Доктор Живаго наших дней

Фрида Шутман
Записки эмигрантки.

 Только что закончился показ многосерийного телефильма "Доктор Живаго", поставленный по одноименному роману Бориса Пастернака.
 Снова мы были очарованными зрителями и свидетелями эволюции (скорее, инволюции) души русского интеллигента. Как всегда, исторический фон был крайне драматичным. Восстания, революции, войны, личные трагедии не могли не сказаться на судьбах конкретных людей. Талантливо написанный роман, великолепная постановка фильма, безупречная игра актеров оживили перед нами мрачные картины недавнего прошлого.
 Особенно горько всё это узнать нам, бывшим гражданам бывшего Советского Союза. Извечная идея всеобщего равенства и братства на практике обернулась ужасами репрессий сталинских застенков.
 Истинные интеллигенты, искренне любящие Россию, столкнулись с демонической властью тьмы, разрушающей всё "разумное, доброе, вечное". Аристократы, наивно полагавшие, что знают и понимают психологию русского мужика, оказались в трагикомической ситуации. Их материальные ценности были экспроприированы, а они сами – уничтожены морально, а, многие, и физически. Выжили некоторые из тех, кто беззаговорочно принял новый режим или эмигрировал.
 Ещё один парадокс романа: о судьбе России и русской интеллигенции пишет поэт-еврей. Представитель угнетаемого веками народа пытается понять душу представителя великодержавной нации. Возможно, что в этом вовсе и нет никакого противоречия; а, наоборот, угнетаемый быстрее поймет чужие страдания.
 Все герои романа подвергаются тяжелым испытаниям. Здесь можно, хоть отчасти, сравнить их жизнь с судьбой советской интеллигенции в переломный период. В период распада Советского Союза и образования постсоветского, постсоциалистического общества. Общества, не пришедшего перманентно к коммунизму, как ожидали теоретики, а отброшенного назад, в капитализм, причем в его начальную деформированную стадию.
 Известно много фактов о том, что советские интеллигенты, не согласившиеся пойти на сделку со своей совестью, став "новыми русскими", находятся в весьма бедственном положении. В обществе, где человек человеку - враг, приоритет отдается бойцовским качествам характера, а не известной инфантильной мягкотелости образованной души.
 Так что, сейчас в России, возможно, живет множество людей с судьбой доктора Живаго. Интеллигенты, покинувшие Советский Союз, частично с трудом интегрировались в новом обществе. Но, ментальность, русский язык, культурное наследие не исчезают, оказывая решающее влияние на образ мыслей эмигранта.
 Мы, эмигранты, репатрианты являемся переходным поколением (поколением пустыни) между нашими социалистичекими предшественниками и нашими детьми. Нужно думать, что их не ожидают сходные душевные терзания и они станут полноценными членами того или иного государства. Но, вероятно, забудут о глубоких корнях великого советского интернационального наследия.