Обзор 1-го этапа Конкурса - Этот добрый, умный Лис

Фонд Всм
Здравствуйте, дорогие участники Конкурса, болельщики или же просто читатели:)

Ниже приведены мнения членов некоторых членов Жюри по завершившемуся недавно первому этапу Конкурса «Этот добрый, умный Лис».
Обращаем Ваше внимание на то, что это ЛИЧНЫЕ мнения членов Жюри, которые основаны на их опыте и видении поэзии в целом и которые могут не совпадать с Вашим мнением.

---
Михаил Карнаухов:
Что мне понравилось?
 1. Что ВСЕ участники подошли к конкурсу серьёзно. Каждый из них прислал одно из своих лучших стихотворений. Написано без халтуры, а если и были огрехи разного рода, то эти огрехи – просто характерны для данного автора. Все авторы были искренни. Я специально ходил в гости на страницы к большинству из них. :)
 
2. Достаточно много действительно сильных поэтов и стихов. Случись среди них выбирать лучшее - вот была бы ещё ТА задачка... :) Хорошо, что оценивание каждого стихотворения по 10-балльной системе не ограничивает членов Жюри в количестве (как при других системах оценивания, например, когда надо выбрать десять лучших).

 Что не понравилось?
 1. Попадались стихи сложного понимания, смысл которых спрятан ОЧЕНЬ глубоко. Понимаю, что есть высокая поэзия, как и сюрреализм, но... не специалист я в высокой. :) Описание состояния, состоящего из набора рифмованных разрозненных по смыслу фраз - может быть это красиво и энергетично, но... по-моему, стих должен быть гармоничным, даже высокий. А то наводим макияж на лицо, оставляя нестриженные ногти... :)
 
 2. Всё-таки я сторонник классического отображения русского стиха. С заглавными буквами в начале каждой строки, если строка не разорванная, и тем более, буду настаивать на необходимости расстановки знаков препинания. Мода модой, но... опрятность, она всегда опрятность.
 
 3. Встречались, к сожалению, слова самосочинённые, слова с неправильным ударением. Самосочинённость можно простить - если получившееся слово органично входит в контекст и понятно, то почему бы нет? Но неправильные ударения - как камушки в гречневой каше... :)
 
 4. Старорусский язык. Целиком поддерживаю его. Он мне нравится. Я сам - русский и чту свои корни. Но! У этого языка - своя грамматика, своя лексика, и некоторые авторы применяют этот язык вперемешку с современным. Что это? Всё-таки старорусский - это не тот язык, на котором мы сейчас говорим. И ему место на тематических конкурсах. А
 то получается - звучит красиво. А правильно ли это? Судить не можем. На эту тему ещё долго можно разговаривать...

 5. К сожалению, встречается коверкание русского языка в угоду ритму, рифмам. Прочитаешь такое предложение и начинаешь расшифровывать, какое прилагательное к какому существительному относится... :) Вот попробовал сочинить что-то подобное:
 
 ...шальные красных ягод кисти рвущие ветра
 с упорством голых скал холодных сущность оседлали...

---
Светлана Святенко (Svetlyachok):

Ну что же… Признаюсь, впечатления от прочтения работ не самые радужные… К сожалению, высказаться по всем работам нет возможности, поэтому остановлюсь на тех произведениях, которые либо очень порадовали, либо совсем не порадовали, либо вызвали противоречивые чувства :) Всё абсолютно субъективно. Поэтому надеюсь на понимание как со стороны тех авторов, чьи имена прозвучат в моем обзоре, так и со стороны тех, о ком упомянуть не удастся.

Начну с хорошего… что понравилось… Далее – по убывающей.

Из всех произведений, пожалуй, только одно «пробило» насквозь, обожгло, запечатлелось в памяти сердца… «Всё как было, так есть», автор - Андрей Бениаминов. Исполнение лишено изысков, но в мастерстве автору не откажешь.

Еще одно необыкновенное произведение - «Кошка-луна. Серебряное и золотое», автор – Елена Миронова. Поэтичность и необычность образов, завораживающее звучание… Окунаешься и пропадаешь, и появляешься уже с «той» стороны, ощущая себя внутри поэтической картины, созданной автором. Талантливо. И просто здОрово :)

Александр Ланге – «Ноябрь». «Настроенческое» стихотворение… по-своему интересное… технически выверенное, может быть местами даже слишком (возникло ощущение, что в третьем-четвертом катренах что-то важное было отдано в угоду рифмам; плюс - как-то уж совсем выпадает рифма «мило-уныло»… не тот уровень).

Саша Ник – «За сценой рыдает Пьеро». Тема, за которую берутся многие… оттого и сложность в том, чтобы по-другому взглянуть, сказать иначе… не повториться. Кому-то удается; в большинстве своем - нет. Мне показалось, в данном случае всё удалось.
 
Анастасия Нелина - «Зарисовки поздней осени». Приятная пейзажная лирика… с душой… и технически неплохо.

Артемов – «Солнечным лучиком, солнечным зайчиком» - теплое-претеплое стихотворение :) легкое, кружащее… дарящее радость… В предпоследнем катрене попалась пара ну очень ЖуЖЖащих строк :)
«Ты ж и сегодня такая ж игривая
Теплой оладушкой жмешься ко мне.» - при таком раскладе даже шипящее «оладушкой» начинает жужжать :)
Но в целом – очень позитивно!

Георгий Томберг – «Молитва Аввакума». Из тех произведений, которые сложно комментировать… Всеобъемлюще и в достаточной мере убедительно.

Адела Василой – «Совенок-луна». Неоднозначное (в хорошем смысле!). Совершенно трогательное начало… чУдная образность… Где-то с середины - смена настроения (ощущение, как будто открываются глаза и мир предстает в реальных красках… поэтика, слава Богу, при этом никуда не исчезает). Интересно читать и перечитывать приятно.

Евгений Бочкарев – «Марионетка». Без затей и тем не менее… чувствуется профессионализм автора. Сложная короткая строка, четкий ритм… мысль и чувство – всё на месте… Подкупают строки, ничего не могу поделать :)

Елена Койда – «Еще одна навязчивая осень». Тепло, легко и ненавязчиво :) Читается приятно. Разве что рифма «осень-просинь»… Впрочем, у кого её не было :)

Дмитрий Шунин – «Играть словами легче, чем на скрипке». Проза жизни в поэтическом исполнении… Играть словами, действительно, легче. К счастью, данное стихотворение – гораздо больше, чем просто игра слов. Понравился образ с влюбленными улитками :)

Серафима Ермакова – «В церкви св. Петра и Павла в Карловых Варах». Похоже на отрывок из лирической поэмы. Тонко, почти неуловимо… и вместе с тем, каждой толикой - в сердце.

Лариса Довгая – «Ожидание». Интересное произведение… но тяжелое и по энергетике, и по звуку… Читается очень непросто. Если ставилась задача донести до читателя всю тягостность, присущую ожиданию, то это удалось в полной мере…

Генрих Ужегов - «Романа не было…». Казалось бы, обычные стихи… любовная лирика, не лишенная философских моментов… простое исполнение… И тем не менее рождает отклик в душе, и возникает чувство: «вот оно… настоящее».

Нина Павлова – «Пахнет кофе и любовью». Присутствует настроение, есть возможность почувствовать («увидеть») атмосферу… Но при всем при этом, чего-то не достает. Похоже на застывшую картинку… Касаешься поверхности, а чтобы окунуться и прожить – уже не удается. Допускаю, что за таким «эффектом» стоит авторская задумка.

Лариса Васильченко – «Напомнить». И снова, на первый взгляд довольно простое стихотворение… привычная история с легко предсказуемым финалом. Понравилось, как исполнено. Всего в меру… нет ничего лишнего. Образы гармонично вписываются в общий контекст. Не оставляет равнодушным.

Абашин Алексей – «Ответь мне небо». Замечательная зарисовка… думаю, многим из нас близкая по настроению. Достойное исполнение.

Евгений Филин-Соколов – «Оттенки синего». Как ни жаль, но стихотворение технически очень слабое, что, несомненно, мешает восприятию. Нарушен размер… отсутствует ритм…
«Синим ластится ковш небесный.
Ветер струйный гладит даль.
В луже – оловом полумесяц.
Ночь стихами платит дань…» - «небесный-полумесяц» сложно назвать рифмой и даже созвучием.
Попадаются неплохие строки, образы (понравился «сон лоскутный», да и самая первая строка хороша)… Но в основном всё настолько разрозненно, что невозможно воспринимать текст как единое целое.
Не понравилось «в венах нежных» и «незаметно вползает утро» - и то и другое просто режет слух…
В целом текст очень похож на затянувшееся лирическое отступление… Важное что-то потерялось. Аргумент «это же пейзажная лирика!» не принимается :) Нет жизни, нет музыки… нет гармонии… Есть попытка. Тоже хорошо, но, главное, чтобы автор разобрался, что не так… не останавливался, продолжал работать…

Сергей Пряхин – «Мысли». Вот здесь пришлось поломать голову :). Неоднозначное стихотворение. С одной стороны – всё серьезно, с чувством; с другой – присутствует что-то такое… то ли самоирония (не сказать, что ярко выраженная), то ли просто неудачно (не к месту) примененные слова (словосочетания, образы):
«все время в башке одураченной пылью и мраком
навязчиво бьется об уши внутри сумасшедшая проза…»
или вот это
«…но мысли они как степные, дурные и злые собаки
давно не дают, не прилечь, не поесть, не присесть.»
Ну явный же перебор, да простит меня автор :)
Технически тоже всё непросто… При прочтении появляется такое ощущение, что каждая новая строка длиннее предыдущей… «Обрыв» происходит на второй строке второго катрена… Внутри строк сбоев нет. Чувство ритма у автора явно присутствует. Поэтому, возможно, всё дело в неудачно выбранном размере, придерживаться которого оказалось сложнее, чем хотелось бы :)

Людмила Уварова-Момджи – «Тугая тетива тугого лука. Псалом 90». Первые два катрена читаются свободно, оставшиеся четыре - очень тяжело. Впечатление такое, как будто начало было записано на пике вдохновения, а продолжение уже дописывалось позднее… Не знаю, насколько оправдано в данном случае специфическое «произношение» (употребление) слов, но на мой взгляд, стихотворение (раз уж это стихотворение!) выиграло бы и по звучанию и в целом, будь оно написано современным языком. Еще более странно, что автор отнес данное произведение в раздел любовной лирики… всё же, кажется, это немножечко из другой оперы (и, наверное, всё-таки не для конкурса)…
«Не убоишься от нощнаго страха -
заступник мой, еси на Небеси!
Не придет к тебе зло и к телеси
твоему не приблизься рана!» - сбои в размере также имеют место быть…
Много глагольных рифм, есть очень спорные рифмы («страха-рана», «него-своё»), есть вовсе не рифмы («тьме-дни»)…
Общее впечатление, к сожалению, в минусе.

Валентина Мушкатина – «Потопший». Не стихотворение и не проза - нечто среднее. Белый стих? Тоже – нет. Размер, заданный вначале, благополучно забывается, не продлившись и до середины. Далее – сплошная бесформенность. Рифмы – где-то есть, где-то нет; но и те, что есть, в основном глагольные: «смоет-накроет», «подмочит-измочит» (здесь еще и однокоренная). Печально, одним словом… и не только по сюжету.

Елена Карапетян – «Рассвет нового года». Честно говоря, даже не знаю, что сказать… Коротенькая незамысловатая зарисовочка, со сбоями в размере… И рифмы не рифмы, и с порядком слов тоже не всё здорово («на мягких зимы лапах»). Не хочется расстраивать автора, поэтому без «вердикта».

Наталия Прохоренкова – «Сон о свадьбе». Без комментариев… Знаю, что автор учится. Поэтому, надеюсь, что положительный результат не заставит себя ждать :)

Долгопалец Сергей Иванович – «Даше, от Сергея!». Очень личное – чувствуется. К сожалению, кроме искренности чувства, что-то еще отметить знаком «плюс» в данном тексте очень тяжело. Вероятно, автор не ставил перед собой цель, сделать из посвящения произведение поэтического искусства… оттого никакого произведения и не получилось.
Перечислять все минусы займет довольно много времени и места :) Поэтому не буду.

Замечу, что при желании любой автор, желающий получить более развернутое мнение по своим текстам (а также, возможно, помощь), может обратиться в Школу Поэтического Мастерства при Фонде «ВСМ».

---
Алексей Лис:
Эти комментарии писались мной одновременно с оцениванием и больше похожи на заметки на полях…

Зинаида Королёва «ХРАНИ ДОБРО»
Один недочёт – нарушение логики в третьем четверостишии. У Вас получается, что «путь» будет превращён в «факел» (а никак не «порыв сердца», как скорее всего задумывалось автором)… Остальное – хорошо. Особенно бы отметил красивое созвучие (выделение моё):
«..Пороки многие неГЛАСны,
Не видит их и мудрый ГЛАЗ…»

Елена Шуваева-Петросян «Мне выпало счастье»
Опять-таки логические ошибки. У Вас получается, что «Горюшко… ступало (и) счастье… в землю впитало…», то есть глагол «впитало» выглядит как направленное действие, а не как обезличенное… И последнее четверостишие – мне очень не понравилось. В нём «сбивки» и по ритму, и по самому построению предложений…

Яков Шафран «Ты пришла из моих нескладин»
Вы употребили такое трудное слово, как «несклАдина», с ударением которого во время чтения не всё понятно… Например, я в первый раз прочитал так «Ты пришла из моих нескладИн…» и только дочитав до третьей строчки понял, что не «угадал» с ударением:)
А дальше… я читал Ваше стихотворение несколько раз и так до конца и не понял. Для меня нет в нём достаточной ясности выражения мысли. А может быть, это я такой не понятливый… Кто знает…

Андрей Бениаминов «Всё как было, так есть...»
Мне очень нравится это стихотворение, Андрей… Ничего «плохого» сказать не могу. Очень.

Серафима Ермакова «В церкви св. Петра и Павла в Карловых Варах»
Не понравилось Ваше изобретённое слово – «крылий»… Как-то царапает слух, ведь правильно «крыльев»… Может, правда, у Вас какой-то старорусский вариант, не знаю... но он (этот вариант) не приходит в голову, а приходит в голову, что это ошибка или подгонка под рифму… Далее: «Он, рожденный Не Женою…» - когда читаешь, то первая мысль, что каждый из нас рождается не женою, а скорее матерью:) И только потом начинаешь думать, что Вы имеете ввиду «Рождённый Той, которая не была Женой…» и за этим какой-то мистический смысл… Скажу Вам честно, мистический смысл до меня не «дошёл», видимо, не очень я в этом разбираюсь… Разве мать Христа не была женой Иосифа?.. Поэтому стихотворение так и осталось «картинкой» - красивой («слёзы»-бусины и «зарделась чья-то радость» и концовка), но до конца непонятной… Кто такой Он? Кто она, которая смотрит? Кто такая та другая, которая не Жена?..

Елена Графская «Дивный сад»
Хорошее стихотворение, Елена:) И концовка (идея) – удачная, по моему мнению… Единственное, что мне не очень – это есть некоторые довольно «затёртые» банальности…

Елена Койда «Еще одна навязчивая осень»
Концовка, по моему мнению, немножко «подкачала», последнее четверостишие… Не звучит последняя строка… Может из-за «сбитого» ритма, может из-за ещё чего-то, но не звучит… А вот первые два четверостишия – очень понравились. Особенно отметил бы второе четверостишие про «тёплые мгновения». Очень классно сказано, Елена:)

Елена Кветная «Книга жизни.»
Не очень понравилось выделение слова «Живут» отдельно… Получилось, что «страдают и любят» и «просто ищут покой» - это не то, что бы живут…
И ещё трудно понимать смысл, когда встречается четыре существительных подряд – «пожелтеют со временем вечности книги страницы…».

Елена Карапетян «Рассвет нового года»
Коротко и красиво. Понравилось. Немножко смущает очень сложный ритм, укороченные четвёртые строки, но вот здесь как раз тот случай, о котором я часто говорю, но редко его встречаю:) Это случай «специальной» сбивки по ритму, по желанию автора… И эти «сбивки», как мне кажется, подчеркивают, а не рушат восприятие…

Екатерина Секретарёва «Четвёртое измеренье»
Хорошее стихотворение. Сюжет прописан от начала и до конца. И вообщем-то всё понятно…

Елена Коробкина «Смеюсь и плачу невпопад»
Сложное Вы употребили слово «брезжится»… Что употребляется скорее со светом, чем со взглядом, т.е. «безличн. о свете, огне: мелькать, мерцать, чуть виднеться, мельтешить, чуть заниматься, загораться.» (цитата из словаря)… У вас же по смыслу стихотворения здесь скорее «бредить», «видеть в бреду»… И получается какая-то «нестыковка»…
Далее «ходу»-«бегу» - это не рифма… С этим надо поработать…
Ну и третье четверостишие «звеня» - «тихоход»… И вообще словечко «тихоход» и сбивка в этой третьей строке третьего четверостишия не украшает стихотворение…

Наталия Прохоренкова «Сон о свадьбе»
Проблемы с ритмом, например, здесь «Я разоблачу всех -/Здесь не моё место…»
Слово «полилися» какое-то смешное… Ну не говорят так, Наташа…
Почему «натянули кольца» - разве их несколько?..
Вот вывод – да, полностью поддерживаю… Только вот «подушка» появляется очень неожиданно… если не прочитаешь название стихотворения, то вообще не понятно – откуда эта подушка взялась… Героиня, наверное, должна проснуться… где-то непосредственно перед этим… И очень всё затянуто, покороче бы…

Елена Серёгина «Ночь.»
Не звучит рифма «небеса»-«неся»… И очень сложный ритм, настолько сложный, что стихотворение почти «нечитабельно»… И вот в этой строке:
«..Расшитый, в блёстках звёзд, спустилась тишина…» - появляется проблема с логикой… к чему относится «в блестках звёзд»? К «шлейфу»? К «тишине»? Я кажется догадываюсь, что Вы хотели написать так, чтобы это относилось к обоим сразу (может быть, конечно, я ошибаюсь), но это не звучит, это только запутывает читателя…

Лариса Довгая «Ожидание»
Местами очень сложные определения и образы и само построение фраз… Например, строки «..Это потребно ль кому-то отрепье?..» и «Сердце добьется к любви неизбежно..»
Ну ещё «добьется любви» я бы понял, но добиваться «к любви» - это для меня непонятно… Еще не понравилось «..бери ж…», как-то плохо звучит, хотя и в угоду ритму…

Дмитрий Шунин «Играть словами легче, чем на скрипке»
Местами красиво сказано, например про «ленточку заката», «богатство» и «аксиому», а местами ритмические «сбивки», трудно читать… Но в целом – больше понравилось, чем нет…

Абашин Алексей «Ответь мне, небо...»
Давно знаю это стихотворение. Нравится. Очень близко к моим ощущениям, даже было у меня что-то подобное…

Георгий Томберг «Молитва Аввакума»
Да уж… Мысль понятна и стиль очень интересный, хотя и местами трудновато воспринимаемый… Например, эта строка «..Надо мыслию Бог выше сел…»
И в концовке «Да неужто этим катится» - как-то хочется или «к этому катится», или «этим кончится», но не «этим катится»… Даже несмотря на стиль, не звучит так…

Евгений Бочкарёв «Марионетка»
Порадовало составными красивыми рифмами, давно не встречал:) Во втором четверостишии не совсем понятно, что «Я буду… но редко» И потом у Вас то «марионетка», то «манекены» - я бы оставил только первое… Но в целом – больше понравилось, чем нет…

Евгений Филин-Соколов «Оттенки синего»
Первое четверостишие – никуда не годится ни по рифмам («даль»-«дань», «небесный»-«полумесяц»). В третьем четверостиши вдруг начинаются сбивки по ритму вторых строк, так и хочется прочитать «КАПля… МИ… ВИшен БЛЕСнул САД»… Образ-то замечательный, но не в ритме, Евгений… Вообщем, плохо… Можете ведь лучше, я знаю.

Марина Боголюбова «Кижи»
В начале не очень с рифмами, излишек грамматических, как мне кажется («былинный»-«длинный», «красиво»-«горделиво» и т.д.). Третье четверостишие вообще какое-то «измученное», не цепляет. А вот с четвертого четверостишия – всё очень хорошо. И концовка – замечательная. Я бы оставил вообще только эти три последних четверостишия, и было бы классное стихотворение. А первые три, по моему, ничего не дают, только ухудшают восприятие, особенно третье четверостишие…

Адела Василой «Совенок-Луна»
Интересное словечко «пеплум», раньше не встречал… И очень интересные образы и сам смысл стихотворения… Слово «ящик» я бы взял в кавычки… так, на всякий случай… В некоторых местах трудновато читается-воспринимается, можно бы было подумать и поредактировать… А в целом – очень даже неплохо…

Анастасия Нелина «Зарисовки поздней осени»
Не понравилась концовка, последнее четверостишие. Трудна по ритму третья строка. И плохо воспринимается, как снег «не долетая до земли, идёт». Умом-то понимаешь, но воспринимается как-то парадоксально…

Генрих Ужегов «Романа не было...»
Неплохое стихотворение. Немножко есть набивших оскомину грамматических рифм, но в целом – неплохо…

Нина Павлова «Пахнет кофе и любовью.»
Такая зарисовка ощущений получилась, красиво и интересно. Немножко непонятен мне образ – «тени звёздных отражений», которые «на стекле, как арабески…». Мне кажется, что здесь какая-то «переобразность»… А в остальном – хорошо…

Лариса Васильченко «Напомнить»
Классно. Четвёртую строку хочется прочитать так «И ты забудешь без следа…»
Просто по ритму так лучше… Концовка – просто класс… Очень сильное впечатление оставило Ваше стихотворение… Таких мало…

Миронова Елена «Кошка-луна. Серебряное и золотое»
Очень красиво, Елена… Единственный образ, который не понравился, это «шурша сединой легкокрылых старух»… Это для меня слишком:) А в остальном – очень хорошо.

Козлова Марина «Великому чувству.»
Трудно понять, когда читаешь, строку «А женщины слыли твоей красотой…» Как это «слыть»? Потом ещё «святая богиня»-«храма святыня», как-то не звучит… И концовка мне не очень понравилась…

Мари Гарде «Пуля.»
 «Наставал» - опечатка у Вас, буква «И» пропущена… Не понравилось «..любови чистоту…» Вот до этого всё шло хорошо – и смысл, и образы (одна пуля невероятного калибра чего стоит, классно…) А вот концовка у Вас хорошо получилась…

Александр Ланге «Ноябрь»
Интересное стихотворение… Не очень понравилось начало с «придурочностью погоды» и «странностями природы», может, из-за самих этих ритм… А в остальном – очень даже хорошо, образность на высоком уровне и неожиданные для читателя «повороты» смысла…

Саша Ник «За сценой рыдает Пьеро»
Не понимаю что это означает – «Актёр, в монологе скрывая пароль\Дороги, лишённой возврата…» Вот второе и третье четверостишия – классно … А концовка мне показалась опять-таки странной и непонятной… То есть причина рыданий не совсем понятна…

Долгопалец Сергей Иванович «Даше, от Сергея!»
 «Цепь» и «ей» - это не рифма. Вообще строка «(замкнута цепь,)Любовь – это чувство, даровано ей…» - очень многозначная получается и непонятная… Любовь дарована цепью? Любовь дарована цепи?.. О чём это вообще?
Далее «Ты лучше, невольно сидишь у костра…». Как это можно сидеть у костра невольно? «Невольно вырвался крик» - я ещё понимаю, но Ваш вариант – нет…
«Костра»-«тебя» - опять-таки не рифма.
«Но ты доказала, что любишь его…» - кого его?.. Любит «Блеск на губах», который был строками ранее?.. И далее как герой может «уйти… и не мешать» и после этого «Я буду ночами тебя обнимать»?
И последнее четверостишие – какой-то набор слов, понятный лишь автору… Ясности не хватает, Сергей, этому стихотворению. Простой ясности выражения мыслей.

Лера Фински «Считаю до трех»
В первом четверостишии проблемы с ритмом, когда читаешь (с этим «Но он…» и т.д.). Классная рифма «Аладина»-«один я». Вообще второе четверостишие – очень.
В третьем - хочется прочитать так «И утро вечерА…» - так по ритму… И кто она – не понятно? «Заката полоса»? Четвертое и пятое четверостишие – большие проблемы с ритмом. Очень неприятно Вы меня удивили, Лера. Умеете же, знаете… а тут такие «откровенные ляпы»…

Артемов «Солнечным лучиком,солнечным зайчиком...»
Да, теплое стихотворение и смысл, с которым невозможно не согласиться:) Не очень понравилось четвертое четверостишие, просто по прочтению… и это «Ты ж и сегодня такая ж…» - жжжж-жж-жж…

Анжелика Баерле «Ветерок»
Во втором четверостишии, вот здесь «Потому что я только женщина» лучше поставить тире после «я»…
В третьем четверостишии внезапно меняется ритм и читатель, не успевая «затормозить» на повороте, читает так «А у НАС с тобой ПУти РАЗные»… получается ПУти, а не пуТИ… Можно заменить на «нити»…
«Отчаянный»-«нечаянно» - довольно «смелая» рифма, мне не очень нравится…
А в остальном – неплохо…

Валерия Еремеева «Уйду в себя»
Классный образ «..Лишь печать разлуки\Слезами васильков стоит во ржи…» Просто очень классный!.. Вот второе пятистишии – мне не очень, как-то по сравнению с первым «съехало»… Эти банальные рифмы «сна»-«весна», этот образ «мечты-бабочки»… А третье четверостишие – опять-таки хорошее. Я бы оставил только первое и третье, и было бы классное стихотворение…

Валентина Мушкатина «Потопший»
Ну с рифмами «подмочит»-«измочит», это Вы зря… Не звучит, Валентина… И все эти «уж», «чтоб»... Вторую строфу я не понял, что-то там с ясностью не так… И далее вообще не стихи, а проза началась… Нет ритма, нет музыки стихотворения, нет ясности… Вобщем, плохо. Надо учиться.

Сергей Пряхин «Мысли»
Интересно выражена мысль. Вот здесь «не дают, не прилечь…» - мне кажется, запятая лишняя… И может быть лучше так – «давно не дают ни прилечь, ни поесть, ни присесть.»? Как Вы думаете? В целом – неплохо.

Артемона Иллахо «Я прошу тишины»
Красиво написано, я бы сказал даже, со вкусом. Почувствовалось стихотворение. Не очень только вот здесь «…Грохот молотов.\Пальцы иссечены\Нервной молнией…»
Как-то не звучит…

Вероника Черкасова «Лето. Сотрясение сердца»
Интересная идея и реализация оной. Только вторая строка понимается каждым в меру «его распущенности»… Впрочем, там и не заменишь особо ничем (пару минут вот пытался подобрать другие варианты и получалось только хуже)…

Жан Поль «Старенький чешский трамвайчик»
Разве соловьи поют в сумерках, а тем более ночью?.. Вы меня озадачили…
«..признаний и срасти» - исправьте опечатку, ради Бога…
Хорошее стихотворение. Хотя и в паре мест я бы придрался к смыслу и логике самого повествования… То есть возникало такое ощущение, что говорим об одном, а потом – бац и резко уже совсем о другом, как будто переключили программу на ТВ… Хорошо, хоть знак многоточия стоит, это хоть как-то помогает ориентироваться…

Нэко Тян «Сколько вёрст нам до трактира»
Хорошее, я бы сказал даже так - умное стихотворение… И страшное в чём-то… Очень понравилось.

Людмила Уварова-Момджи «Тугая тетива тугого лука. Псалом 90»
Вот новое слово узнал - «срящ»… «Тьме» -«дни» - это не рифма… В четвертом четверостишии есть проблемы с ритмом… и дальше тоже…
Если честно, видимо, такие стихи не для меня, не понятны они мне… И написаны они по-другому, не так, как я привык и вижу поэзию… У Вас он написан так – когда попадает в ритм-рифму хорошо, а не попадает – ну и Бог с ним… Но нам-то, читателям, читать такое трудно, понимаете? Разве что как новую разновидность, какую-нибудь «стихо-прозу»…

---
Тимофей Бондаренко:
(заметки на полях… некоторые из них отредактированы, поскольку по правилам для членов Жюри оглашать свои личные оценки, а не суммарные, нельзя)

Зинаида Королёва «Храни добро»
«..А путь быть должен освещён
Порывом сердца гордым, чистым,
И помыслом души лучистым
Он будет в факел превращён.» - И кто же этот «он» ?

Андрей Бениаминов «Всё как было, так есть...»
Последние 3 строки только подпортили впечатление.

Наталия Прохоренкова «Сон о свадьбе»
«..Здесь не мое место.» - немое
«..Натянули кольца» - сразу несколько!!
Замысел хорош! Но исполнение……

Дмитрий Шунин «Играть словами легче, чем на скрипке»
… и длиннота подпортила

Евгений Бочкарёв «Марионетка»
«Я буду... но редко.» – многоточие неприличный глагол означает?
«..Трудно поверить,
Но это случилось.» – так «ЭТО» - все же случилось!

Нина Павлова «Пахнет кофе и любовью.»
«..на подносе два фужера,
пахнет кофе и любовью.» - здесь бы и закончить, поставил бы 7-8…

Козлова Марина «Великому чувству.»
«..Тебе в небесах херувимы поют.» -Венере – херувимы?! – новость в религиеведении!

Мари Гарде «Пуля.»
«Наставал, чтобы никто не лез..» - опечатка – «настаивал»

Артемов «Солнечным лучиком,солнечным зайчиком...»
«Теплой оладушкой жмешься ко мне.» – к вам часто жались теплые оладушки? Брррр…

Сергей Пряхин «Мысли»
… а мысли то где?

Артемона Иллахо «Я прошу тишины»
Ну зачем напрашиваться на сравнение с «тишины прошу, тишины..», если не собираешься сделать что-то сравнимое?? <Оцениваю так> в основном за технику рифмовки.
«..Что из крана вином
Льются, плавая
Хороводами нот,
Звуки плавные.» – из крана…
«..О судьбе говорить-
Лишь с ясенем.» - А что не с тополем?

Жан Поль «Старенький чешский трамвайчик»
Жалко. Испохабил автор свое стихо идиотским антуражем. Трамвайчик – вот это мило, а всякие Геры и Прометеи – только удлиняют и разрушают настроение, задаваемое первыми строками. Да и древнегреческие легенды отнюдь не умилительны.

Нэко Тян «Сколько вёрст нам до трактира»
Я бы добавил в конце что-то вроде
«Не звучит с похмелья лира…
Сколько верст нам до трактира?»

Людмила Уварова-Момджи «Тугая тетива тугого лука. Псалом 90»
<Оценка> за хорошие намерения
«..Лесная чаща муромских лесов…» - опять масло масляное
«В нем огонек любви Твоей горит,
он защитит тебя и охранит…» - огонек Бога бога охранит?
Ни рыба ни мясо. Либо тогда уж сплошь на церковнославянском, либо по-русски, используя церковизмы только мотивированно.

---

Вот и все комментарии на этот раз.

Попечительский Совет Фонда ВСМ.