тормошить, значит, нет смысла держать его и дальше среди бодрствующих и деятельных людей, тем более, что он ещё и опасен… Как же от него избавиться?.. Логичнее всего было бы закопать труп в позе спящего. Ну, а ежели он проснётся и пожелает слегка перекусить?.. Можно, конечно, не задаваться такими отвлечёнными вопросами, на которые никак нельзя ответить однозначно, пока самого тебя не закопают, однако, почивший ведь не чужак, не пришлый и не зверь, он – родственник, его дела ещё живы, его поступки и слова не скоро сотрутся из памяти, следовательно, надо сделать так, чтобы он, на всякий случай, был снабжён самым необходимым: едой, одеждой и оружием. Когда же у близких людей душа не на месте от бесконечных гаданий о том, как ему там лежится, то единственный способ снять напряжение – это раскопать его, сменить одежду, перевернуть на другой бок, оставить ему какой-нибудь вкусной еды и снова аккуратненько засыпать… Вообще, недурно бы производить эту церемонию раз в году, именно в день первоначального захоронения, собирать всю родню, накрывать стол, обмениваться какими-нибудь подарками, пить веселящие душу напитки, короче говоря, взять да и превратить вроде бы невесёлое событие в семейный праздник. Между прочим, и покойнику не так скучно будет валяться в сырой земле, и живым легче думать о своей смерти, зная, что она не полностью разлучит их с родными. Подобные взаимоотношения между живыми и мёртвыми возможны, пожалуй, в мягком климате, там сама природа располагает к сентиментальности и любви, но в суровых условиях, к примеру сказать, высокогорной местности крайне затруднительны: скалы, стужа, лёд отбивают всякую охоту рыть могилы… Тело всё-таки надо куда-то деть… Заваливать камнями каждого умершего – дело нелёгкое. Да и где при сугубой ограниченности пространства все эти груды камней разместить? Остаётся один выход, тоже, кстати, не отнимающий у человека право на посмертное присутствие в мире: сжечь милого родственничка и развеять его пепел по окрестностям. Впрочем, того, кто при жизни чересчур завидовал гордому орлиному полёту, можно скормить стервятникам, для чего собраться всей оравой, расчленить его тело на кусочки, расколошматить ему камнями череп и длинные кости, и в таком виде оставить птицам. Что и говорить, процедура далеко не жизнеутверждающая, хоть и навевает некий мистический оптимизм... Всё, стало быть, зависит от климатических условий обитания того или иного племени. Люди, наделённые властью и богатством, конечно же, имеют весомые преимущества по сравнению с остальными, но такие люди в процентном соотношении составляют везде и всегда категорическое меньшинство, поэтому их погребальные ритуалы общепринятыми не назовёшь...