Античные логаэды

Антиквар
Греческое слово логаэд можно перевести как «прозо-песня». Так с древних времен называют особую группу стихотворных размеров, которые составлены из разнородных стоп. К примеру, ямб или анапест состоят в идеале только из ямбических и анапестовых стоп,. к которым могу присоединятся подобные стопы, например, пиррихий в ямбе. Но уже в античную эпоху поэты обнаружили интереснейшую возможность составлять стихи из разнородных стоп – когда в стихе сочетаются двух- и трехсложные стопы, иногда три или четыре разных типа стоп в одном стихе. Цель такого «синтеза» стоп – добиться особенного ритма стиха или строфы.

Античное стихи могут быть лишь приблизительно переданы в русском переводе, так как долгие слоги античных языков лишь условно могут быть заменены русскими ударными слогами. Тем не менее, ритмические особенности античных логаэдов звучат и в русских переводах:

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся,
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет – время бегущее… (Гораций, ода III, 30, пер. С.Шервинского).

Это так называемый «асклепиадов стих». Строение его следующее (- безударный, + ударный слог, // цезура):

--+--+//+--+--

Это выглядит как сочетание двух полустиший – первое анапестическое, второе дактилическое. При этом первый безударный слог может заменяться ударным, возможны и иные сверхсхемные ударения, как в обычном трехсложнике. Такой тип логаэда, в котором каждая строка по существу имеет одинаковое строение, называют стопным логаэдом.

Но возможны и более сложные сочетания – когда строфы слагаются из строчек разного строения:

В снегах глубоких, видишь, стоит весь бел
Соракт. Насилу могут леса сдержать
Свой груз тяжелый, и потоки
Скованы прочно морозом крепким (Гораций, ода I, 9, пер. С.Шервинского)

Это алкеева строфа. Вот её строение:

-+-+-//+--+--
-+-+-//+--+--
-+-+-+-+-
+--+--+-+-

В первых двух строчках – полустишие ямба сменяется после цезуры полустишием дактиля. Третья строка – ямб. В четвертой строке сначала два дактиля, потом два хорея. Такой тип логаэда называют строчным. Он был особенно распространен в античное время. Требования гармонии в её античном понимании здесь воплощаются в сочетании уравновешенного движения восходящего и нисходящего ритмов. Восходящий ритм слышится в первых полустишиях двух первых строк и в третьей строке. Остальные части строфы – ритм нисходящий.

Ещё один тип античной логаэдической строфы:

Звезды близ прекрасной луны тотчас же
Весь теряют яркий свой блеск, едва лишь
Над землей она, серебром сияя,
Полная, встанет (Сапфо, фрагмент 34, пер. В.Вересаева)

Это сапфическая строфа:
+-+-+--+-+-
+-+-+--+-+-
+-+-+--+-+-
+--+-

Первые три строки состоят из: первых полустиший (хорей), и вторых полустиший (анапест + амфибрахий). Они могут разделяться цезурой, но не всегда. Четвертая строка – так называемый адоний – сочетание дактиля и хорея. В сапфической строфе наблюдается асимметричное сочетание восходящего (первые полустишия первых трех строк) и нисходящего ритмов, последний преобладает за счёт адония, целиком построенного на нисходящем ритме.

В русской поэзии античные логаэды использовались не только при переводах древнегреческих и латинских стихов. Известны стихи Брюсова, Волошина, Ходасевича, Гофмана, написанные с использованием античных логаэдических размеров, но попыток таких в целом было немного – все они приурочены к началу ХХ века и представляют собой экспериментальные попытки. Античные логаэды не смогли прижиться в русской поэзии, прежде всего в силу сложности своего ритмического рисунка. непривычного русскому читателю. Тем не менее, русские поэты все же писали, и достаточно часто, логаэдами. Но – уже не античными. О русских логаэдах я расскажу в следующий раз.