Следы в истории

Виктория Рощина
Звездопад

Когда на Землю рассердился Ад,
Направились к Земле далекие светила.
Созвездий гильдия решила,
Чтобы на Землю грянул звездопад.

И подойдя к Планете, звезды засверкали.
В паденье их так долго свет не гас!
Италии достался звездный час,
И дружно вдруг земные звезды засияли.

Художники, отринув ряд веков,
Искусства древние поднять решили,
Что Средние века давно забыли,
Сюжеты- Антики возникли вновь.

Жизнь, плоть, движенье, красота…
На полотне и в камне их вместили,
Сказав, что мир хорош, и в этом мире
И счастье есть, надежда и мечта!


 Век Ренессанса

Представить трудно, что одной семьей
Сходились оба Липпи, Боттичелли,
И Верроккьо. Пили в зной,
Смеялись, пели и галдели.

Соперник страстный, франт, шутник,
Им Моной Лизой Леонардо бросил вызов
Художник, испытатель, баловник,
Соратник Борджиа и классик для эскизов.

Лоренцо Медичи привлек к себе
Таланты яркие в их творческой свободе.
И Донателло обогнал в борьбе
Буонаротти, лидер по природе.

Затем воспел мадонну Рафаэль,
И в женщине любой открыл богиню.
Возвысил он любовь и колыбель
И в красках обессмертил свое имя.

 Поздней Венецию прославил Тициан
В реальных, искренних портретах.
И Веронезе сотворил свой “Брак из Канн”,
И радость жизни сеял Тинторетто.

Пост-ренессанс скромнее был в искусствах –
Жеманны или камерны тона.
Нет глубины ни в стиле и ни в чувствах,
Но Возрожденья дух не исчерпать до дна!

И пять веков спустя, в иных мирах,
Пройдя чрез ритмы, схемы, Авангард,
“Воспоминания о старых мастерах”
Напишет русский их собрат…

       *В 70 х годах двадцатого века советский художник Борис Щербаков открыл секрет живописи старых мастеров снова и написал картину “Воспоминания о старых мастерах” в их манере.

 Портреты Веласкеса

Веласкес жизнь писал:
От прях – до королев.
Ничтожны короли,
А шут глядит, как лев.

Граф-временщик, злодей…
Здесь – заказной портрет.
Ему готовят ад,
Не оду, не сонет.

В портрет вошла мечта -
И Вакх сдается в плен.
Испанок красота…
О! Ей не страшен тлен!

Играет кровь сильней,
И веер в руке сник.
Загадочны глаза…
В их мир бы кто проник…
       * Картины Веласкеса - портреты королей и шутов Испании, грандов ("Портрет графа Оливареса"), картины с изображением Вакха и его спутников, и знаменитый портрет дамы с веером в руке.

Пират

Игрушечка забавная –
Стоит пират лихой,
В руках примета главная –
Флаг держит над собой.

На черном – череп белый,
И кости тоже есть.
Лик хитрый, загорелый,
Без глаза – Его честь!

И борода дремучая,
И гордые усы –
Вся слава, столь могучая,
И хвастовства красы.

Но пистолет - за поясом,
Одна рука – лишь крюк.
Так грозен вид, возгласом
Одним сулит каюк.

У ног лежат сокровища,
И полон уж сундук.
Когда пиратов полчища,
Не вырваться из рук!

В наш век, столь бедный доблестью,
Сомненья разрешит.
И , может, новой повестью
Пират нас удивит.

Русь Олега

Скользнули ладьи вдоль крутых берегов,
Торопятся к стану до снега.
Здесь к схватке-бою каждый воин готов
В дружине отважной Олега.
Князь горд и подвижен, готовит набег,
Чтоб греков разбить из засады.
Судьбе он – по нраву, его оберег
Дарует победы-награды.
Но может ли он защитить от беды,
От старости, яда, измены?
И что ему ждать от тяжелой воды,
Что ждет на путях Ойкумены?
Князь мудр и бесстрашен, не верит судьбе,
Волхвов отвергает призывы.
Он жизнь посвящает пирам и борьбе,
Где с ним вечно конь торопливый.
Киев верит мечу, а не призракам-снам.
Величие новой державы
Узнают соседи по ратным делам,
Когда победители правы.
Заглянем, однако, чрез тысячу лет –
Единого нет государства.
Нить Новгород-Киев разрезал стилет
Из злобы, подпитья, коварства..
Так можно ль предвидеть развал и конец
Задолго до самых событий,
И конный курган, и змеиных колец –
Немало печальных открытий?
Но ограничен в сознании миг:
Реальность – всегда у старейших,
Кто грузом годов ее раньше постиг…
Но решенья - ,увы, без мудрейших.

 
Ливанский кедр

Вы знаете лакомство Севера,
Орешки кедровой сосны?
Ей – родственник , единоверец
Из дальней и жаркой страны.

Длинна его толстая хвоя,
Смолист, ароматен дух,
И ветер пустыни воет,
Легендами полнится слух.

Видал кедр ливанский там злато,
Разбойничий Рима рассвет,
Как руки омылись Пилата,
И Христианства обет.

Застал зарожденье Пророка,
Религии всех мусульман,
И путь крестоносцев далекий,
И роскошь ленивых осман.

От колоннады Пальмиры
Остался в развалинах след.
Только под небом порфирным
Кедр рос, как живой раритет.

А солнце печет доныне,
И бриз подгоняет волну –
Так отдыхом в жаркой пустыне
Туристов манило в страну.

Однажды, покой нарушив,
Пошел брат на брата в поход.
Химия выжгла сушу –
Ливан свои кедры сожжет.

Решили сметливые россы,
Что скоро ( такая судьба!)
Останется кедр , сух как посох,
 И лишь на рисунке герба.

-Мы возродим кедр, - сказали,
- Лишь денежный дайте мешок.
Арабы к Аллаху воззвали –
Намаз совершили и в срок.

Степенный дерзким северянам
Назначен ответ феллаха,
Скользкий, как четки имама:
- Кедр засохнет – то воля Аллаха!

               
* Фрагмент мужского портрета Антонелла да Мессина (1430-1479)