***

Эрнест Цветков
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ УИКЕНД


Случайно – собеседники
/в качестве пролога/

Вот встретились случайно двое
междусезонною порою.

Признав по Бытию соседа
друг в друге, они стали вить
самодостаточной беседы
непредсказуемую нить

с предчувствием на грани Кредо,
что сущность жизненных основ
произрастает из беседы
в плетенье тишины и слов.

Помыслив мир как представленье,
как волю или как театр,
беседовали с настроеньем
они…


9.09.07


Экзистенциальный уикенд

Для нас эпоха, для Творца – момент.
Между минутным и предвечным бродим –
так незамысловато жизнь проводим –
свой экзистенциальный уикенд.

3.04.07


Кто же он?

В мир вглядываюсь, как во встречный взор,
там креатив, и там за ним – Креатор.

Но кто же он – искусный дирижёр?
иль виртуозный престидижитатор?


21.04.07


 
В инфинитиве


Реальность – фокус в чутком объективе,
Но жажду взора в нём не утолить.
И растворилось Я в инфинитиве:
Важнее что: что делать? Иль – как быть?

24.03.06

Скважины снов

Во мне рождались сны – глубокие, как скважины,
и обращались в явь, как сумерки – в рассвет,
как будто бы есть то, что только есть однажды,
а то, что есть всегда – того, по правде, нет.

Во мне рождались сны – реальнее, чем грёзы
и фантастичней, чем реальнейшая явь.
В предутренней заре, верша метаморфозы,
вдруг, обрело себя блуждающее я –

коротким мигом тени метнувшегося всполоха,
нечаянным зевком скрипучей половицы.
Зашевелилась память, темнея грудой вороха…
иль это только форма забвения сновидца?

24.03.05


Идентификация

Я поневоле жизнь веду двойную –
не тот же я во сне, что наяву.
И где же я реально существую,
в какой действительности я живу?

Однако там и там легко узнаю
себя; ведь жизнь – сплошное дежавю…
и потому спокойно продолжаю
воображать, как будто я живу.

Похоже, что миры в мозгу рисуя,
всё тот же я – во сне и наяву.
Придумываю жизнь себе такую,
которой я – как следствие – живу.

А вы? Вы думаете – вы о чём-то думаете?
Опомнитесь! Вы всё это придумываете.

28.03.07

 
Вопросы меркнут

Что в явном сне, что в ясной яви -

а я –
в действительности я ли?

А я ли я
на самом деле

в видоменяющемся
теле?

Вот я лечу
сквозь пыль ночную

и моих мыслей
эхолалия

летит,
из часа в час кочуя

сомнением:
а я – а я ли я?

Дай Бог! –
и искренне почую,

пронизывая
пыль ночную

неугомонным
пилигримом -

что я с не я
неразделимы.

19.03.06
 
Сны

Луна разбилась о стекло,
застряв в оконной раме.
Пусть мрак вокруг, а нам светло,
покой и радость с нами.

Плывет в пространстве тишина,
и ничего нет кроме
неё. Мы - персонажи сна
в притихшем нашем доме.

Часы свой монотонный путь
упрямо продолжают.
Проснется завтра кто-нибудь -
и наша жизнь растает.

1988


Сон


Однажды мудрецу приснился сон,
в нём бабочкой себя увидел он,
которой снилось, будто бы она
есть тот мудрец. История странна –

поскольку парадокс не разрешён –
не ясно до сих пор, чей это сон:
то ль бабочки, то ль мудреца. Но ясно,
что видеть сны отнюдь не безопасно.

- Я до сих пор ума не приложу,
как бабочкою, будучи – пишу?

- Хоть и философ я – не понимаю,
зачем так легкомысленно порхаю?

13.03.05
 
Выходят к часу

В пространство утреннего часа,
где меркнут блики тишины,
выходят к свету часть за частью,
материализуясь, сны.

Выходят к заданному часу,
виденья – человекосны,
чтобы принять своё участье
в делах пространства и страны.

Важны двуногие шуршащие –
будто они совсем не спящие.

17.04.06


Сходят

Сходят былые небожители,
в свои подземные обители,
из быта – да в небытиё,
забрав имущество своё.

18.11.05


а в д а л и


Миры умирают…

а значит – умиротворяются –

претворяясь в иные миры…

а вдали…--…--

как удар апоплексический… –

Всадник апокалипсический.


15.07.05
 



Не хуже

Порой наличие избытка
не хуже травит жизнь, чем пытка.
Так от избытка недостатка
бывает очень даже гадко.


26.03.06


Подобия

Вот это стул – на нём сидят.
Вот это стол – за ним едят.
А вот щека – с размаху бьют
по ней. Подобия найдут

друг друга в силе притяженья
взаимного - они идут
друг к другу: вечность - ко мгновенью,
место - к именью, к плуту – плут,

добро к добру, и зло – ко злу,
найдётся огород козлу,
найдутся стульчики к столу,
отыщет золушка золу…

как домовина и надгробие –
живут в гармонии подобия.

2.02.06.


 
Ещё…

Ещё одна остановка ветра
над квадратом поля
обозначила контуры
грядущих садов тишины.

Ещё одна пауза
меж двумя нотами
высветила возможность
нарождающейся мелодии.

Ещё одна бездна
обнаружила
всю полноту пустоты.

Мы медленно погружаемся вверх.
 

13.08.05


И мир вокруг

- Что если в качестве примера
того, как бытие живёт,
сослаться нам на Хайдеггера,
придав беседе поворот?.. -

Нет без бытующего бытия -
пейзажа направлений и развилок.
И мир вокруг меня – система ссылок,
и ссылкой в мире проявляюсь я…

…Но на кого, на что? Какое толкованье
несу в себе, собой? И что за место
отведено под это примечанье,
зовущееся мной, в глубинах текста?

- А в том и суть простого осознанья,
что мирозданье - книга, а не зданье,
и в ней запечатлевшиеся лица –
листаемые временем страницы.

- Но, может, если смыслами подвигать:
не книга мироздание, а – фига?


13.03.05

 
 
SO…
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!
Песня
Ибо прах ты и в прах возвратишься
Быт. 3:19
Дано нам со-существованье.
Что это – праздник или SOS –
в среде, где наше обитанье,
как везде-сущий пылесос?

Мы гордые в сво-ём творенье,
реализуя сказку в быль! -
мы - Столп или столпотворенье,
и оседа-ющая пыль?

Герой масштаба и размаха
или герой своих поминок? –
Вошедший в жизнь из горстки праха
животрепещущий суглинок.

6.04.06


Вне

Вне артефактов, смуты склок
эпохи громко-суетливой
найду в пространстве уголок,
минуты где неторопливы.

Войду в пространства уголок
и там услышу тихий ливень
безмолвия. Там пишет Бог
меж строк натруженных извилин.

Померкнут вместе там - и пир,
и его спутница – чума
И обнаружу, вдруг, что мир –
лишь всплеск надмирного ума.


25.03.07
 
Когда

когда отстранимся от сладких уныний
когда ускользнём от назойливых слов -
изменим порядок линованных линий
и геометрических грядок миров

когда проскользнём мимо всех изобилий
и мимо заманчиво-суетных снов –
изменим порядок размеченных былей
и перепланируем карты основ

когда отряхнёмся от суетной пыли
когда отрешимся от трения склок –
освоим без пафоса и без усилий
последний урок.


29.03.06


И время, и я

И время другое, и я не такой,
каким был когда-то, во время иное,
то время осталось за мной, за спиной.
Но что со мной сталось – осталось ли мною?

Я вижу – меняются мир и страна,
колена сменяют колена,
пространства меняются и времена,
а время – совсем неизменно.

Но если оно неизменно, то как же
осталось оно за спиной
и стало иным?.. Но об этом расскажет
подробно пусть некто иной.

6.04.06


 
Иные - и ныне


Во времени границ нет, потому и ныне
живут в соседстве времена иные.
И видно, как друг в друга параллельно тленью
взаимопроникают поколенья.

Смотря в туннель былого, вижу свет,
произрастающий, как эмбрион из семени,
и убеждаюсь – умершего нет,
есть замершее до поры до времени.

И, если вдруг – эпохи через три –
раздастся голос надо мной истлевшим:
"Пора вставать, любезный, отомри!" –
то отомру – заметно посвежевший.


6.04.07


 Возвращение

Любое место есть место встречи
(пусть она вовсе и не назначается) -
Подобно тому, как ручьи и речи
друг в друга переливаются.

А мы – со-общающиеся сосуды
для текучих невидимых сил.
К чему вопрошать – кем когда-то я буду?
Кем бы я ни был – я им уже был.

Всякое место есть место для встречи.
Даже если ухожу я прочь,
приду всё равно обратно – как вечер
перетекает в ночь.

9.03.06
Нити

Каждый миг, как предчувствие, как
уходящих эпох колыханье,
до конца не прочитанный знак
неразгаданного состоянья.

Каждый миг – не озвученный слог,
но желание снова и снова
совершить долгожданный прыжок
к постижению таинства слова.

Каждый миг – словно шаг наобум,
тёмный выдох немого наитья –
в нём взыскует блуждающий ум
путеводной спасительной нити.

Но, бедняжка, он так и не смог,
не смотря на усилия прыти,
обнаружить, что в тесный клубок
сплетены путеводные нити.

18-18.02.07


 Услышал - Ощутил

Во времени – виват удаче редкой! –
вневременности отыскав извивы,
услышал я нездешний голос предков:
"Ты жив до той поры, пока мы живы".

Я вслушивался, сам живой едва ли
от страха, хоть удаче и виват,
в то, что мне предки вкрадчиво шептали
из ночи в ночь – который сон подряд.

К их сообщениям неторопливым,
успев привыкнуть, больше не дивился.
И вдруг я ощутил: они-то живы,
а я ещё как будто не родился.

14 - 21. 03. 07
 
Странная игра

О подоконника металл
дождь брызги стуков разметал.

И ветра тёмная метла
те стуки в воздухе смела.

О подоконника металл
дождь звуки капель разметал.

И ветра вострая игла
прошила ими швы пространства.

Какая странная игра:
в ней правила неуловимы –

реальность, словно пантомима…
Но хватит мыслить! – спать пора.

Какая странная игра –
в ней уживается творенье

метафизических конструкций
с пакетиком душистых леденцов.

Какая странная игра:
в ней правила неуловимы –

реальность словно пантомима…
но хватит дум – вставать пора.

4.09.05


Игрок

- Иго рока игрока –
проигрыша кара.
И "счастливая" рука –
что крыло Икара.

28.02.05
Игра

Давным давно известно нам,
что жизнь - игра, мы в ней - актёры,
а наши поиски и споры -
лишь дополнения к ролям.

Но если я перестаю
искать опоры у суфлёра -
есть шанс пробиться в режиссёры,
переписавши роль свою.

1986


Игра
(20 лет спустя)
Рассматривая жизненных узоров
сплетенье изощрённых комбинаций,
не прекращаю наблюдать актёров
среди разнообразья декораций.

На встречные наталкиваясь взоры –
глаза ли, очи, окуляры, глазки,
осознаю всё больше – мы актёры,
носящие пожизненные маски.

Мысль не нова – напомнят мне – не так ли?
Об этом говорил ещё Шекспир.
Да, знаю, говорил: театр – мир.
Но я добавлю – в кукольном спектакле.

Я как-то написал, что в режиссёры
возможно выйти, роль переписав.
Что ж, написал… Но, режиссёром став,
быть не перестаёт актёр актёром –

играющим предзаданную роль,
и жизнь соразмеряющим по роли,
и роль его – как бы его пароль,
а не веленье изъявлённой воли.

Переписать программу предписанья –
как возвести дворец из горстки грунта.
А что свобода? Только рабство бунта,
по указуемому расписанью.

31.03.06



 

Два Сизифа


Однажды я на карту мифа
взглянув, увидел два Сизифа:
один – озлоблен и уныл,
другой судьбу благодарил,

хоть у него и склон такой
же точно, камень столько ж весил –
но был он радостен и весел
и жил в согласии с собой.

Заметить если без занудства
и дидактической тирады –
жизнь есть искусство для искусства.
В ней смысла нет? Но и не надо!

1.04.07

Умер вчера

В том-то и беда наша, что смерть
мы видим впереди; а большая часть её
у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни
минуло, всё принадлежит смерти.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 1.

Сенека однажды преподал урок
о том, что мы смерти не чаем,
что не впереди её сумрачный срок,
но что он у нас за плечами.

Ведь смерть, состоянье – когда тебя нет,
а нет тебя также и в прошлом.
И прожитое количество лет –
есть смерть, раз оно уже – прожито.

Проснусь и подумаю, сразу с утра –
а жизнь мне - родня или сводня?
И, если, допустим, я умер вчера,
то, что же мне делать сегодня?

16-18.04.07
 
 
Когти или Когито?
Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно существую)
Декарт
Ходит кто-то, ходит где-то
тенью, призраком, инкогнито,
неприметною приметой –
темный, тайный некто когито,

появляется, где хочет
шлейфом тянущихся дум
и вполголоса бормочет
"как же, как же – эрго сум",

тихим, вкрадчивым хоррором
заползает в шум ушей,
затуманивает взоры
и пугает малышей,

покрывает пыль мирскую
черепицей черепов –
"как же, как же – существую,
и не надо больше слов",

превращая в пыль мирскую
черепицу черепов –
"мыслю, значит, существую –
вот основа всех основ".

Что же – разум или когти,
подскажи – в основе мира?

Но молчит упрямый когито,
скрывшись в недрах штаб-квартиры.

28.03.05

 
Пропитан - Пытается

Идеями и смыслами пропитан,
как ароматом – старое вино,
мозг нашпигован терминами, но
Звук тишины остался не прочитан.

В глазу соринка мудрости – осколок
неутолимой тяги различенья
добра и зла. Безумен, как филолог
ум, порывающийся объяснить творенье.

Сплетает толкований вязь, однако,
не видя даже своего лица,
он, резонёрствуя о символах и знаках,
пытается расшифровать Творца.

27.03.06


 Тест

Без долгих слов и околичностей,
понять перипетии чтоб
моей замысловатой личности,
вопрос психолог задал в лоб:

"Короткими и ясными словами,
пожалуйста, ответьте на такой
вопрос: стакан, который перед вами –
наполовину полный иль пустой"?

Я трезвомыслящ и не пьян,
я вижу чёткую картину:
передо мной стоит стакан,
в нём жидкости наполовину.

Но, рассмотрев со всех сторон
проблему эту, не прикину –
наполовину полон он,
или он пуст наполовину?

И, пребывая в озадаченности –
как быть? и как вопрос решить? –
я, все же вышел из задачи –
решив стакан расколотить.

13. 03. 07