Среди бурелома... изданных строф

Татьяна Кувшиновская
ЭПИГРАФ!!!
От красот природы в умиленье!
Захотелось посвятить стихи ей.
Бурей налетело вдохновенье...
И поэт не сладил со стихией.
(Татьяна Кувшиновская)

Ах, кабы я не знала ни автора, ни редактора стихотворного сборника "Песня родника"! Но, увы! Зелёную тоску, навеянную книжкой в обложке цвета изумруда, придётся развеивать, не называя имён. Это, похоже, становится моим стилем при разборе неудачных, с моей точки зрения, публикаций. Благо, тиражи их невелики, да и критика дойдёт до очень узкого круга. Я пробовала заинтересовать стихами из этой книги своих близких и соседей, но после двух строчек:

В молчании кротком лес в зимнем уборе
Тенями играет небесных светил,

они, попытавшись осмыслить фразу, отказывались от этой затеи и от дальнейшего знакомства с творчеством автора.
Да и то: небесные светила, ночь, и, значит, светил этих, по крайней мере, два (две яркие луны), которые могли бы отбрасывать тень от предметов, и с этими тенями играл бы лес. Если неоправданную инверсию «Тенями играет» заменить на «Играет тенями», то и это не спасает, так как сами по себе светила теней не имеют.
Обидно, что и предисловие, и стихотворное посвящение "Автору" служат плохую службу впервые печатающемуся стихосложителю, создавая у него иллюзию успеха.
Согласитесь, худо-бедно рифмующий, умеющий держать ритм и размер человек, чтобы называться поэтом, должен много-много ещё чего уметь и иметь за душой, чтобы не пополнять ряды дилетантов и, чур, меня!, графоманов.
К чести автора, готовясь к изданию, он прибег к редакторскому глазу, но, то ли не прислушался к советам, то ли редактор попал под гипнотическое влияние, скорей всего последнее, так как трудно объяснить, чем вызвана похвала такому четверостишью:

Смеётся жаворонок звонкий
Назло дождям, назло ветрам,
За ними я бегу вдогонку…
И наша радость – пополам!

Покажите мне жаворонка, заливающегося в дождь, объясните, как догонять дождь и ветер, и с кем делит радость автор? Или другой пример из предисловия:

Ночные феи стерегут
Покой в глуши в лесах тенистых,
Цикады вдалеке поют
В алмазных росах серебристых…

Положим – «феи», может о них речь в произведении, но почему не «Покой в глуши лесов тенистых», или «Покой глуши в лесах тенистых», или «Покой глуши лесов тенистых». И никуда не годится масло-масляная красивость: «алмазные серебристые росы». Вдобавок, не понятно, в какой точке пространства находится наблюдатель-слушатель, возможно в лесу, ближе к опушке, так как в глубь не пустят феи, а цикады поют все-таки вдалеке, наверное, в поле. «Алмазных серебристых рос» ночью не увидеть, а только можно умозреть. И «леса тенистые», да ещё ночью – находка?
Я не поленилась прочитать все 67 стихотворений, перелезая через пень-колоду, и, если кто-нибудь найдёт, пройдя по моим следам, хотя бы одно произведение без сучка и задоринки, пусть ткнёт меня в него носом.
От многоразово повторенных шаблонов, ничего не говорящих читателю восторженностей в различных сочетаниях, вроде «блаженство, царство, божественный, сказочный, волшебный, загадочный и т.п.», я почувствовала себя переевшей чего-то приторно-сладкого. А скомканное словечко «средь»! Я споткнулась на нём никак с десяток раз.
Стоит ли говорить о приблизительности рифмы: «храмы-залы, укрыт-кружит, ветерок-василёк, пробегает-оставляет, куда-то-святки, сверкает-мерцает, зимы-сосны, образах-краях, тополей-быстрей, ручьём-ветерком, мелькнёт-зажжёт, ветвям-листам, тоску-бегу, ползут-бегут…»
Построение фраз – здесь, как сейчас говорят, и грамматика, и стилистика отдыхают:

– И шум ветвей берёзок голых
 мне шепчет строфами стихов;
– Златые купола с крестами на церквах;
– Слышу вибрации мыслей былого;
– Открыли ПОТОМКИ нам таинство знаний
 И древнюю письменность первой строфы…

Как понять этот опус:

С небесной мыслью просветлённой
Вела духовный разговор

Я так понимаю: «Небесная мысль» – она изначально светлая, а тут выходит, кто-то просветил её и теперь на равных ведёт с ней беседу.
Автор, в желании поведать миру нечто, захлёбывается в чувствах, теряется во времени и пространстве: он постоянно «весь дрожит» и трепещет, у него не глаза, а «очи», он весь – чувственность и восторг, но ведь читателю надо самому покрыться мурашками при чтении стихов, проникаясь той картиной, которая вдохновила поэта, а не беспокоиться об его, поэта, психическом состоянии.
Алогичность и неорганизованность изложения мысли постоянно заставляет читателя возвращаться к предыдущей строчке или строфе. За всем этим не замечаешь ни находок поэтических, ни музыки стиха... И какой контраст с живительными строчками Поэтов, чьи цитаты предпосылаются к тематическим разделам сборника! В общем, налицо состоявшееся издание несостоявшегося поэта. Чтобы не показался мой разнос злопыхательством, ничем не подтверждённым, судите сами:
 
– В перелесье пробегает незамеченный зверёк;

– И муравьи в мудрёных пирамидках
 Свой издадут приветствующий писк.

(Специально встала на колени перед муравейником, чуть ли в ухо ни забрались муравьи, а писка не услышала. Вдобавок – корявая инверсия «Свой издадут» – а чей же ещё?) ;

– От снега плечи распряМИЛИ ЕЛИ,
 Ссыпая с лапника цветы зимы.

(Ветви живые называются лапами, обрубленные – лапником) ;

– Задорный гомон птиц весёлых –
 Цветёт во мне палитра слов;

– Люблю я ПРОСТОРЫ зелёных полей,
 Где иволга плачет СРЕДИ ТОПОЛЕЙ;

– Мерцает лунное свеченье
 И тень бросает на лицо;

– Лес, в бесконечность уходящий,
 Вдаль синей лентою бежит;

– Весь мир становится цветущим;

– И чахнут от дождей цветы в природе,
 И травы вянут в заливных лугах. ;

– Касается ветвей плакучих
 Лесных просторов впереди. ;

– Курится тумана густой балдахин,
 Скрывая вершины зубчатых седин.;

– Летний день горит от зноя,
 Жизнь стихает на часок.
 Млею я в траве по пояс,
 Слышу Музы голосок.

Песнь живого родника, в отличие от "Песни родника" – сборника, с которым я присела утолить жажду, однообразна, но не утомительна. Хотелось бы и автору этой книжки, и себе самой пожелать писать не красивенько, а красочно, не выспренно, а задушевно, не банально-шаблонно, а "по-свойски, даже как лягушка". Само собой – с почтением к русскому языку.

Лето-осень 2006 года
==================================

ЭПИГРАФ и вирши

басня посвящается таким авторам, как моя знакомая петербурженка и курчанка-сетираторша.

Стихоплёты в сетях Интернета
 Ищут, чем приукрасить бы вирши:
 Предпошлют им эпиграф ПОЭТА –
 Под –
 банально банальщину свищут.

 Лучше б стёрли под ним всё до точек –
 Ведь ЭПИГРАФ стесняется строчек!

 6.07.2012 ;-))) ЕСз