О нас критиках и нас авторах

Самуэль Тибо
 

Простые взаимоотношения охотника и его жертвы, они так и норовят местами поменяться.


(Сумей прочесть написанное и
отделить свое от общего,
 ибо все мы разные, но суть- одно целое.)
-------------------------------
С краю начать, с опушки? Пока дойдешь, много чего повидаешь. Все ли рассказывать?
ВЕПСЫ, маленькая, но деревня, уходящая корнями в самые первоистоки Руси, народность. В старину её называли весь. Чудь, весь, меря - выходцы из лесов и болот, мирно сожительствовали в тогда еще Новгородской Руси.
Наши пра-пра-пра…
Землепашцы, отнимая у леса пространство на делянки, сеяли и жали – так и жили.
В отличии от южных соседей, новгородцы почти не страдали от степных набегов. Жили вольно и не держали слободских ( охрану).
Как и принято, народ тешил себя охотой. Каждый полагал, что он хорош и завсегда добудет зверя, на худой конец кабана или мелкого зверья набьет на пушнину.
 А зверь любит дороги. Даже кабан, которому чаща нипочем, бережет силу; пробивая свои тропы он охотно пользуется чужими. Совсем как люди.
Зверь живет инстинктом, он, безусловно, умен, но человеку дано больше!
Доверяй инстинктом, но поверяй себя делом( в нашем случае- словом)

Крупного зверя поймать- удача , только сейчас его и не увидать.
 Молодые видно, неопытные . Шуму от них, а пользы…
Кого с места потревожат, кого предупредят. Так и идут по лесу, с песнями, смехом. Зверю, не то что убежать, уползти можно- не углядят и следов, охотнички.. Хоть и учат их и не научат. Стало быть не в учении сила, не в учителях, не науке…. В учениках!
Вот коли бы знать заранее, кого учить, а кого так пустить.

Учись пока молодой, да верь больше глазам, меньше - ушам. «Дурак думкой богатеет, умный и подавно».
А как учиться? Спрашивать, читать, накапливать знание. Что чтение- сродни разговору. Без него нет и познания, как ни крути- нельзя.
Будешь бороться с собой –будет польза. Трудное дело, но кто тебя выкует? Только сам и, даже не учителя, не время и обстоятельства, но враги твои. Как сталь точат о жесткий камень, так мягкий камень сталь портит, и вовек ничего не построить коли- мешать не станут. Мудрость житейская под камнем не лежит и ручейком по полянке не бежит.
Её не ищут, сама тебя найдет. Словами печатными она не написана, но услышать можно- себя слушай. Да и если б мудрости со слов учились,….. все мудрыми и были бы.
А как же опыт, что он человеку, если не мудрость и знания житейские?
А знаешь, куда прошедшие дни, куда она- прошедшая жизнь девается? Здесь все, с тобой и остается. На себе и в себе носишь- все одно. И велика ноша, да все больше становится- удержать бы. Человек велик, самое великое и славное дитя природы. Ему и отмерено больше всех и радости, и печали. Только и стареет он только от этих тягот( все же груз они), а не как скотина на работе. Время сравнивают с проточной водой. Два раза не ступить, дважды не испить той же. Да, но вода уходит, а время хоть и течет как она, но с тобой остается , в памяти.
Эта память народная, где писана, где словами говорена, где обрядом соблюдена или обычаем.
 ОТ того обряды и исполняют, помнят их и передают по наследству.
Хорошо быть таким человеком, да живет в нас это раболепие- слепое поклонение, когда завидев сильного, бегут под подол к нему, прячутся. А вольные, так сами по себе – не тронь, даже не дыши в их сторону. Разве что кланяйся, это стерпят. Скажу тебе, худшие, которых сам знаю, те, что перед силой гибки, а на слабость волком смотрят, норовят схватить незащищенного и рвать, пока не заголосит.
Да не все люди плохи, добрая слава лежит, худая бежит.
«- Город, говорят, не стоит без семи праведников... семи, кажется, не
помню по-ло-жен-ного числа».(Достоевский, «БЕСЫ»).
Итак , почнем.
----------
О нетерпеливом творчестве.
____________________________________
(не любо не слушай,
а врать не мешай.)
----------------------

Посмотрите на старенькие деревеньки, разбросанные по России. Домишки стоят покосившиеся…. Э, нет, не все они от времени, да от природы бунтарства. Вглядитесь: отрубы неровные, один больше, другого едва-едва хватает лапу зарубить. Бревна ошкурены, да стругом не выправлены. Неровно прорублены и окна, да все разновеликие. Наличники тяжелые и резьба чудная. Сразу и не поймешь, что за зверя или птицу мастер изобразил. Так и сейчас бывает. Почнешь одно, о другом задумаешься, третье вспомнишь, да и не остановившись четвертым кончишь.( Сам читал, да и вам наверняка попадалось )
 А все вместе живет себе. Не отнять ничего нельзя - искалечишь, а править начнешь - совсем запутаешься. И впрямь чудно.
Живет же в человеке это чувство пропорции. Самая простая- это половинки целого. Ухитрись разделить так, чтобы и справа и с лева равноценно было!
Ан нет, не всегда и получится, а надо?
Великая тайна, когда из несоразмерных и неделимых взглядом/мыслью/рукой частей вырастает целое, где ни убрать, ни прибавить нельзя.
------------------------------------
Теперь вот бросим эти иносказательные намеки и сравнения, и будем говорить прямо. Только уговор - не обижаться.
-----------------------------------------

Ах, не учите меня писать стихи, а то и вовсе перестану.
_________________________________________________________

Конечно же, не одно и тоже получать удовольствие от «нашептанных свыше» и от «рукотворно созданных» произведений, когда осознаешь всю трудность, когда понимаешь! Вещи это несопоставимые и есть место тому и другому, да не вместе.
Иллюзия «нашёптанности» очень распространена. Конечно же- слух авторский. Слух- врожденная способность, как и ритм и свойства памяти человеческой запоминать в контексте или почти дословно, а когда и абсолютно по тексту.
Но кто сказал, что эти данности не поддаются развитию.
Хорош пример с музыкой. Можно играть на слух, можно по нотам ( музыка вообще схожа с поэзией: ритм, размер, метрика…) .
Конечно правы и те, кто вопиет: - да не нужно меня учить, я живу стихами, дышу ими.
Правы, ведь суть действительно в том чтобы не останавливаться. Только так, с работой, а это работа, с ней приобретается мастерство и неповторимость.
 И не приходят тебе в гости стихи уже законченными; бери да записывай, не бывает такого. Спорить станете?
 Предела развитию нет, только неспособность и нежелание. Поиск - основная грань настоящего и стоящего автора. Поиск- наука. Он же и награда .
-А что если я так увлекусь этим поиском, что потеряю нюх и перестану писать?
Переформулируем: - а что если я пойму границы своих возможностей!
Страшно, да, конечно страшно, но совсем не повод чтобы отказаться от этой возможности.
Возможно стихосложение даже древнее слогового письма.
Нет, не так, скорее первые наскальные рисунки и были прообразом искусства как такового и...
Когда еще сама речь была в зародыше, когда изъяснялись не всегда понятными образами и, главное – невозможно было сохранить приобретенное знание, только передать по наследству!
После того как развалилась микенская (великая) эпоха древнегреческой культуры, в числе много численных потерь была и зачаточная, но все же письменность. И так вплоть до Гомера. Как не странно, эта эпоха была самой золотоносной в области стихосложения- творили неграмотные и не знавшие письменности или какого-либо способа запоминания текста, кроме как передаваемых из уст в уста текстов и набора формул, Аэды.
Их наука передавалась из уст в уста, повторяю не записывалась!Вот новость. Тогда стихосложение действительно возникло на уровне инстинкта?

Может и нельзя научить писать стихи, но научится можно.
 Будем пробовать?