Вождь

Ромм Наумович Михаил
История создания фильма Михаила Ромма "Ленин в Октябре" в документах

Записка пожарного киностудии "Мосфильм" в Главное управление кинематографии (ГУК) от 25 октября 1937 г.

"Докладываю, что на съемках фильма "Ленин в Октябре" пользуются запрещенными электроплитками. Хотя я их предупреждал неоднократно. Еще недавно один артист (представляющий, кстати, самого Ленина) перед съемкой тайно перекрестился и сказал: "Господи, помилуй!" Многие слышали.
С уважением Б. И. Палый

Записка администратора киногруппы "Ленин в Октябре" в ГУК от 27 октября 1937 г.

Премьеры, назначенной на 20-летнюю годовщину Октябрьской революции, не будет. Ромм сорвал все графики.
Антонович

Записка артистки Н. Ефрон (исп. роли эсерки Каплан) в ГУК от 28 октября 1937 г.

Прошу срочно заменить меня какой-нибудь другой артисткой, так как серьезно опасаюсь за свою жизнь.
Н. Ефрон

Срочная телеграмма из ГУК СССР режиссеру М. Ромму

Объясните, какого хрена там у вас происходит.
Нач. Л. Шумный


Дежурный по киностудии Горький (арт. Солохин) проверяет чистоту ногтей у Ленина (арт. Щукин).
Дзержинский во время перерыва выдавливает прыщик артисту Охлопкову. Щукин, не пропускавший такие процедуры, внимательно смотрит.

Охлопков, Крупская и Дзержинский помогают написать объяснительную проспавшему на работу артисту Щукину.
Артист Охлопков звонит жене Щукина, чтобы сообщить, что на студии внезапно назначены срочные ночные съемки.

Объяснительная М. Ромма на запрос ГУКа

Вот уже полгода я снимаю исключительный по силе и правдивости идейно-художественный фильм "Ленин в Октябре" и с каждым днем наблюдаю, как мое замечательное произведение о жизни вождя и человеческого гения все больше и больше превращается в скабрезную пародию на какие-то гнусные чаплиновские непристойности. И я ничего не могу с этим поделать. Я встаю в пять часов утра, бегу на студию. Там мы ставим свет, монтируем декорацию, пытаемся отладить аппаратуру. Ровно в восемь ноль-ноль на студию приходит артист Щукин Б. В. (исполнитель роли Владимира Ильича Ленина) в гриме и начинает разлагать дисциплину. Должен сказать, что выбор Щукина как артиста на роль вождя пролетариата был катастрофической ошибкой, так как, кроме внешнего сходства, данный товарищ не обладает ни одним качеством для воплощения такого трудного и ответственного образа. Если Владимир Ильич Ленин был гений, то артист Щукин Б. В., напротив, невоспитан, жаден и подвержен множеству других пороков. Я уже не говорю о том, как он труслив. На сцену "покушение на Путиловском заводе" мы потратили сутки, но так и не сняли ни единого метра. Все, что мы делали, это уговаривали артиста Щукина выйти из машины. Но кто-то проговорился при нем, что в этой сцене в него (Ленина) будет стрелять Каплан, и Щукин запаниковал. Сначала он притворялся больным, потом при смерти, потом захотел обедать - словом, находил любой предлог, чтобы уклониться от съемки. Напрасно я кричал об условностях, о безопасности и профессионализме. Напрасно разрядил в себя и других товарищей три полных обоймы из этого проклятого пистолета. Пробовали даже стрелять в Ленина прямо в машине, но тогда Щукин начал изнутри угрожать расправой работникам киностудии, Каплан и даже сценаристу. И это только один эпизод, а вообще проблемой на съемках может оказаться все что угодно. То ему кажется, что его кепку кто-то носил, то вдруг взбредет в голову, что для вождя могли бы найти в реквизите ботинки поновей. Поймите меня правильно, я не жалуюсь, но если в самое ближайшее время мы не найдем управы на распоясавшегося хулигана, безнравственно пользующегося внешним сходством с вдохновителем и организатором великой революции, то никакой годовщины нам не видать, как своих ушей.

Ромм

P. S. Почему-то всех женщин в студии он зовет "медвежонок".

Объяснительная артиста Щукина Б. В.

Я, артист Щукин Б. В., никогда никакого саботажа не устраивал и вообще не имею такой вредной привычки, как ссориться с людьми. И это несмотря на то, что при съемках фильма "Ленин в Октябре" я, как исполнитель светлого образа Ильича, постоянно подвергаюсь проискам и гнусным нападкам заштатного режиссера Ромма и его оппортунистической клики. Буквально ни повернуться, ни размахнуться. Я артист - натура тонкой психической конфигурации, а они мне в нос своим чайником постоянно тычут. А если я не могу без чаю. Что мне, умереть? Да дай им самого Ленина, они бы и его без чая замучили. Вот почему они врут, что я сорвал их график? Как бы я это мог, если "Ленин в Октябре" моя самая любимая кинокартина, Ленин - самая любимая роль, а их долбаным графиком я вообще нарадоваться не могу и лучше него ничего в жизни не видел. И я не виноват, что когда я в гриме, то все рабочие в студии слушаются меня, а не этого ипохондрика с рупором, потому что я вождь, а он - проходимец и дилетант, хоть и орет на всех. А орет на всех, потому что его зависть гложет, что он никто, тьфу! - микроба с лапками, а я - талант. И фильм у него получается длинный и скушный. Как, впрочем, и все, что он делает. Спросите у рабочих, как он сам первый уснул в просмотровой на показе отснятого материала. И пусть не врет, что устал! Скушно, вот и весь разговор. А ведь это фильм о ЛЕНИНЕ! Я ему сразу сказал: "Сценарий - дерьмо, но вдвоем мы его поднимем". Видели бы вы его морду в этот момент. И что? Где действие? Где интрига? На что посмотреть рабочему человеку после тяжелого трудового дня? Я говорю, - пускай Ленин нападет на шпика, заберет пистолет и всех перестреляет. Такая сцена - украшение любого фильма. Так он мне - стрельбы, дескать, в фильме и без того хватает. Ага, есть там одна, с лицом побитой вокзальной потаскухи, эсерка Каплан - так это, видимо, он про нее. Да, она стреляет. Но в кого? В ЛЕНИНА! И где он только взял эти факты. Пускай, конечно, пускай Каплан стреляет в Ленина, Му-му топит Герасима, а в танце с саблями давайте отменим сабли. Если в современном искусстве сейчас такие стали веянья, то что тут могу поделать я - простой артист. Хотя и я кое-что делаю. Например, Ильич у меня получается очень живой и непосредственный. Как говорится, самый человечный человек. Отношения с Крупской я наладил отличные, такая, знаете ли, медвежонок. Если Ромм не влезет, будет вам самый длинный поцелуй на экране (все уже срепетировано). Или вот, в сценарии сказано: "Вот, это Ленин из Совнаркома, сейчас будете говорить, вам и карты в руки". Ясно сказано. Я говорю: "Где карты?" Ромм только мычит и рукой машет . Отзовите вы его, чтобы он под ногами не путался. Мы тут и без него отлично справимся. И Каплан не нужна. Или нет, пускай остается, но только тогда Ленин в нее стрелять должен. Да, точно... Выхватывает пистолет, бах! бах! - нет Каплан. Он прыг в машину и в погоню за Керенским. А в машине Дзержинский. Он ему: "Держи меня за ноги, Феликс". А он: "Как держать?", - а он снова: "Нежно". Вот какое это должно быть кино. Пролетарское. А не так что: "Кушать хотите? Кушать хотите?" (Это у Ромма Ленин ко всем в фильме пристает. Еще бы "кушать подано" написал, лишенец).

Так что договорились. А мы уж, коллектив студии и лично я, с величайшей организованностью, большевистской точностью, мобилизованностью, оптимизмом и энергией выполним постановку стахановскими темпами и на стахановском уровне.

Целую.

Ваш Щукин-Ульянов (Ленин)