Полиметрия

Мы рассмотрели все возможные метры русской поэзии. Значит ли это, что наша работа по метрике завершена? Нет. Остаются еще незатронутые в этих очерках пути и варианты метрических и вне-метрических способов построения стиха. Один из них – полиметрия, то есть, варьирование метра в течение одного стихотворения. К ее идее придти несложно. Представьте себе стихи, одни части которых написаны одним метром или размером, а другие – иным. Наиболее очевидный пример – текст песни, где куплеты и припев различаются метрически (как это обычно и бывает).

Возможны два типа полиметрии. Первый сводится к тому, что стихотворение состоит из относительно крупных (строфа, несколько строф, как минимум, несколько строк) частей, написанных разными метрами. Это собственно полиметрия (или макрополиметрия, в отличие от микрополиметрии, к которой мы обратимся ниже). Мастером макрополиметрии был Маяковский. В своих стихах он свободно соединял самые разные метры. Вот короткое стихотворение «Прощание» (1925), где первые четыре строки – четырех- и трехиктный дольник, а следующие четыре строки – вольный хорей (в приводимых примерах для простоты снята разбивка «лестницей»):

В авто, последний франк разменяв.
- В котором часу на Марсель? -
Париж бежит, провожая меня,
во всей невозможной красе.
Подступай к глазам, разлуки жижа,
сердце мне сантиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
если б не было такой земли - Москва.

Очень многие произведения Маяковского представляют собой полиметрические композиции. Так, стихотворение «Письмо к товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928) является сложным сочетанием двух метров, противостоящих друг другу и по интонации, и по смысловому наполнению. Первый – это 4-3-иктный дольник, голос лирического героя, возвышенный и патетический:

И вот с какой-то грошовой столовой,
когда докипело это,
из зева до звезд взвивается слово
золоторожденной кометой.

Распластан хвост небесам на треть,
блестит и горит оперенье его,
чтоб двум влюбленным на звезды смотреть
из ихней беседки сиреневой.

Чтоб подымать, и вести, и влечь,
которые глазом ослабли.
Чтоб вражьи головы спиливать с плеч
хвостатой сияющей саблей.

Себя до последнего стука в груди,
как на свидание, простаивая,
прислушиваюсь: любовь загудит -
человеческая, простая.

Второй же – четырехстопный хорей (частушечный размер!), иногда осложненный трехстопными стихами с дактилическими окончаниями. Этот второй метр, сниженный до бытового, мещанского, иногда фатовски-хамоватого звучания, пародирует язык и стиль современных Маяковскому поэтов-лириков:

Я, товарищ,- из России,
знаменит в своей стране я,
я видал девиц красивей,
я видал девиц стройнее.

Девушкам поэты любы.
Я ж умен и голосист,
заговариваю зубы -
только слушать согласись.

Вот как эти два столь разных метра взаимодействуют в стихотворении:

Мне любовь не свадьбой мерить:
разлюбила - уплыла.
Мне, товарищ, в высшей мере
наплевать на купола.

Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица, не двадцать,-
тридцать...с хвостиком.

Любовь не в том, чтоб кипеть крутей,
не в том, что жгут угольями,
а в том, что встает за горами грудей
над волосами-джунглями.

Любить - это значит: в глубь двора
вбежать и до ночи грачьей,
блестя топором, рубить дрова,
силой своей играючи.

Любить - это с простынь, бессонницей рваных,
срываться, ревнуя к Копернику,
его, a не мужа Марьи Иванны,
считая своим соперником.

Получается картина диалога, происходящего как бы «за кадром», в душе поэта. И эти переходы от дольника к хорею и наоборот совершаются легко, «без стыка», без остановки. Играючи, абсолютно естественно – так, как в разговоре или монологе, в живой речи, непредсказуемо и естественно меняется интонация, настрой, мысль.

Еще более охотно Маяковский использовал макрополиметрию в своих поэмах. Так, поэма «Владимир Ильич Ленин» характеризуется взаимодействием трех основных метров: вольного хорея, дольника и акцентного стиха, причем ведущее значение имеют противопоставленные друг другу вольных хорей и дольник. Таким образом, внутренний диалог может быть передан средствами макрополиметрии не только в лирических, но и в эпических произведениях.

Если для макрополиметрии характерны перемены метра между относительно большими частями текста, и очевидна связь этих перемен со сменой интонации или содержания, то в случае микрополиметрии мы имеем дело с почти постоянными сменами метра – внутри строфы, и даже внутри одной строки, причем эти смены метра в микрополиметрии не мотивируются ни интонационно, ни по смыслу. Микрополиметрия подразумевает полную внутреннюю метрическую неурегулированность стиха, хаотическое и непредсказуемое смешение разных метров внутри его. В русской поэзии наиболее яркие примеры микрополиметрии можно найти в творчестве Велимира Хлебникова. Вот начало раннего стихотворения «Скифское» (1908):

Что было - в водах тонет.
И вечерогривы кони,
И утровласа дева,
И нами всхожи севы.

И вечер - часу дань,
И мчатся вдаль суда,
И жизнь иль смерть - любое,
И алчут кони боя.

И в межи роя узких стрел -
Пустили их стрелки -
Бросают стаи конских тел
Нагие ездоки.

Здесь преобладающий метр – ямб, обычно трехстопный, реже (третья строфа, нечетные строки) четырехстопный. Но такие строки как

И вечерогривы кони

и

И жизнь иль смерть – любое -

могут быть интерпретированы только как дольник.

Привожу еще одно стихотворение Велимира Хлебникова:

Она пошла, она запела
Скорбно, воинственно звонко.
И над головою пролетела
С пером в цвету сизоворонка.
«Я плясунья, я легка,
Я с крылами мотылька.
И на вопрос, путем каковым
Хочу я жизнь свою прожить,
Я отвечу: мотыльковым
Веду кумирам я служить.
Я толпы веселой вождь,
Я усмешек ясных дождь.
Эти белые уступы,
Белой чести белый кремель,
Он захочет, станут глупы
Вожаки грознейших земель.
Любимы мною мотыльки,
Поля, лужайки и цветки.
Я улыбкою грозна,
Любит пляску белизна.
Летом я в саду стрекоз,
А зимой — сестра славянки,
Закрывая мехом санки,
Мчусь на ветер и мороз.
Эй! Кричу чете проезжей,
Скрыта полостью медвежей».

Сколько здесь метров? Ямб (1 строка), дактиль (2 строка), хорей (3 строка), в середине стихотворения появляется и дольник (Вожаки грознейших земель), а преобладающим является хорей, как правило, четырехстопный. Посмотрите сами.

Отвлекусь под конец. Частенько приходится читать и здесь, на Стихире, и на других сайтах, критику так называемых «ритмических сбоев», «невыдержанности размера» и т.п. Думаю, приведенные примеры из классики могут многих смутить. Что ж… судите сами. Всякий авангард – отклонение от привычного – воспринимался современниками как неумелость, техническая некомпетентность. А потом говорили – это гениально! Но и наоборот может быть – мимикрия под авангард, прикрывающая техническую несостоятельность. Как бы то ни было, полиметрия – один из самых сложных технически приемов поэтической метрики, и пусть не вводит вас в заблуждение кажущаяся простота, безыскусность и нарочитая «неправильность» стихов Хлебникова.

И еще один момент. Обратите внимание на строгую зарифмованность всех приведенных примеров – и из Маяковского, и из Хлебникова. Это еще одно подтверждение того, что при ослаблении, расшатывании метрической схемы рифма берет на себя роль главной структурной «скрепы» стиха.


Рецензии
Доброго времени суток!
Благодарю Вас за очерки. Они помогают мне разобраться в вопросах метра. В предпоследнем абзаце, где вы "отвлеклись" на критику ритмических сбоев, я узнал себя. Часто замечаю такие ритмические неточности, которые отношу к непрофессионализму. Но в тоже время, приходит понимание того, что существует огромное количество вариаций в соотношении метров и рифмы. Тогда у меня есть вопрос: как определить ритмическую невыдержанность от профессиональной неточности ритма? Выходит, что из-за такого разнообразия любой начинающий поэт может случайно подпасть под ту или иную вариативность метров. Тогда на что опираться читателю в оценке профессионализма, если не на выдержанность ритма и оригинальность рифмы?
Помогите здесь разобраться.

С уважением,

Андрей Ланденок   15.10.2015 08:14     Заявить о нарушении
Андрей, вы по существу сами и ответили на свой вопрос. Тот или иной метр возникает у профессионального автора не случайно, выбор определяется самим автором в зависимости от художественной цели.

Никита Брагин   16.10.2015 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.