Комментарий к Манифесту дзен-имажинизма

Евгений Дюринг
Комментарий будет иметь характер не поэтический, а рабочий. Его цель – устранить недоразумения и наметить перспективы.

Прежде всего, необходимо заявить, что отношение ДЗЕН-ИМАЖИНИЗМА к обеим его составляющим отнюдь не является отношением близкого родства. С дзеном его связывает лишь алогичность, а с (историческим) имажинизмом – интерес к образам.

Девиз нового направления: 1) чем алогичнее, тем лучше; 2) неожиданный образ поэтичнее сильного чувства.

При этом, разумеется, должна сохраняться мера, нарушая которую текст теряет поэтическое качество и становится просто текстом.

Для ДЗЕН-ИМАЖИНИЗМА чрезвычайно важен поиск твердых форм. Значение таких форм велико. Они поднимают дзен-имажинизм до уровня классики.

Твердые формы дзен-имажинистского стиха имеют ярко выраженный индивидуальный характер. Они сохраняют на себе отпечаток личности того, кто их выдумал. Поэтому использовать чужие формы рекомендуется лишь в качестве упражнения.
Впрочем, возможно, это слишком категорическое заявление. Может быть, некоторые удачные формы войдут в общий инвентарь дзен-имажинизма. Поэтому нет никаких юридических, моральных и поэтических оснований осуждать использование уже имеющихся форм. Наоборот, его следует всячески поощрять и приветствовать.

Однако высшая цель каждого дзен-имажиниста состоит в том, чтобы изобрести свою собственную дзен-форму.

В качестве примеров я пока могу пока лишь сослаться на уже упоминавшиеся в Манифесте «секвенции», «бруски» и «бедекер плюс».

Секвенция представляет собой последовательность из пяти совершенно алогичных сравнений. Отсюда и название. Дополнительное условие – каждое следующее сравнение длиннее предыдущего. Это создает приятную графическую форму.

Наиболее удачная из секвенций, на мой взгляд, первая:

СЕКВЕНЦИЯ 1

запавшие клавиши фортепьяно похожи
на цветы выпавшие из венка новобрачной
на идеального мужчину который возвращается с работы
на долгое ожидание в терминале Франкфуртского аэропорта
на спутники Юпитера сфотографированные зондом «Галилео»
на бормотание римского понтифика поправляющего сползшее одеяло

Образы здесь достаточно неожиданные, но при этом воспринимаются без труда. Чувствуется фонетическая и ритмическая связность всего текста.

Остальные секвенции создавались уже с умышленными отклонениями от этого образца – путем удлинения строк, утяжелением конструкций и образов.

«Бруски» названы так из-за своей графической формы. Возможно, более подходящим было бы название «столбцы». Но это слово уже занято (приватизировано Заболоцким).

Принцип брусков – в построении квази-фраз, грамматически более-менее правильных, но семантически алогичных. В отличие от секвенций, здесь может возникнуть некая драматическая напряженность. Брусок может быть эмоционально заряжен. Сочинить такой брусок, однако, непросто, и у меня есть пока только один пример (также приводившийся в Манифесте) –

ПЕРПЕНДИКУЛЯР

перпендикуляр
пойманного мяча
взметнувшийся
из рук голкипера
колеблется
под шквалом
аплодисментов
точно шпага
тореадора всаженная
в загривок быка
и не нашедшая
его сердца

На «бруски» также могут накладываться добавочные ограничения: например, фиксированная длина бруска (12 строк).

Еще одна дзен-форма иллюстрируется фрагментами, помещенными ниже под общим заголовком «бедекер плюс». Эта форма предоставляет больше свободы автору; она похоже на стихотворение в прозе.

БЕДЕКЕР ПЛЮС

подземные коммуникации Риги фонтанируют кровью Иисуса они отличаются необыкновенной плодовитостью и местные полицейские охотно собирали бы с них налоги если бы только им не мешал страх пропустить раздачу контрафактных билетов в рай которая производится регулярно по будням и выходным за исключением тех случаев когда единственный в городе террорист-унабомбер становится жертвой собственной изобретательности а кардинал проигрывает министру здравоохранения партию в теннис со счетом который он не в состоянии оплатить

Венеция полна слухов о недоучке-парфюмере который выдает себя за гондольера но в действительности является реаниматором единственным потомком Ганнибала лектора общества «Моисей» созданного с целью спасти город от переизбытка туристов и наводнений периодически заливающих подвалы дворцов где хранятся картины Мунка похищенные в Норвегии где темпераментный декоратор чертит свои сюрреалистические эскизы куда ревнивый вивисектор затаскивает своих любовниц и где парят в воздухе арлекин и пульчинелла подвешенные на рыболовных крючках

Священный город был создан по замыслу одного из святых престолов имеющего прочное обитание близ Наивысшего и поначалу представлял собой гиперкуб но однажды после бурного карнавала это многомерное сооружение схлопнулось смялось как сминается упаковка из-под молока если по ней проедет папамобиль и теперь жителей гиперкуба превращенных в ничтожных плоскатиков терроризируют духи огня требуя от них ежегодной жертвы в виде тысячи девственниц что ставит горожан в безвыходное положение поскольку девяносто девять процентов римлян начинают половую жизнь еще в утробе матери каждый второй курит марихуану каждый третий играет на виоле да гамба а каждый четвертый едва закончив школу откусил и выплюнул свой язык

в Латинском квартале по вечерам можно увидеть призрак маркиза де Сада который бродит по лабиринту своих фантазий в поисках либертинов готовых на все чтобы стать свидетелями освобождения мадам де Монтрей от жестоких воспоминаний детства возносящихся к небу словно прощальный гудок паровоза на чьих путях внезапно оказались шестнадцать юношей и двенадцать девушек обнаженных и прикованных к рельсам гирляндами из опрометчивых обещаний

ураганы играющие на улицах Нью-Орлеана составляют главную достопримечательность этого города расположенного прямо напротив лавки контрабандных товаров где каждый взрослый белый и цветной может выбрать год когда он станет подростком и овладеет бунтующим ритмом диксилендов научится жесту отчаяния и танцу радости все сплетено со всем в этом чудесном городе где музыка свила себе гнездо и где мертвецы свингуют в своих могилах

с тринадцатого этажа летняя Москва представляется туристу огромной подводной лодкой погружающейся с дифферентом в сорок пять градусов по отношению к плоскости в которой вращаются интересы не-москвичей озабоченных проблемой сохранения бабочек вида Матурна Авриния и биоценоза в целом что сказывается на их вигильности принимающей подчас форму болезни Альцгеймера и потери слуха на высоких частотах там на лодке стучит счетчик Гейгера

Сан-Франциско расположен на территории которую оспаривают друг у друга две тектонические плиты ведущие свое происхождение от испанских и французских пионеров что придает их конфликту особенно бурный характер вынуждая местных жителей искать успокоения в регтайме джине и марихуане невзирая на закон от тысяча неизвестно какого года ограничивающий количество слов с которыми мужчина может обратиться к незнакомой женщине на улице девятнадцатью если это происходит до полуночи и четырьмя если это происходит после

Манила странный город о котором известно лишь что он никак не связан географически с Нилом исключая чисто умозрительное отношение возникающее в том случае когда утомленный взгляд капитана большого туристического лайнера лениво перемещается вдоль пятнадцатой параллели и неожиданно сталкивается с нефтеналивным танкером следующим из Непала в Башкиртостан

вряд ли Круассе можно считать настоящим городом тем более что он никогда и не претендовал на это охотно уступая гордое название la ville соседнему Руану соглашаясь на более скромное le domaine и довольствуясь еженощным жертвоприношением слов совершаемым в угоду тихо тлеющей ненависти к продуктам сталелитейной промышленности достижения которой вызывают у руанцев восторг сходный с последним впечатлением осенней мушки пойманной стрекозой


Помимо указанных дзен-форм, возможны, по-видимому, сотни других. Все зависит от изобретательности авторов.

P.S.
Условие "твердой формы" совсем не обязательно. Дзен-имажинистский текст может иметь любую ("случайную") форму. Пример –

ВЕЧЕР, ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЧЕГО УГОДНО

Вечер, подходящий для того, чтобы почувствовать себя старым дуплистым деревом у которого вместо листьев – стая черных дроздов.

Вечер, подходящий для того, чтобы задуматься над исчезновением Амундсена в арктических снегах, исчезновением арктических снегов, белых медведей и своим собственным исчезновением.

Вечер, подходящий для того, чтобы купить в антиквариате круглое зеркало и выстрелить в него из пневматического ружья.

Вечер, подходящий для того, чтобы оросить своим семенем Большой Нефуд в Центральной Африке и заснуть рядом с кактусом, ожидая восхода солнца.

Вечер, подходящий для того, чтобы выдвинуть себя в президенты компании по производству бильярдных шаров, выиграть выборы и тут же подать в отставку, заявив, что опасаешься преждевременного облысения.

Вечер, подходящий для того, чтобы научиться молитвам исчезнувшего племени оннеютов.

Вечер, подходящий для того, чтобы два раза кряду прослушать «Валькирию» Вагнера или I’m Just A Lonely Guy в исполнении Ричарда Пеннимана.

Вечер, подходящий для того, чтобы завести долгую беседу с Johnny Walker.
Johnny Walker, jetzt bist du wieder da. Johnny Walker, ich zahl' dich gleich in bar!*

Вечер, подходящий для того, чтобы навсегда отказаться от употребления виски, наркотиков, презервативов, слоеных булочек и оберегов.

Вечер, подходящий для того, чтобы позвонить девушке, с которой ты расстался месяц назад, или для того, чтобы не звонить ей.

Вечер, подходящий для чего угодно, например, для хождения по углям или полетов над городом.

Чудесный вечер.

____________________________________
*Johnny Walker, вот и снова ты! Johnny Walker, плачу за тебя наличными!
(Westernhagen. «Johnny Walker»)