Гибель скотовоза

Владимир Туманов
  Морской водоналивной танкер «Абакан», под командованием своего уже много лет бессменного капитана, медленно, слегка покачиваясь, тащился по проливу Дарданеллы. Уже не знаю какой по счёту раз, одна и та же прижившаяся и сдружившаяся команда следовала на его борту в очередное своё дальнее плавание.
Курс «Абакана» был проложен из Севастополя в просторы Средиземного моря.
  Моя вахта  подходит к концу. Уже светает, сонливость  постепенно отпустила.
Вся команда на завтраке. Скоро смена вахт.
  По левому борту, нас догоняет какое-то судёнышко, ещё меньше «Абакана».
Когда оно поравнялось с нами я увидел, что это транспорт перевозящий крупный рогатый скот. Шёл он под либерийским флагом. Сверху мне было видно, как кто-то из команды «скотовоза» носил сено и раздавал стоящему по всей палубе крупнорогатому поголовью.
Пришла смена, я сдал вахту и спустившись в столовую приступил к завтраку.
Вдруг, наш танкер сбросил ход, и прозвучала аварийная тревога. Неожиданный сигнал тревоги, сорвал всех присутствовавших в столовой со своих мест. Мы, в считанные секунды оказались на верхней палубе.
Поводом для тревоги, послужило столкновение двух судов. Перед нашими глазами, предстала  страшная картина...
  Впереди, чуть левее нашего курса, расходились в разные стороны две половинки обогнавшего недавно нас «скотовоза». По левому борту, застопорив ход, по инерции проходил здоровенный много-палубный круизный лайнер. Красавец-теплоход, был светло-голубого цвета, с двумя большими трубами и нёс итальянский флаг. На что мы обратили внимание, так это то, что лайнер был совершенно цел. Только на форштевне были видны небольшие царапины, которые чернели параллельно ватерлинии.
 Половинки «скотовоза» продолжали быстро разъезжаться. Над поверхностью воды, были видны головы ревущих быков. Они плавали, вокруг терпящего крушение судна и их жалобное мычание  далеко разносилось в воздухе над проливом.
 Мы, стояли вдоль борта, кто с багром, кто со спасательным кругом. Команда была готова, приступить к спасению экипажа терпящего бедствие судна. Однако наш капитан дал команду, застопорить ход и «Абакан» лёг в дрейф.
  Не знаю, что побудило к таким действиям капитана в тот момент? Старость? Боязнь не дотянуть до пенсии или же «буква» Устава? «Буква», которая запрещала нам спасти гибнущих людей. Ведь в такой ситуации могли оказаться и мы.
 На наших глазах, кормовая часть «скотовоза» начала переворачиваться и уходить под воду. Мы увидели обнажённый винт тонущего судна, который продолжал вращаться. Метавшиеся на его корме члены команды начали выпрыгивать за борт. Они старались подальше отплыть от бывшего, ещё несколько минут назад, целого корабля. Один из прыгавших моряков сорвался с борта и падая, попал под вращающийся винт! Вдруг из кормового иллюминатора «скотовоза» показалась, чья то голова. Человек, изо всех сил старался выбраться наружу. Он с трудом протискивал своё тело через узкий, круглый проём иллюминатора. К счастью, моряк успел выскользнуть из иллюминатора, перед тем как тот коснулся поверхности воды. Выбравшись из этой «ловушки», он начал яростно грести в сторону от уходящего под воду обломка корабля. В считанные минуты, корма «скотовоза» окончательно перевернулась и выпуская огромные пузыри воздуха, с продолжавшим вращаться винтом ушла под воду.
 С пассажирского теплохода были спущены спасательные катера и уже подходили на помощь, спасавшимся морякам. С другой стороны пролива, подошёл советский сухогруз. Он тоже, спустил спасательные средства и его команда приступила к спасению потерпевших крушение.
 Вокруг места столкновения кораблей шныряли турецкие баркасы. Турки, вместо спасения моряков, накидывали верёвки на рога плавающих животных и тащили их к берегу, кто куда. Мы же, с тревогой и болью в сердце наблюдали со стороны за всем происходящим.
  Наш капитан не давал команды к спасению, а ожидал ответ на радиограмму, отправленную в Севастополь.
 Ждал, что прикажет делать командование из Союза.  А сам, в это время орал на штурмана, находящегося на вахте, за то, что тот поднял аварийную тревогу и хотел направить «Абакан» на сближение к терпящему бедствие судну. Позже, на собрании, капитан пояснил, что мы не имели права вступать в контакт с судами иностранных государств, во избежание разглашения государственной военной тайны. Только, какой тайны?  Этого, так никто понять и не смог, а капитан,  был не в силах объяснить. На то, оно видно и тайна…
   Когда операция, по спасению тонущего экипажа закончилась, наш капитан связался по радио с участвовавшим в спасении советским сухогрузом.
С сухогруза объяснили, что сняли они, только часть экипажа, а остальных подобрали спасатели с лайнера.  Оба судна отправляются в Стамбул, для передачи спасённых, турецким властям. Капитан и старший механик «скотовоза» отказались, что бы их подняли на борт катера и отбиваясь от спасателей ушли на дно вместе со своим судном. К тому же, пропали без вести, ещё два моряка.
Капитан сухогруза поинтересовался, почему мы не приняли участия в спасении? Ведь «Абакан» был ближе всех к терпящему бедствие судну. На что, наш капитан ответил, что мы под военным флагом и не имели на это права без согласования с командованием.
Далее, «Абакан» лёг на свой курс и мы ушли в Средиземное море…

Через пять месяцев, мы возвращались домой.
Когда проходили место столкновения лайнера и «скотовоза», все свободные от вахты вышли на верхнюю палубу. У берега, напротив крушения, стояла носовая часть «скотовоза». Видно турки её туда отбуксировали и поставили на якорь или же посадили на мель. Для того, что бы она не мешала судоходству.
  Со временем, эта часть «скотовоза» затонула и уже над поверхностью, виднелась только её мачта.
Позже, мы случайно встретились в море с сухогрузом, спасавшим экипаж «скотовоза». Тогда они нам и рассказали, причину столкновения кораблей и как, всё тогда происходило.

Оказывается, что команда судна отдыхала после загрузки. Вахтенный рулевой поставил управление судном на автомат, т.е. на «авторулевое», а сам пошёл кормить животных. Во время кормёжки он заметил, что встречным курсом прямо на них  идёт пассажирский лайнер, и бросился бегом в рулевую рубку. Когда он прибежал к штурвалу, лайнер был уже совсем близко и подавал сигналы «скотовозу», что бы тот уступил дорогу.  Моряк переключил управление с автомата на ручное, и впопыхах  крутанул штурвал не в ту сторону. В результате этого действия «скотовоз» развернулся правым бортом, перпендикулярно курсу лайнера. Лайнер, во избежание столкновения, дал полный задний ход, но это уже не спасало от беды. Его масса и инерция были настолько велики, что теплоход  на большой скорости просто разрезал «скотовоз» пополам, как масло!
   Капитан погибшего судна не пожелал остаться в живых, по своей неизвестной никому причине.
Старший механик тоже,  потому что был одним из четырёх совладельцев пары «скотовозов». Он своей гибелью просто уберёг свою семью от разорения и нищеты. Одного из пропавших без вести моряков поднял турецкий баркас. Второй видно погиб под ударом винта тонущего судна...

   Вот так жестоко распорядилась судьба «скотовозом» и его командой, в то хмурое утро в проливе Дарданеллы…