Дольники

Установленная Тредиаковским и Ломоносовым возможность сочетания в одном стихе разных метров имела далеко идущие последствия. Помимо логаэдов, на основе этой возможности возникли метры, уже не принадлежащие силлабо-тонической системе. Это собственно тонические метры, подразделяемые на несколько групп, первая из которых – дольники.


Дольником называют стихотворный метр, в котором безударные интервалы (слабые места) между ударными слогами (сильными местами или иктами) не являются постоянными, но колеблются по длительности от одного до двух слогов. Представьте себе строку, написанную силлабо-тоническим трехсложным метром, например, дактилем:


Девушка пела в молитвенном хоре


Это чистый четырехстопный дактиль: +-- +-- +-- +-


А что случится, если мы сделаем один из безударных интервалов этой строки короче на один слог?


Девушка пела в церковном хоре (Блок, 1905):


+-- +-- +- +-


На схеме видно, что третий интервал укорочен. Можно попробовать укоротить еще один из безударных интервалов, вот что получится:


Дева пела в церковном хоре


+- +-- +- +-


Укорочены оказались первый и третий интервалы.


Упомянутое стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре» написано так называемым четырехиктным дольником на трехсложной основе. Четырехиктным он называется потому, что в каждой строке есть четыре икта, сильных места, на которые, как правило, приходятся ударения. Почему «на трехсложной основе»? Мой первый пример, сделанный на основе строки Блока – дактиль, трехсложник. Дольник блоковского стихотворения воспринимается как метр, образованный на основе трехсложника и немного отклоняющийся от него, я же для ясности воспроизвел этот путь в обратном порядке.


Наиболее известны дольники трехиктные – это самый типичный размер данной группы метров. Целиком трехиктным дольником написана «Поэма без героя» Ахматовой:


Мой редактор был недоволен,
Клялся мне, что занят и болен,
Засекретил свой телефон


Вот схема этих строк:


--+ -+ --+ -
+-+ -+ --+ -
--+ -+ --+


Второй безударный интервал всех строк укорочен на один слог. Вторая строка начинается сверхсхемным ударением: оно стоит не на сильном месте, а в начале первого слабого интервала. Легко увидеть, что данный дольник близок к анапесту. Попробуем переписать анапестом эти строки, «заполнив» укороченные интервалы:


Мой редактор опять недоволен:
Он клянется, что занят и болен,
И грозит отключить телефон


Как видите, вот чистый анапест. На основе анапеста и построен дольник Ахматовой. При внимательном чтении «Поэмы без героя» обнаруживается еще одна интересная особенность: среди преобладающих «дольниковых» строк встречаются отдельные строки «чистого» анапеста:


И, царицей Авдотьей заклятый,
Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман


--+ --+ --+ -
--+ -+ --+ -
+-+ --+ -+


Первая строка примера – анапест, вторая – дольник, в котором укорочен второй интервал, третья – дольник с укороченным третьим интервалом и сверхсхемным ударением в начале первого интервала. Таким образом, в дольнике допустимо укорочение разных интервалов в пределах разных строк, использование строк без укороченных интервалов (соответствующих силлабо-тоническим трехсложникам) и использование сверхсхемных ударений на слабых интервалах. Этим обеспечивается высокое ритмическое разнообразие и гибкость дольника, в силу чего данные метры стали в русской поэзии много популярнее родственных им логаэдов.


Иногда встречаются и дольники на двухсложной основе – производные от силлабо-тонических двухсложников, хорея и ямба. Представьте себе, что в строчках хорея некоторые безударные интервалы будут увеличены с одного слога до двух. Получится следующее:


В мягко вздрагивающем лифте
с зеркалами отшлифованными
мы неслись, дрожа в предчувствии,
на двенадцатый этаж.
Нам в пролетах небо искрилось,
точно чаша из финифти
с инкрустированными лебедями,
яркий ткущими мираж. (Шенгели, 1915)


Схема этой строфы следующая:


+- +-- -- +-
-- +- -- +-- -
+- +- +- +--
+- +- -- +
+- +- +- +--
+- +- +- +-
-- +-- -- +-- -
+- -+ -- +


Увеличенные до двух безударных слогов интервалы: второй в первой и седьмой строках, четвертый во второй, третьей, пятой и седьмой. Кроме этого, часть хореических стоп заменена пиррихиями: первая во второй и седьмой строках, третья в первой, второй, четвертой, седьмой и восьмой строках. В результате ритм стихотворения становится особенно зыбким, гибко-плавным, напоминающим волнистую нежность архитектурного стиля «модерн», распространенного в то время.


В русской поэзии преобладающими являются дольники на трехсложной основе, особенно трехиктные. Удивительное ритмическое разнообразие их знакомо всем почитателям поэзии Серебряного века и 20-х годов. Дольники используются и ныне, но, увы, значительно реже, чем сто лет назад. Жаль, потому что их применение могло бы существенно обогатить возможности авторов.


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.