Уровень озарения

Фатхула Джамаль
Современный человек в суетной погоне за миражами материального мира очутился в удручающей пустыне бездуховности. Слепые поводыри толкнули его в зияющую пропасть аморализма: он превратился в умственную и нравственную калеку. Движимый гордыней и корыстью, человек перестал различать грани между добром и злом и стал на путь самоуничтожения. Сказано: «Я заточил их шеи в железные кольца до подбородка, и они вынуждены поднять головы». (Сура «Йа син»)

Гипертрофированный культ рационалистического знания парадоксальным образом отдалил человечество от Мегариальности - Великой Реальности - и завел его в тупик бытового реализма. Оборвались живые связующие нити между миром духовным и миром физическим, между Творцом и творением. Оказавшись лицом к лицу с несказанным мраком, человек начал трагически ощущать, что без духовных ориентиров жизнь превратилась в бессмысленную «суету сует и томление духа» (Екклесиаст). Растерянный и беззащитный, он стоит, не понимая, откуда пришел, зачем живет и куда ему предназначено уйти. Утратив духовные очи и впав в невежество, человечество со страхом озирается на непостижимые для него мистические тайны мироздания.

Высшее достижение рационализма - НТР. Но научно-технический прогресс происходил на фоне нравственного регресса, психологической деградации и крушения гуманизма. Достижения НТР в руках прагматичных варваров и деградантов XX века стали мощными средствами для широкомасштабных истребительных войн и массовых изощренных злодеяний. XXI век начинается с ужасающего всемирного террора: индивидуального и группового - со стороны малочисленных этносов и планомерного, государственного - со стороны многочисленных. Слепые массы вслед за своими параноидальными лидерами, ослепленными жаждой наживы и власти, устремляются в пекло самоуничтожения! Чудовищное порождение ущербной рационалистической логики - ядерное оружие, символ массового самоуничтожения. Это вопиющее свидетельство краха рационализма. Это смертельный тупик для человечества, То, что гордо называют западной цивилизацией, по сути является прагматичным варварством. Ибо она лишена имманентного признака цивилизации - духовности!

Не достаточно ли жертв и кровавого опыта, чтобы остановиться и задуматься? Настало время, чтобы найти выход из убийственной петли рационализма и перейти на качественно иной, более высокий уровень мышления! Интеллект не должен быть средством рационалистического обслуживания биологических инстинктов масс и параноидальных амбиций правителей. Интеллект есть высшая, духовная ценность. Пора отбросить культ ущербного рационализма, обратиться к Духовным Посланиям, осмыслить высшую цель человеческого существования. И в соответствии с этим нужно определить народам и правителям конкретные формы и пути осмысленной жизни и деятельности.

Обезумевшее человечество стоит над пропастью огня!

Именно в такие периоды милосердный Творец посылает на землю людей, наделенных способностью постичь и передать сущность божественного замысла. Джамаль - космический медиум, воспринимающий душой таинственную информацию, поступающую из царства духовного. Его загадочная поэзия - шифрованные тексты, полученные из духовного пространства и доступные лишь зрячим душою. Великий Гёте говорил: «Чем несоизмеримее и для ума недостижимее поэтическое произведение, тем оно прекраснее». Поэтическое мышление Джамаля развертывается на четвертом уровне познания - уровне озарения. Этого уровня можно достичь только в состоянии глубокой трансцедентаяьной медитации. Знакомое поэтам состояние вдохновения представляет собой лишь третий (интуитивный) уровень. Основная масса пишущих, особенно те, кто выполняет социальный заказ, работают на втором (рациональном) уровне.

В 1986 году на турнире поэтов в городе Иваново-Вознесенске Джамаль получает титул «Короля поэтов». В 2001 году на Международном фестивале радикальных искусств в городе Москве его называют «Гомером XXI века».

Семантика слова в поэтических текстах Джамаля совершенно далека от общепринятой. Слово здесь является знаком, символом, несущим закодированную информацию, подобно Слову в Священных Писаниях. Эта информация может быть расшифрована только в целостном контексте произведения. А внутренний смысл самого произведения раскрывается лишь в контексте определенной духовно-эстетической традиции. Характерной чертой творений Джамаля является оригинальная и чрезвычайно насыщенная образная система. Девиз его творчества: ни строчки без образа! «Оригинальный образ - ядро самобытной поэтической речи. Поэзия без образов - безобразие», - утверждает Джамаль. Интенсивная метафорика сближает его духовные творения с традицией суфийской поэзии. Парадоксальность поэтического мышления - с каонами дзен-буддий-ских мудрецов.

Джамаль рассматривает Слово как ключ к тайнам мироздания, а поэзию как метод познания Метариальности - Великой Реальности. Таким образом, в настоящее время, когда кризис языка и методов познания современной науки стал совершенно очевидным, открытия поэта становятся достоянием новой науки. Ибо истинная поэзия - «колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения» (И. Бродский).

Джамаль не только одаренный поэт, ученый и духовный учитель, он теоретик и основатель духовно-эстетического направления «Новая волна». Коренное отличие его учения от других эстетических теорий заключается в том, что он обосновывает необходимость и плодотворность движения эстетической мысли не в горизонтальном плане (путем эстетизации видимой реальности), а в вертикальном направлении - путем постижения и художественного воплощения подлинной эстетики Мегареальности.

Еще в глубокой древности Чжуан-Цзы говорил: «Лягушка, живущая в болоте, не знает об океане». Поэт призывает людей не уподобляться лягушкам. Он раскрывает перед нами океан Великой Реальности. Его многомерный духовный взгляд охватывает одновременно прошлое, настоящее и будущее, мир духовный и мир физический. Его крылатый дух, наделенный очами духовными, легко передвигается во времени и пространстве. Именно о личностях, обладающих подобными способностями, шейх Низами писал: «Повелителем пространства, шахом времени он стал». Многие строки Джамаля напоминают пророческие откровения, предсказания, молитвы.

В 1994 году Джамаль посещает Нью-Йорк и поднимается на небоскребы. Он пишет пророческое стихотворение: «Башня гордыни». Но его никто не хочет слышать. 11 сентября 2001 года небоскрёбы исчезают с лица земли. Орудиями их уничтожения становятся самолеты - плоды рационализма оборачиваются против их создателей. Начинается новое смешение языков - столкновение целых цивилизаций, безумная и самоубийственная война. Это Божье наказание человечеству за грехи рационалистической гордыни и безбожия.

Удивительным своеобразием творений Джамаля является их способность, особенно при чтении вслух, излучать колоссальную целительную, одухотворяющую энергию.
Несмотря на чудовищные барьеры, возведенные безбожниками и догматиками между духовными личностями и народом, поэт имеет немало последователей и учеников. Он знает, что его духовный и творческий труд не пропадет даром:
       "И босые апостолы новой волны Интегральные тропы проложат в астрал".

«Скучно перешептываться с собеседником, нудно буравить собственную душу. Но обмениваться сигналами с Марсом -задача, достойная лирики» (О. Мандельштам). В этом смысле творчество Джамаля - поэзия самой высокой пробы. Читатель имеет возможность убедиться в этом.

Дембо Гадиага,
профессор, Дакар (Сенегал)