Хлеб

Житарчук Виктор
Из цикла "рассказы тестя"

Система материальных ценностей является величиной изменяемой. Новые модели сотовых телефонов, телевизоров, холодильников, сервис обслуживания, новое, новое, новое, заставляющее нас подстраиваться, чтобы быть современными, идти в ногу со временем. Это же касается и продуктов питания – суши, сабджи, различные блюда китайской кухни, на постсоветском пространстве все эти новшества также заставляют нас менять систему ценностей продуктов питания и уже не идти, а бежать за модой. Спросишь какую-нибудь мадам - ваше любимое блюдо – гулабджямун, - аааа – я почему-то так и подумал, надо же, как угадал. И разными путями начинаешь выведывать что же это за фрукт такой – потом оказывается что это мучные шарики, проваренные в ги (топленном сливочном масле), настояные на сиропе с кардамоном и взрывающиеся у вас во рту сладкой жидкостью, как–только вы задумаетесь и надкусите его.
Правда есть такие вещи, особенно для людей, которые испытали голод, которые в системе ценностей не изменяются – это простой хлеб. Да, трагедии делать не надо. Без хлеба некоторые люди живут – например индийские йоги могут питаться одним молоком, да при этом еще путешествовать в другие страны, на другие планеты. Но «наши люди в булочную на такси не ездят», говаривала в комедии «Брилиантовая рука» шикарная женщина Нона Мордюкова. Поэтому речь пойдет о хлебе, в системе ценностей питания, стоящего на первом месте, практически везде в мире. Хлебе - как имени одушевленном.
Когда я впервые услышал этот рассказ, меня потрясла его простота и глубина воздействия на душу. Отец, рассказавший мне эту историю помнит ее до мельчайших подробностей. Почему? Трудно говорить об этом, прочитав рассказ вы и сами все поймете, если поймете вообще что-нибудь – системы ценностей продолжают менятся. И это нормально. Может быть эта история уже не актуальна для нашего времени – но на Земле продолжают от голода каждый день умирать миллионы людей, - для этих людей хлеб многое значит. Все, больше не буду утомлять уважаемого читателя своими сухими рассуждениями. Итак – сам рассказ:
Летним днем, обдуваемый морской прохладой, Костя приближался к своему дому, когда на углу соседней улицы вдруг увидел плачущего мужчину, сидевшего на лавке, за воротами своего неказистого домика. Надо сказать, что время было послевоенное. Шел 1946 год – год голода и разрухи. Мужчина был знакомый Кости, демобилизовавшийся, прошедший, как и сам Костя всю войну на переднем, что называется крае. Скупая слеза фронтовика – это еще было бы понятно – может кто умер, жена ушла, заболел кто серьезно, сгорело что, или еще какая «мелочь», но чтобы фронтовик так горько плакал, да – это было из области фантастики. Ноги сами направились к любопытному факту.
– Здорово Гела. Почем нынче слезы. Утрись, не баба ведь. Что случилось, рассказывай –облегчи душу.
Такая тоска взглянула на Костю - еще зеленее, чем грязно –зеленый предмет, похожий на мяч в руке у Гелы.
-Вот, Гела протянул Косте мяч, - посмотри.
Костя взял мяч, подержал в руках, потом присмотрелся, отковырял траву, землю – и увидел под коркой – мать честная - хлеб – настоящий белый хлеб – целое состояние.
- Какая ж образина такое сотворила – вот сволочь.
Гела вырвал хлеб из рук Кости, в сердцах
- Сам ты образина. Я четыре месяца откладывал деньги на этот хлеб, хотел сделать сыну подарок. В Сочи, приобрел золотой лом и в торгсине на золотой лом купил булку. Принес домой, ты ж моего Дато знаешь – ему как раз 5 лет исполнилось. Вот я ему на день рождения подарок сделал. Держи, говорю. Будешь помнить свой пятый день рождения. Дато на радостях на улицу помчался – ну, думаю, угодил парнишке. Через час выхожу – смотрю, на поляне Дато и другие сорванцы в футбол гоняют, ближе подошел – так это ж они булкой гоняют в футбол. Ах вы такие-сякие, да что ж вы делаете. – в футбол играем, вы же мяч Дато подарили на день рождения. - Какой мяч - кричу – это же хлеб. - Неее, дяденька, хлеб белым не бывает, вы шутите, хлеб только черный, мы все это знаем. Взял я булку, Дато обнял и пошли мы с ним домой. Идем, а Дато спрашивает – пап, а ты взаправду сказал, что хлеб это. Я уже целых пять лет живу на свете, а такого не видел, наверное ты пошутил, наверное мамка сказала привести меня домой скорее. Понимаешь Костя, так мне стало на душе тяжко. Ну вот войну прошел – там все понятно, а здесь – заглянул в глаза Дато – не смеется – правду говорит. Отвел пацана домой, сказал жене, чтоб выкупала, а сам быстрей на улицу – чувствую ведь, что слезы нахлынут. Вот такие брат дела.
- Да - сказал Костя, утер глаза рукавом, обнял Гелу – Много нам с тобой предстоит еще сделать и в первую очередь – чтобы наши пацаны не знали ни войны, ни голода.
«С тех пор прошло 60 лет. Советский Союз « приказал долго жить» , уважение к фронтовикам постепенно уходит в небытие, хлеб не так цениться теми, кто никогда не испытывал настоящий голод, но даже если у кого-нибудь этот рассказ разбудит сопереживание с Гелой и понимание ценности Хлеба - значит не даром плакали, когда-то очень давно, два фронтовика, возле полуразвалившегося каменного забора, на тихой маленькой улице.