Давно привычный путь...

Ольга Сергеевна Василенко Красни
Давно привычный путь - дорога к дому.
Всё те же фонари повдоль дорог.
Троллейбус... магазин... киоск знакомый.
Ворота... парк ... и дом уж не далёк.

Споткнулась. Заморгав, остановилась.
И... что такое вдруг произошло?
Должно - с глазами что-то приключилось?
Иль, в самом деле, в сказку занесло?

Совсем иначе как-то парк расцвечен.
Деревья в золоте, как в парандже
Парчово-газовой. И в лужах свечи
Листвой опавшей зажжены уже.

И словно пиром щедрым поражённы -
Все чувства вышли на поклон души.
И мысли заблудились, упоённы
Красой природы в царственной тиши.

Откуда набежала думы странность?
Что за вопросы? и к чему они?
В чём жизни смысл? В чём - чистая гуманность?
И так ли мы свои проводим дни?

Что в красоте, когда за нею - тленность?
И что в любви - когда она слепа?
Вот лист опять упал - всё та же бренность.
И вечный спор. И вечный карнавал.

Из музыки и слов слагают песни...
Поют, волнения испив до дна.
И шедевральность чувственной болезни
Неповторимостью своей сильна,

При каждом лёгком соприкосновенье,
При каждом взгляде, вдохе и глотке
Источника простого откровенья,
От отрешённости на волоске.

15.12.2007

Краткий анализ стихотворения
Тема: переосмысление привычного мира через внезапное эстетическое переживание; поиск смысла жизни на фоне красоты природы.
Основная мысль: повседневная реальность может внезапно открыться как чудо, побуждая к философским размышлениям о сущности бытия, красоте, любви и бренности всего сущего. Истинная ценность — в умении видеть поэзию момента и проживать каждое мгновение.
Композиция:
зачин (1–4 строки) — описание рутинного пути домой;
поворотный момент (5–8 строки) — внезапное озарение, смена восприятия;
кульминация (9–16 строки) — восторженное созерцание преображённого парка;
философский блок (17–24 строки) — вопросы о смысле жизни, красоте и тленности;
развязка (25–32 строки) — утверждение ценности мгновенного переживания как источника творчества и откровения.
Тип речи: лирическое размышление с элементами описания и повествования.
Стиль речи: художественный (поэтический), с ярко выраженной эмоциональной окраской и образностью.
Средства связи:
лексические повторы («парк», «лист», «красота»);
анафора («И…» в строках 13–14, 25–28);
риторические вопросы (строки 17–20);
синтаксический параллелизм (последние 4 строки);
местоименные замены («всё» ; «это»).
Средства выразительности:
метафоры: «деревья в золоте, как в парандже», «в лужах свечи листвой опавшей зажжены», «чувства вышли на поклон души», «шедевральность чувственной болезни»;
сравнения: «как в парандже парчово;газовой»;
олицетворения: «мысли заблудились», «лист упал»;
эпитеты: «царственная тишь», «щедрый пир», «чувственная болезнь»;
символы: лист (бренность), парк (мир), свечи (мгновенья);
риторические вопросы: «В чём жизни смысл?..», «Что в красоте?..» и др.;
антитезы: красота vs тленность, любовь vs слепота;
архаизмы/книжная лексика: «паранджа», «парчовый», «упоённы», «отрешённость»;
инверсия: «должно — с глазами что;то приключилось», «и вечный спор. И вечный карнавал».
Общая характеристика: стихотворение построено на контрасте будничного и чудесного, материального и духовного. Через детали городского пейзажа и осеннюю образность автор ведёт читателя к философскому осмыслению мимолётности жизни и ценности эстетического переживания как способа постижения бытия. Размер — свободный тонический стих с перекличкой рифм (перекрёстная, парная, холостая).