Схватки поэтов

Бакежак Каленов
...Айтыс акынов - состязание поэтов. Степная традиция диктует особые требования. Акыны обязаны свои стихи петь под домбру, дербаня две жилы музинструмента, и гортанными голосами излагая самые актуальные оценки дня текущего. Воспевать следует вождей, великие планы преобразования, все перемены, пришедие с новой властью на бескрайние просторы. С нечастыми cменами правителей страны, сидевших у власти десятилетиями, менялась политическая "подкладка" про "подвиги" великой партии. Но было одно неизменное всегда и во все времена.
...Осторожно вплетая в "правильное" повествование сведения из далёкого прошлого, акыны умудрялись изустно передавать детям и внукам историю своего рода до седьмого колена и глубже. Любой мальчик от рождения усваивал правду про дедов и прадедов, давних предков далёких времён. Школьные уроки о подвигах и славе - официоз, который вступал в противоречие с песнями-рассказами акынов. Дети сызмальства понимали, о чём в школе болтать опасно, а что следует отвечать у доски.
...В мрачные времена засилия Центральной идеологии особо языкатые пропадали бесследно. Некоторым отобранным придавали лоскачей - поэтов-переводчиков. Те наводили лоск, "грамотно причёсывали" буйную фантазию акынов, выставляли на газетные страницы, в отдельные сборники (в столбик и в рифму) отредактированные пересказы нужных партии текстов. Некоторым придавались ноты, написанные приезжими композиторами, пока нотную грамоту осваивали доморощенные сочинители.
...Но акыны праздников не ждали. Они пели свои песни в семейном кругу, опуская официоз для публичных выступлений. И оставалось лишь то, что составляет гордость семьи, историю рода-племени. Рассказывали о богатырях - борцах-батырах, о великих барымтачи - угонщиках чужих табунов; о багатых урочищах - сочных пастбищах. Степь хранила народные традиции, прикрывая исконно народные обычаи шелухой новоявленных обязаловок. Хранила стараниями своих акынов. Их песня западала в сознание, передавалась в пересказах от отцов к детям и... ждала своего выхода.
...-Пришло ли это время? - спросишь ты. И я скажу: -Знаешь, друг, давай-ка я тебе расскажу, как сто лет назад бай Утепов продал за пару сотен серебром купцу Ушакову урочище Караган. Оно перешло потом сыну французского президента Карно, а потом - английским концессионерам. А потом на него наложили свою власть новые правители страны. И было в этом урочище на небольшой глубине такое обилие полезного и нужного, что до сих пор извлекают и пользуются. -А кому достаётся прибыль? - спросишь ты.
...Давай, я лучше расскажу, как в самых знойных степях летом воду найти - безо всяких инструментов, на глазок. Или - вот это: почему в те древние времена, когда у кочевников были миллионные отары овец, они на одно и то же пастбище пригоняли скот не чаще одного раза в восемь лет.
Есть у меня и к тебе один вопрос: имя зитц-председателя всеми известно. А кто у вас нынче в Бендерах?
Тебе это не интересно. А жаль! Очень полезный опыт предков, если земля твоя и ты на ней хозяин...