Конкурс Сонетов и Триолетов

Творческая Мастерская Ежи
____________________ КОНКУРС СОНЕТОВ И ТРИОЛЕТОВ ____________________

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . _______ Сонет CXVIII _______

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вот и шестнадцатый свершился год,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Как я вздыхаю. Жить осталось мало,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Но кажется - и дня не миновало
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С тех пор, как сердце мне печаль гнетет.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мне вред на пользу, горечь - майский мед,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И я молю, чтоб жизнь возобладала
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Над злой судьбою; но ужель сначала
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смежить Мадонне очи смерть придет!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я нынче здесь, но прочь стремлюсь отсюда,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И рад, и не хочу сильней стремиться,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И снова я в плену былой тоски,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И слёзы новые мои - не чудо,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Но знак, что я бессилен измениться,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Несметным переменам вопреки.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Франческо Петрарка, "На жизнь Мадонны Лауры")
 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ________ Сонет CXX ________

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Узнав из ваших полных скорби строк
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . О том, как чтили вы меня, беднягу,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Я положил перед собой бумагу,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Спеша заверить вас, что, если б мог,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Давно бы умер я, но дайте срок -
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И я безропотно в могилу лягу,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Притом что к смерти отношусь как к благу
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И видел в двух шагах её чертог,

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Но повернул обратно, озадачен
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тем, что при входе не сумел прочесть,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Какой же день, какой мне час назначен.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Премного вам признателен за честь,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Но выбор ваш, поверьте, неудачен:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Достойнее гораздо люди есть.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Франческо Петрарка, "На жизнь Мадонны Лауры")

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ______ Сонет 35 ______

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ты не грусти, сознав свою вину.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Нет розы без шипов; чистейший ключ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мутят песчинки; солнце и луну
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скрывает тень затменья или туч.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мы все грешны, и я не меньше всех
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Грешу в любой из этих горьких строк,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сравненьями оправдывая грех,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Прощая беззаконно твой порок.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Защитником я прихожу на суд,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Чтобы служить враждебной стороне.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Моя любовь и ненависть ведут
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Войну междоусобную во мне.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Хоть ты меня ограбил, милый вор,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Но я делю твой грех и приговор.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Уильям Шекспир)

. . . . . . . . . . . . . . . . "Лизета чудо в белом свете",
. . . . . . . . . . . . . . . . Вздохнув, я сам себе сказал:
. . . . . . . . . . . . . . . . "Красой подобных нет Лизете;
. . . . . . . . . . . . . . . . Лизета чудо в белом свете;
. . . . . . . . . . . . . . . . Умом зрела в весеннем цвете".
. . . . . . . . . . . . . . . . Когда же злость её узнал...
. . . . . . . . . . . . . . . . "Лизета чудо в белом свете",
. . . . . . . . . . . . . . . . Вздохнув, я сам себе сказал.
. . . . . . . . . . . . . . . . (Николай Карамзин)


Сонет (итал. sonetto) - твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на две рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на две или на три рифмы).

В силу того, что не все авторы, собирающиеся здесь, уже пробовали писать сонеты, мы проводим данный конкурс В ДВУХ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЯХ И В ДВУХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ:

--- 1. итало-французский сонет
----- 2. английский сонет
------- 3. (дополнительная категория) - НЕПОЛНЫЙ сонет, т.е. не соответствующий "правильной" схеме рифмовки
--------- 4. (дополнительная категория) - ТРИОЛЕТ

Дорогие участники конкурса, если у вас НЕТ в настоящее время итальянских или французских сонетов, но есть английские - ВЫ МОЖЕТЕ УЧАСТВОВАТЬ! Если у вас нет английских, но есть итальянские, - ВЫ МОЖЕТЕ УЧАСТВОВАТЬ! Если у вас есть неправильно написанные сонеты, которые строго не удовлетворяют ни итало-французской схеме, ни английской - ВЫ МОЖЕТЕ УЧАСТВОВАТЬ! Если у вас есть хоть один триолет - ВЫ МОЖЕТЕ УЧАСТВОВАТЬ! Наконец, ЕСЛИ У ВАС НЕТ НИКАКИХ СОНЕТОВ ВООБЩЕ, то у вас еще есть время до конца конкурса, ЧТОБЫ ИХ НАПИСАТЬ и принести! Смелее, ваша попытка не останется незамеченной. ;)



Итак, напоминаем кратко: СОНЕТ - это т.наз. "твёрдая форма", где рифмовка зафиксирована ЖЁСТКИМ ОБРАЗОМ.

**** Под "французским сонетом", обычно, понимают стих, построенный по формуле: abba abba ccd eed (или ccd ede). "Итальянским сонетом" - как правило, называют стих, соответствующий схеме: abab abab cdc dcd (или cde cde). В принципе, схемы рифмовки терцетов могут быть и другими, - в пределах достаточно широких вариациий. В нашем случае, ПОД ИТАЛО-ФРАНЦУЗСКИМ СОНЕТОМ мы будем понимать ЛЮБОЙ сонет, где катрены имеют СКВОЗНУЮ РИФМОВКУ, т.е. построены на ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ РИФМЕ, а терцеты зарифмованы по произвольной схеме.

**** К "английским сонетам" относят стихи, построенные по следующей схеме рифмовки: abab cdcd efef gg (такая схема обычно использовалась Шекспиром). В нашем случае ПОД АНГЛИЙСКИМ СОНЕТОМ мы будем понимать ЛЮБОЙ стих, состоящий из трех строф, зарифмованных произвольным образом, И КОДЫ с парной рифмой.

**** К третьей категории мы относим ВСЕ ПОПЫТКИ НАПИСАТЬ СОНЕТ, которые НЕ ПОПАДАЮТ в предыдущие две категории: либо рифма в катренах французского или итальянского сонета получилась не сквозной, либо еще что-то в форме отличается от предписанного канона.

Сразу хотим сказать, что ПО ПОВОДУ ДЛИНЫ СТРОК И ВЫБРАННОГО МЕТРА никаких ФОРМАЛЬНЫХ ограничений для сонетов не существует, поэтому мы не собираемся их вводить даже косвенно.

**** Наконец, четвертая категория - ТРИОЛЕТ - вводится нами на этом конкурсе по следующей причине: слишком мало людей, у которых есть триолеты, чтобы организовывать ОТДЕЛЬНЫЙ конкурс триолетов.

Итак, триолет (франц. triolet) - это твёрдая форма, представляющая собой восьмистишие с рифмовкой: АВаА abAB, где заглавные А и В - повторяющиеся рефрены.




******** ВЕДУЩИЙ КОНКУРСА – Адам Асвадов
******** СО-ВЕДУЩАЯ – Светлана Митрошенко
__________________________ __________________________
Конкурс проводится в рамках конкурсных Правил ТМ «Ежи».


==== СРОКИ КОНКУРСА
Срок проведения конкурса: 11 июля – 6 августа
Срок подачи стихотворений: 11 июля – 21 июля
Срок вывешивания шорт-листов: 21 июля – 24 июля
Объявление победителей: 6 августа


==== ПРИЗЫ ПОБЕДИТЕЛЯМ (в каждой из категорий):
1 место – 300 баллов
2 место – 200 баллов
3 место – 100 баллов



__________________________ ПРАВИЛА КОНКУРСА __________________________


1. ВЫСТАВЛЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ

1.1. Участие клонов на конкурсе ПРИВЕТСТВУЕТСЯ; каждый участвующий автор может выставлять столько стихов, сколько пожелает.
1.2. Каждое выставляемое стихотворение размещаются КАК ОТДЕЛЬНАЯ РЕЦЕНЗИЯ под настоящим объявлением. Это делается для удобства обсуждения выставленных стихов.
1.3. Если у кого-то не хватает клонов, чтобы выставить свои стихи отдельными постами, то – не расстраивайтесь, а обращайтесь к Ведущим конкурса и редакторам ТМ, – они помогут вам справиться с этой проблемой, предоставив собственных клонов.
1.4. В Конкурсе разрешено участие ТОЛЬКО стихов, размещенных на Стихире.
1.5. Авторам разрешено участвовать только С СОБСТВЕННЫМИ стихотворениями.
1.6. Дата написания/размещения оригинала стихотворения на Стихире не имеет значения.
1.7. Каждое стихотворение СОПРОВОЖДАЕТСЯ ССЫЛКОЙ на оригинал, размещенный на авторской странице. Стихотворения, размещенные БЕЗ ССЫЛОК, рассматриваться не будут.
1.8. Организаторы страницы ГАРАНТИРУЮТ всем участникам, что КАЖДОЕ выставленное стихотворение получит по крайней мере одну короткую рецензию. Ответственность за выполнение этого пункта правил лежит на Ведущих конкурса.


2. КРИТИКА И ОБСУЖДЕНИЕ

2.1. Любой посетитель страницы Конкурса (включая самих авторов) имеет право критиковать ЛЮБОЕ из выставленных стихотворений.
2.2. Критика непременно должна быть КОРРЕКТНОЙ по форме выражения и не содержать явной попытки оскорбить достоинство автора выставленного произведения.
2.3. Организаторы страницы НЕ ГАРАНТИРУЮТ точность критических отзывов и разборов, оставляемых под стихами.
2.4. Написание РАЗВЁРНУТЫХ ОТЗЫВОВ и любые попытки глубокого анализа произведений особенно приветствуются Организаторами Конкурса.
2.5. Организаторы предупреждают авторов о необходимости удерживаться от высказывания остро негативных замечаний в адрес критиков и других авторов.
2.6. При наличии явных провокаций, оскорблений и попыток помешать конструктивной работе страницы Конкурса Организаторы оставляют за собой право ЗАБАНИТЬ НАРУШИТЕЛЕЙ даже без предварительного предупреждения.
2.7. Авторам, стремящимся получить много отзывов на собственный выставленный стих, желательно проявлять больше активности в написании отзывов (хотя бы кратких) под стихами других авторов. Такое "перекрестное опыление" авторов, выставивших стихи, всячески приветствуется Организаторами Конкурса.
2.8. Написание стихооткликов и пародий на выставленные стихи поощряется Организаторами только в том случае, если они не содержат грубости и оскорбительных выпадов.
2.9. Использование инвективной лексики Организаторами Конкурса не приветствуется.


3. СУДЕЙСТВО КОНКУРСА

3.1. Все участвующие и неучаствующие в Конкурсе авторы после официального окончания приема стихотворений на Конкурс (о чем будет объявлено отдельным постом Организаторов) могут опубликовать под этим постом свои шорт-листы с указанием нескольких стихотворений-участников, в их мнении оказавшихся лучшими.
3.2. Клоны вывешивать свои шорт-листы НЕ МОГУТ, это позволено только реальным авторам.
3.3. Для судейства Конкурса Ведущими будет выбрано специальное ЖЮРИ в составе 3-5 человек. Имена членов жюри будут оглашены Ведущими под первым постом. ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА КОНКУРСА будут также вывешены под первым постом.
3.4. Выставленные шорт-листы будут приниматься во внимание при определении победителей Конкурса.
3.5. Победители определяются В КАЖДОЙ из заявленных категорий.
3.6. Результаты судейства окончательные и не могут быть оспорены.



Организаторы и Ведущие желают всем участникам удачи.