Есть дукха – беспокойная неудовлетворенность. Рождение, болезнь, смерть, разлука с близким человеком, неисполненность желания – словом, сама жизнь во всех её проявлениях, – вот что такое дукха. В буддизме дукхой оказывается и то, что всегда считалось радостью. Родные, близкие, друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств – всё это считается сковывающими человека цепями.
Таким образом, дукха выступает как единственная всеобъемлющая реальность, с которой имеет дело духовно притязательный, нравственно совершенствующийся человек.
Вторая «благородная истина» – источником дукхи является само желание, не существо его, а само его наличие – «жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряжённая со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно – «жажда обладать, жажда быть, жажда избыть».
Третья «благородная истина» – пресечение дукхи, погашение желаний, точнее – притушение их страстности. Буддизм рекомендует средний путь: избегать крайностей – как влечения к чувственным удовольствиям, так и абсолютного подавления этого влечения.
Отсутствие, преодолённость дукхи обозначается как нирвана – нечто противоположное всему, что может быть, и потому непостижимое и невыразимое.
Четвёртая «благородная истина» – существует путь, который ведёт к нирване. Это «восьмизвездная стезя», восьмиступенчатая программа духовного возвышения:
истинное воззрение (усвоение четырёх кардинальных истин Будды – таков исходный пункт как осознание смысла жизни);
истинное намерение (принятие этих истин как жизненной программы и отрешение от привязанности к миру; понимание смысла жизни становится внутренне значимым мотивом);
истинная речь (вышеназванный мотив переходит в определённое решение – воздержание от лжи, преграждение пути словам и словесным ориентирам, не относящимся к обозначенной выше нравственной цели – отрешение от мира);
истинное усилие (бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться; отражение в сознании осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей);
истинное памятование (праведная мысль – постоянно помнить о том, что всё преходяще; нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни);
истинное сосредоточение (духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; выход за границы самой морали как «свидетельство» осуществления «смысла жизни»). Последнее, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии:
экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением связей с миром, чисто созерцательным отношением к нему;
радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса;
освобождение от радости (экстаза) вместе с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душеных волнений;
совершенная невозмутимость, состоящая в полном ненарушении покоя отношения ко всему.